Использование дифференцированного подхода в обучении в сельской школе

 

Курсовая работа

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.  Теоретические основы дифференцированного подхода в обучении в сельской школе

1.1.         Сущность понятия  "дифференцированный подход" в обучении …..6

1.2.         Особенности организации учебного процесса в сельской школе…..14

ГЛАВА 2.  Опытно-методическая  работа по использованию дифференцированного подхода в обучении в сельской школе

 2.1. Методика использования дифференцированного подхода на уроках биологии……………………………………………………………………….21

2.2. Реализация  дифференцированного подхода на уроке биологии…….28

Заключение…………………………………………………………………….38

Библиография………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности. Для малокомплектной школы характерна неравномерная наполняемость классов. Есть школы, где отдельные классы  могут отсутствовать вовсе. Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Поэтому в сельской малокомплектной школе  наиболее актуальным представляется дифференцированный подход к процессу обучения.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

За последние годы проблеме дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации. Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации внутриклассной дифференциации процесса обучения школьников на уроках биологии.
Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как включать внутриклассную дифференцированную самостоятельную работу в
процессе усвоения учащимися знаний и умений, какова степень эффективности такой работы.

Необходимо также отметить, что возможности урока в развитии самостоятельности детей используется в практике работы многих учителей
 совершенно недостаточно. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации учебного процесса, особенно в условиях малокомплектной сельской школы, с одной стороны, и отсутствием
теоретического и опытно – экспериментального обоснования реализации этой возможности – с другой.

Возникшее  противоречие обусловило выбор темы выпускной курсовой работы: «Использование дифференцированного подхода в обучении в сельской школе».

Проблема исследования заключается в изучении возможности дифференцированного подхода в процессе обучения в сельской школе и определении условий его реализации в педагогическом процессе. Рассматривая проблему мы ограничились учебно–познавательной  деятельностью на уроках биологии.

Решение данной проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий внутриклассной дифференциации процесса обучения на уроках биологии  в шестом классе Ново-селезневской средней общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс обучения биологии.

Предмет исследования: дифференцированный подход в обучении биологии в сельской школе. 

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения проблемы дифференциации процесса обучения.

2. Определить условия эффективности внутриклассной  дифференциации.

3.  Разработать и экспериментально проверить эффективность уроков биологии в шестом  классе,  ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной  дифференциации.

Гипотеза исследования: Процесс обучения будет наиболее успешным, если развивать познавательные способности учащихся
посредством практической деятельности; разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков биологии; целенаправленно, педагогически обоснованно осуществлять индивидуальный подход; внедрить в практику технологию внутриклассной индивидуальной самостоятельной работы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной  школы с. Ново-Селезнево Казанского района Тюменской области с  участием 10  учащихся 6 класса.

Этапы исследования:

1 этап - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап заключался в оформлении курсовой  работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Методологической основой  исследования послужили работы как отечественных исследователей по проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения (И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и др.);  работы учёных-методистов по разработке  и внедрению  дифференцированного подхода (А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.).

Научная новизна работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в педагогике,  психологии  и методике по вопросам индивидуализации и дифференциации процесса обучения  в условиях современной сельской школы.

 Практическая  значимость: представляется  возможным использовать данную работу в практике  учителей биологии сельских школ при  организации образовательного процесса.

Структура работы: введение,  две главы, заключение, библиография.

 

 

Заключение

 

В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:

1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
2. Определены условия эффективности индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.
3. Разработаны технологии индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса обучения  на уроках биологии.

4. Разработана система дидактических заданий для уроков биологии в десятом классе, ориентированных на реализацию в условиях
внутриклассной дифференциации.

5. Изучены особенности воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся.

В ходе экспериментального исследования наша гипотеза подтвердилась, т.е. при целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутриклассной дифференциации процесса обучения на уроках биологии.

Зная особенности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.

Завершающий  этап эксперимента показал эффективность применения дифференцированного и индивидуализированного подхода к обучению школьников на уроках биологии.  

Анализ литературы по исследуемой теме позволил определить ряд условий, необходимых для эффективной реализации дифференцированного подхода. Важным этапом в процессе работы педагога, придерживающегося ориентации на дифференцированный подход в обучении, должны быть, по всей видимости, определение и отработка системы работы с каждой из выделенных групп учащихся.

Работа с дифференцированными группами учащихся должна вестись по двум основным направлениям:

1.                            Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.

2.                             Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.

Два этих направления в работе учителя раскрываются как: воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной
учебной деятельности.

 Подводя итог сказанному в  данной работе, можно сделать некоторые выводы:

1.Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а следовательно понятия "внутренняя дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.
   2. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
  3. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

4. Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

а) быть единой для всех групп учащихся;

б) показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

в) наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;

г) представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.



 

 

Библиография

 

1.                   Анохина, Г.Н.  Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения [Текст] / Г.Н. Анохина // Инновации в образовании. 2003. №1 С. 94-103.

2.                Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях современной школы: [Текст] / Материалы итоговой научно-практической конференции, 23-24 мая 1999 г. /Под ред. П. Л. Васильченко - М.: ПРИОР, 2000.-164 с.

3.                Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студент. вузов. [Текст] / Г.С. Абрамова - М.: Академия, 1997 – 638 с.

4.                Анастасова, Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. [Текст] /  Л.П. Анастасова, В.С.  Кучменко. — М., 2000.- 278 с.

5.                Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. [Текст] / Б.Г. Ананьев /Под ред. А.А. Боданева. .: МГУ, 2000.Т.2-288 с.

6.                Бабанский,, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

7.                Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский, М.: Прсвещение, 1989. -558 с.

8.                Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский,  М.: Просвещение, 1989. -256 с.

9.                Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Проспект, 2001. -192 с.

10.           Бутузов, И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое
средство эффективного обучения школьников. [Текст] / И.Т. Бутузов М., 1968.- 214 с.

11.           Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания био­логии. [Текст] /Н.М.  Верзилин, В.М. Корсунская — М., 1983. – 306 с.

12.           Воскресенская, Н.М. Великобритания: Стратегические направления развития образования[Текст] /Н.М. Воскресенская  //Педагогика - 1996 г. №4 -  С. 91-98

13.           Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] / Л.С. Выготский - М.. Дело, 1995.-240с.

14.           Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.

15.           Гоноблин, Ф.Н. Книга об учителе. [Текст] / Ф.Н. Гоноблин. М.: Юнити, 2001. -240 с.

16.           Григорян, С. Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе. [Текст] /  С.Т. Григорян М.: БЕК, 2002. -162 с.

17.            Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В. Давыдов – М., 1978 – 321 с.

18.           Зимняя, И. А. Педагогическая психология. [Текст] / И.А. Зимняя – Ростов  на Дону: Феникс, 1997 – 476 с.

19.           Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.

20.           Кабанова – Меллер, Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности   и умственное развитие учащихся. [Текст] /Е.Н. Кабанова – Меллер. -  М., 1968. – 243 с.

21.           Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. [Текст] / А.А. Кирсанов.  азань, 1992.-124 с.

22.           Кларин, М.В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике XX века [Текст] / М.В. Кларин //Сов. педагогика. - 1987 г. - №47 – С.120-126.

23.           Кон, И.С. Ребенок и общество. [Текст] / И.С. Кон - М.: МГУ, 2000 .-269 с.

24.           Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для- студентов пед.институтов. [Текст] / Н.А. Константинов .: Просвещение, 1992.-447 с.

25.           Краткий словарь по социологии [Текст] /Под ред. А.С. Айзикович. / - М.: МГУ, 2000,-447с.

26.           Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / /Под ред. А.В. Петровского. .: Знания, 2000.-494 с.

27.           Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. [Текст] / Н.В. Кузьмина .: Перспектива, 2002.-174 с.

28.           Калмыкова, З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся. [Текст] / З.И. Калмыкова//Вопросы психологии. 1961 №2.- С.97.

29.           Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как  педагогическая проблема. [Текст] / А.А. Кирсанов Казань, 1982.- 264 с.

30.           Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной системы. [Текст] /Е.А. Климов. - Казань, 1969.- 315 с.

31.           Конев, А.Н. Индивидуально – типологические особенности
школьников как основа дифференцированного обучения. [Текст] / А.Н. Конев М., 1968.- 231 с.

32.           Колеченко, А.К. "Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] /  А.К. Колеченко С.-Пб., 2002. -  367 с..

33.           Конюшко, В.С. и др."Методика обучения биологии".[Текст]/В.С. Конюшко. -  Минск,2004г. – 246 с.

34.           Кучменко, В.С. и др. "Проблемы модернизации биологического
образования"[Текст] / В.С. Кучменко  // Биология в школе, 2003 г., № 5. – С.85-88.

35.            Кучменко, В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] /  В.С. Кучменко — М., 2000. – 347 с.

36.            Леонтьев, Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 – е изд. [Текст] /  Л.Н. Леонтьев – М., 1977 – 364 с.

37.            Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст] / А.М. Матюшкин.- М.,  1972. – 185 с.

38.            Махмутов, М.И. Об индивидуализации обучения [Текст] / М.И. Махмутов. // Народное образование. 1964.№2. – С.64.

39.            Марина, А.В., Соломин, В.П., Станкевич, П.В. Школьное биологичес­кое образование: проблемы и пути их решения. [Текст] / А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. СтанкевичСПб., 2000. – 341 с.

40.            Майоров,  А.Н.   "Тесты  и  их  виды",  [Текст] / А.Н. Майоров //Школьные технологии, 1998 г., №4. С.   176-178 

41.           Рабужский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения       школьников. [Текст] / Е.С. Рабужский М., 1975.- 268 с.

42.           Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика  воспитания. [Текст] / B.C. Селиванов. - М.: Академия, 2000. - 335 с.

43.            Онищук, В.А. Урок в современной школе. [Текст] / В.А. Онищук. - М., 1981.- 236 с.

44.            Орлова, Л. Н. Теоретико-методологические основы преподавания био­логии. [Текст] /Л.Н.  Орлова — Омск, 2001.- 276 с.

45.            Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] /  Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1996 – 168 с.

46.                          Понамарева, И.Н.  и др.  "Общая методика обучения биологии".[Текст] /  И.Н. Понамарева. - М.,2003 г., с.240-244.

47.            Репкина, Г.В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст] / Г.В.Репкина, Е.В. Заика. Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

48.           Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Текст] /Л.Д. Столяренко М.: Ростов-на-Дону,  Феникс, 2003.-544 с.

49.           Тутушкина, М.К. Практическая психология. [Текст] / М.К. Тутушкина. М.: Дидактика Плюс,  2001.- 368с.

50.           Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И.Э.Унт. ., 1990. – 367 с.

51.           Хелус, З. Понимаете ли вы ученика? [Текст] / З.  Хелус. - М., 1987.- 162 с.

52.           Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении школьников [Текст] / З.П.  Шабалина//Начальная школа. 1990. №6. – С.76-79.

53.           Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого. [Текст]/ С.Д. Шевченко  М., 1991. – 217 с.

54.           Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. [Текст] /Г.И. Щукина М., 1971.- 137 с.

55.            Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф.Талызина – М.: Академия, 1998 – 497 с.

56.            Фридман, Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.  Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

57.            Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин  – М., 1995, - 342 с.

58.            Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] /  Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии – 1971, - №4 – с. 57 – 61.