Возможности компьютерной поддержки при изучении темы «Доли и дроби»

Диплом

 

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы  изучения темы «Доли и дроби» в начальном курсе математики

1.1.         Математические  основы изучения темы «Доли и дроби» в начальных классах……………………………………………………………..6

1.2.         Методические подходы к формированию представлений у младших школьников о долях и дробях……………………………………..13

1.3.         Использование компьютерной поддержки на уроках математики в начальной школе……………………………………………….25

Глава 2. Опытно-методическая работа по ознакомлению младших школьников с долями и дробями…………………………………………………………….30

2.1Организация  уроков математики с компьютерной поддержкой по теме «Доли и дроби»………………………………………………..31

        2.2.  Анализ  результатов эксперимента……………………................40

Заключение……………………………………………….……………………48

Библиография………………………………………………………………….50

Приложения

 

 

Введение

          В соответствии с программой по математике, в начальных классах должна быть проведена подготовка к изучению дробей в  средних классах. Это значит, в начальных классах надо создать конкретное представление о доле и дроби. С этой целью предусматривается во 2 классе ознакомить детей с долями, их записью, научить сравнивать дроби, решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле; в 3 классе ознакомить с дробями, их записью, научить сравнивать дроби,  научить решать задачи на нахождение дроби числа. Получая  знания об обыкновенных дробях, школьники расширяют свои представления о числе и границы вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам, и то особенное, что свойственно только дробным числам.  Это способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, внимания  учащихся, формированию у них логического мышления, умения находить причинно-следственные связи, способствует развитию их познавательной деятельности в целом. Изучение дробей служит развитию речи, обогащению словаря учащихся. Многие методисты и учителя отмечают важность изучения обыкновенных дробей в  общеобразовательной школе.

В методических пособиях, создана  достаточно стройная система, разработаны методы и приемы, наглядные средства изучения обыкновенных дробей в младших классах общеобразовательной школы. На основе этих пособий разработаны учебники, в которых содержится большое количество разнообразных упражнений заданий, используются оригинальные приемы изучения обыкновенных дробей.

Анализ психолого-педагогической литературы, программ  и учебников, а так же проведенный нами анализ опыта работы учителей показали, что при обучении школьников начальных классов обыкновенным дробям недостаточно учитываются трудности детей в усвоении дробей, а именно деление целого на части (равные и неравные), а также получение целое из частей. Кроме того не разработаны подходы применения новых обучающих технологий для преподавания темы «Доли и дроби» в начальной  школе, в частности нет рекомендаций по использованию компьютерной поддержки на уроках математики при изучении темы «Доли и дроби».

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволила нам определить тему исследования - «Возможности компьютерной поддержки при изучении темы «Доли и дроби» на уроках математики в начальных классах».

Проблема исследования. Какие формы компьютерной поддержки позволяют  повышать  эффективность ознакомления с долями и дробями в начальной школе?

Решение указанной проблемы является целью исследования, а именно выявить формы компьютерной поддержки, способствующие повышению эффективности ознакомления с долями и дробями в начальном курсе математики.

          Объект исследования: Процесс ознакомления учащихся начальных классов с долями и дробями на уроках математики.

Предмет исследования: формы компьютерной поддержки (тесты, использование компьютерных программ, специально разработанных по теме, презентация в форме слайд-шоу) при ознакомлении с долями и дробями.

Гипотеза исследования. Если на уроках математики при изучении темы «Доли и дроби» использовать комплекс фрагментов уроков  опирающейся на компьютерное иллюстрирование, то это  позволит повысить эффективность освоения данной темы учащимися.

Задачи  исследования:

1)           Изучить теоретические основы изучения темы «Доли и дроби» в начальном курсе математики.

2)           Проанализировать методические подходы к формированию  представлений  у младших школьников о долях и дробях.

3)            Разработать комплекс уроков математики с компьютерной поддержкой  по ознакомлению с долями и дробями.

4)            Экспериментально  проверить эффективность форм компьютерной поддержки, используемых в комплексе уроков.

Методы исследования. Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической  и методической литературы, анализ программ и учебников, опыта учителей начальных классов по проблеме исследования; наблюдение и анализ учебного процесса на уроках математики; и обобщение материала; количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована необходимость изучения долей и дробей  и выявлены математические и методические основы изучения долей и дробей в курсе математики начальных классов.

Практическая значимость. Разработанный комплекс уроков ознакомления младших школьников с дробями и долями, включающий новые средства обучения, в частности компьютерную поддержку, могут быть использованы учителями начальных классов в практической деятельности.

Научная новизна.  Выявлены и научно обоснованы формы компьютерной поддержки (использование специально разработанных по теме компьютерных программ, презентаций в форме слайд-шоу), способствующие эффективному ознакомлению с долями и дробями в начальном курсе математики. 

Работа по данной теме исследования осуществляется в три этапа:

На первом этапе – мы определили проблему и в связи с ней сформировали тему нашего исследования, цель, объект, предмет, выдвинули гипотезу, определили задачи работы. Выполнили курсовую работу, которая явилась основой данного исследования.

На втором этапе – организовали и провели педагогический эксперимент с целью апробации комплекса фрагментов уроков по математике с использованием компьютерной поддержки и проверки их эффективности.

На третьем этапе – систематизировали данные, сделали заключительные выводы, оформили выпускную квалификационную работу.

Исследование проводилось на базе средней школы №5 с включением

46 учащихся третьих классов.

Структура работы включает введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения.

 

 

 

Заключение

В соответствии с Программой по математике в начальных классах должна быть проведена подготовка к изучению дробей в IV и V классах. Это значит, что  в начальных классах надо создать конкретные представления о доле и дроби. С этой целью преду­сматривается во II классе ознакомить детей с долями, их за­писью, научить сравнивать доли, решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле; в III классе ознакомить с дробями, их записью, научить сравнивать дроби, научить решать задачи на нахождение дроби числа. Все названные вопросы раскрыва­ются на наглядной основе.

Ознакомить детей с долями — значит сформировать у них конкретные представления о долях, т. е. научить детей образо­вывать доли практически. Для формирования правильных представлений о долях надо использовать достаточное количество разнообразных нагляд­ных пособий. Как показал эксперимент, наиболее эффективными пособиями являются мультимедийные программы. 

Использование на уроке таких элементов способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

×                    усвоить базовые знания по предмету;

×                    систематизировать усвоенные знания;

×                    сформировать навыки самоконтроля;

×                    сформировать мотивацию к учению;

×                    оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

 Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу, согласно которой ознакомление младших школьников с долями и дробями будет проходить наиболее эффективно при условии использования компьютерной поддержки на уроках математики. Усовершенствование   методики ознакомления с дробями и долями,  опирающейся на компьютерное иллюстрирование преобразований и действий с обыкновенными дробями, позволяет повысить эффективность освоения данной темы учащимися.

Разработанные система и методика ознакомления младших школьников с дробями и долями, включающая новые средства обучения, в частности компьютерную поддержку, повысили эффективность обучения школьников по данному разделу и могут быть использованы учителями начальных классов в практической деятельности.

 

 

 

 

Библиография

     1.            Аргинская, И. И. Математика 3 класс. [Текст]/ И. И.  Аргинская. – Самара:  Корпорация «Федоров», 1997 – 88 с.

     2.            Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. -  М.: Просвещение, 1984.- 324с.

     3.            Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе. [Текст]/ А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2005.-455 с.: ил.

     4.            Болтянский, В.Г. Простые дроби и вычислительная техника [Текст]/ В.Г. Болтянский // Математика в школе 1998, №5. - С. 41

     5.            Буденная, Л.В. Сложение и вычитание дробных чисел. [Текст]/ Л.В.  Буденная // газета Математика 2004. №17 с.27

     6.            Волкова, С.И.  Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. [Текст]/ С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа 2004 – С38-42.

     7.            Воспитание учащихся при обучении математике: Кн. Для учителя: Из опыта работыост. Л.Ф. Пичурин.-М.:Просвещение,1987.

     8.            Глейзер, Г.И. История математики в школе. [Текст]/ Г.И.  Глейзер.- М.: Просвещение, 1964. -375 с.

     9.            Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2004. - №3 – с.201

10.            Дорохов, Т.С. Дроби и проценты [Текст]/ Т.С.  Дорохов // газета Математика  2001. № 30. - С.3

11.            Дробышева, И. Изучение темы Дроби 3 класс [Текст]/ И.  Дробышева // газета Математика 1999, №44 С.23

12.            Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. [Текст]/ Т.К.  Жикалкина. -  М. Сфера, 2006 – 147 с.

13.            Ивашова, И. Все действия с обыкновенными дробями [Текст]/ И.  Ивашова // газета Математика 2000. №2. - С.16

14.             Иванова, Л.С. Нахождение числа по доле [Текст]/ Иванова Л.С. //  Начальная школа, 2006. №8 - С. 2-6.

15.            Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие.- М.: ACADEMA, 2000.

16.            Истомина, Н.Б. Математика./ Н.Б. Истомина прогр. для нач. кл. «Гармония»- М.: Ассоциация ХХ1 век, 2005. – с.43

17.            Методика начального обучения математике. Под общей редакцией  А.А. Столяра и В.Л. Дрозда. Минск: “Высшая школа”, 1988.-242с.

18.            Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики. //Начальная школа.1997. - №5. – С. 60 – 62. 

19.      Моро, М.И. Методика преподавания математики в   начальных классах [Текст]/ М.И.Моро, А.М. Пышкало. –М,: Просвещение, 1985. -336 с.

20.     Моро, М.И. Математика./ М.И. Моро прогр. для нач. кл. «Школа России»- М.: Просвещение, 2005. – с.56

21.    Петерсон, Л.Г. Математика./ Л.Г. Петерсон прогр. для нач. кл. «Школа 2000».-М.: Ювента, 2005. – с.34

22.            Проблемы диагностики умственного развития учащихся. [Текст]/  Под ред. Н. А. Менчинской.  .: Просвещение, 1961. - 116 с.

23.    Пименова, О.В. Изучение темы Доли. [Текст]/    О.В.  Пименова //Начальная школа 1999. №5. - С. 34

24.            Попова, В.И. Игра помогает учиться. [Текст]/ В.И. Попова //Начальная школа, №2, 1987 –С.39- 40.

25.            Репкин, В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте[Текст]/ В.В. Репкин //Начальная школа – 2006 - №7 – С.19 – 24

26.    Романова, Т.  Путешествие в страну Дроби[Текст]/Т. Романова  // газета Математика 1999,. №44 -С. 6

27.            Севостьянова, Л.В. Любимые игрушки помогают изучать обыкновенные дроби [Текст]/ Л.В.  Севостьянова // газета Математика  1999. № 2. - С. 13

28.            Стойлова Л.П., Виленкин Н.Я., ЛавроваН.Н. Математика. Часть I.-М.: Академия, 1990. – 216с.

29.            Стойлова Л.П. Математика.- М.: Академия ,1999. – 337-360с

30.            Симонова, Л.В. Сложение обыкновенных дробей [Текст]/ Л.В.  Симонова // газета Математика 2003. №10. С. 25

31.   Сорокин, П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах [Текст]/ П.И.  Сорокин. – М: ИНФРА, 2005. - 127 с.

32.   Самкова, В.Т.  Правильные и неправильные дроби[Текст]/ В.Т.   Самкова // Начальная школа, 1999. №1. -С.104-106

33.            Тонких А.П. Математика. – Кн.1. -  М.: Книжный дом «Универт», 2002. – с. 333 – 361

34.   Труднев В.П.       Считай, смекай, отгадывай.  [Текст]/ В.П.Труднев. 0 СПб: Эола,2007. - 78 с.

35.   Усвоение знаний и развитие младших школьников/ [Текст]/ Под ред. Л. В. Зан­кова. - М.: Просвещение, 1965.-347 с.

36.    Шидова, Н.В. Из истории возникновения дробей [Текст]/ Н.В.  Шидова // газета Математика, 2006. № 10. -С. 15

37.            Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. [Текст]/ Л. М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. – 278 с.