Книжная иллюстрация как средство активизации творческих способностей младших школьников

 Курсовая работа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...……….3

Глава 1.  Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках  ИЗО

1.1.     Сущность понятия и особенности развития творческих способностей младших школьников…………………………..………7

1.2.     Содержание и специфика детского изобразительного творчества………………………………………………………………17

1.3.     Роль иллюстрации в развитии творческих способностей  детей младшего школьного возраста…………………………………………28

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников через книжную иллюстрацию

2.1.  Методика и организация  опытно-экспериментальной работы……………………………………………………………….….38

2.2. Опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников через книжную иллюстрацию……………………………………………………….….45

2.3.  Результаты опытно-экспериментального исследования.…….63

Заключение……………………………………………………………………67

Библиография………………………………………………………………...69

 

 

Введение

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вопросом развития творческих способностей занимались многие психологи и педагоги. Разработкой  педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, занимались выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги, такие как, В.Н.Шацкая, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей.

В современной психолого –педагогической литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы Н.Н. Подьякова, Д.Н. Узнадзе,  А.В. Запорожца, А. Матюшкина.

Огромную работу в теоретической разработке вопроса проделал  В.А. Моляко. Он достаточно глубоко изучил проблемы развития творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.

Исследованием проблемы развития  творческого мышления занимались  и  западные психологи: Дж. Гилфорд, П. Торренс и др. Изучением  данного вопроса занимались такие российские  психологи,  как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и др.

Значительную  исследовательскую работу провел  доктор психологических наук Ю.З. Гильбух. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая большие возможности для проявления творческого начала у  ребенка.    

По мнению Д. Н. Узнадзе, об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует  тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Вопрос развития творческого начала в ребенке теснейшим образом связан с проблемами эстетического воспитания. От уровня развития творческих способностей зависит наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду. В связи с этим вопрос развития активной творческой деятельности  в свете развития способностей является актуальным. 

В практической деятельности  школ формирование творческих способностей осуществляется во многом стихийно, эпизодически.

  Возникает определенное противоречие между необходимостью формирования творческих способностей у детей  и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса в учебных заведениях.

  Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление специфики особенностей развития творческих способностей у младших школьников.

  Решение данной проблемы является целью исследования.

  Актуальность обусловила выбор темы курсовой работы: «Книжная иллюстрация как средство активизации творческих способностей младших школьников».

Исходя из темы нашей работы, была определена  цель исследования: выяснить влияние иллюстрации на процесс развития творческих способностей  младших школьников.

Объект исследования: развитие творческой способности младших школьников.

Предмет исследования:  использование книжных иллюстраций как средства развития творческих способностей младших школьников на занятиях ИЗО.

В основу исследования положена гипотеза  том, что педагогическое руководство, направленное на ознакомление младших школьников с художественно - выразительными средствами книжной графики, будет способствовать развитию творческих способностей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1.     Изучить теоретические основы развития творческих способностей.

2.     Рассмотреть особенности развития детского художественного творчества

3.    Выявить и экспериментально проверить влияние использования  книжных иллюстраций как средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях ИЗО.

Теоретической основой исследования являются теоретические основы  развития  способностей  (Б.М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В. М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков,  и др.)

 Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого– педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе………. С включением 20 учащихся 4-го класса.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложения.

 

 

Заключение

В ходе работы подтвердилась актуальность проблемы исследования.

Теоретический анализ проблемы позволил нам сформулирорват гипотезу исследования, согласно которой развитие творческих способностей младших  школьников будет проходить наиболее эффективно при условии использования книжных иллюстраций в процессе обучения изобразительному искусству.

Практический эксперимент по проверке гипотезы показал следующие результаты:

В результате диагностики, проведенной нами на констатирующем этапе исследования, мы выявили, что уровень развития творческих способностей  в контрольной и экспериментальной группах практически одинаков. В обеих группах только для 20% детей характерно проявление креативности. Большинство же детей (80%) не готовы к решению задач, требующих проявления творческих способностей. Полученные данные позволили сделать вывод о необходимости проведения формирующего эксперимента по развитию творческих способностей детей экспериментальной группы.

В ходе формирующего эксперимента, используя книжные иллюстрации, мы разработали серию тематических творческих занятий, направленных на развитие творческих способностей  младших школьников.

По окончании формирующего эксперимента,  с целью  выявления  его эффективности и проверки гипотезы исследования, была проведена контрольная диагностика  детей контрольной группы, где не проводилась работа по развитию творческих способностей средствами книжных иллюстраций и  экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Методика контрольного обследования совпадала с методикой  констатирующего обследования развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития творческих способностей  детей.

Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал в контрольной группе практически одинаковые результаты констатирующей и контрольной диагностик. В экспериментальной же группе прослеживается  положительная динамика формирования творческих способностей.

Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что проведенная нами работа по развитию творческих способностей средствами книжных иллюстраций  оказалась эффективной.

Полученные данные служат подтверждением гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.

Повышение уровня развития творческих способностей  детей экспериментальной группы  после проведения формирующего эксперимента  мы считаем важным достижением нашей работы.

 

 

 

Библиография

1.    Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 2: Пер. с англ. [Текст]/ А. Анастази /Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. - М.: Педагогика, 1982.

2.    Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей. [Текст]/ Д. Б.  Богоявленская. // Психол. Журнал.- 2004. - т.16. -  №5.

3.    Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст]/ Д. Б. Богоявленская. - Ростов-н.-Д., изд-во Ростовского ун-та, 2003.

4.    Большой толковый психологический словарь. [Текст] / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

5.    Блохин, И.А. О проблемном обучении в начальных классах [Текст]/ И.А. Блохин //Начальная школа. - 2006. - №6.

6.    Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст]/ Н. А. Ветлугина. // Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.

7.    Венгер, Л.А. Педагогика способностей. [Текст]/ Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1973.

8.    Вопросы психологии способностей: Сборник статей. [Текст]/ Под ред. Крутецкого В.А. - М.: Педагогика, 2003.

9.    Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, [Текст]/ Л. С.   Выготский.- М.: Наука,1957.

10.                       Галкина, Т.В. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей. [Текст]/ Т.В.Галкина, Л.Г. Алексеева. Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. - М.:Наука, 2001.\

11.                       Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления[Текст]/ П.Я. Гальперин, Н.Р.Котик //Вопросы психологии. - 1982. - №5.

12.                        Готсдинер, А.Л. К проблеме многосторонних способностей [Текст]/ //Вопросы психологии. - 2001. - №4.

13.                       Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. [Текст]/ В.В. Давыдов.  - М.: Педагогика, 1986.

14.                        Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. [Текст]/ В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2006.

15.                       Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления[Текст]/ Д. Дбюи (Пер. с англ. Н.М.Николаевой, под ред. Н.Д. Виноградова. - М.: Совершенство, 2005.

16.                       Ересь, Е.П. Способности и их развитие. [Текст]/  Е.П. Ересь. - М.: Знание, 1997.

17.                       Жукова,  Е.С. Динамика  становления  творческих  способностей  на  протяжении  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста. [Текст]/ Е.С.  Жукова  – М.: Наука, 2000. – 423с.

18.                       Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. [Текст]/ А. В.  Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.

19.                       Зак, А.З. Развитие интеллектуальных  способностей у детей 6-9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. [Текст]/ А.З. Зак.   - М.: Новая школа, 2007.

20.                        Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. [Текст]/ Л.В. Занков. - М.: Педагогика, 1990.

21.                       Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей. [Текст]/ Н. И.  Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2007. - №10.

22.           Калошина,  И.П. Структура  и  механизмы  творческой  деятельности. [Текст]/  И.П. Калошина.  – М.: МГУ, 2003. – 168 с.

23.                       Козырев, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. [Текст]/ А.Ю. Козырев. - Пенза: НМЦ ПГОО, 2004.

24.                       Лук, А.Н. Мышление и творчество. [Текст]/А.Н. Лук - М.: Логос, 2006.

25.                       Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2003.

26.                       Основы психодиагностики. [Текст]/ Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.

27.                       Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления. [Текст]/ Я.А. Пономарев. - М.: Академия пед. наук, 2002.

28.           Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 2004.

29.           Психологический словарь. [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.– М.: Педагогика, 1983.

30.           Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. [Текст]/  С. Л.  Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1956.

31.           Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды [Текст]/  Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 2003. — № 1.

32.           Тихомиров, О.К. Психологические исследования творческой  деятельности. [Текст]/ О.К. Тихомиров.  – М.: Наука, 1975. – 257 с.

33.           Ушачев, В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. [Текст]/  В.П. Ушачев.— Магнитогорск : Нимфа, 2005.

34.           Хуторской, А.В. Эвристическое обучение. [Текст]/  А.В. Хуторской. – М.: Педагогика, 2007.

35.           Шумакова, Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении [Текст]/ Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо. // Вопросы психологии, 1991, № 1.

36.           Щебланова, Е. И. и др. Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса. Методические рекомендации по работе с тестом. [Текст]/ Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо. — М.: Логос, 2007.

37.           Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся. [Текст]/ В.С. Шубинский.  - М.: Просвещение, 1989.

38.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.:Просвящение,1960.

39.           Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников [Текст]/  Е.А. Яковлева //Вопросы психологии. - 2007. - №2.