Возможности развивающего обучения на уроках музыки в начальных классах

Курсовая работа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3

ГЛАВА 1. Теоретические вопросы развивающего обучения  на уроках музыки

1.1. Сущность и понятие развивающего обучения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………8

1.2. Реализация концепции развивающего обучения в образовательном процессе………………………………………………………………………….21

1.3. Развитие творческих способностей на уроках музыки в начальных классах…………………………………………………………………………..25

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование выявления возможностей развивающего обучения на уроках музыки в начальных классах

2.1. Методологическая основа,  организация и проведение экспериментальной работы…………………………………………………..36

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования……………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..44

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные направления обучения можно рассматривать с позиции некоторых общих оснований. Согласно классификации И.А.Зимней, выдаются следующие разновидности форм обучения:

1. По основанию непосредственности /опосредованности/ взаимодействие обучающего и обучающегося – контактное и дистанционное обучение.

2. По основанию принципа сознательности /интуитивизма/ - обучение соотносится с характером освоения опыта. /Например: интуитивное освоение ребенком родного языка/.

3. По основанию наличия управления образовательным процессом:

     а) обучение, не основывающееся на управлении, /например: традиционное обучение/;

     б) обучение, рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения /теория поэтапного формирования умственных действий, программированное, алгоритмизированное обучение/.

4. По основанию взаимосвязи образования и культуры:

     а) обучение основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся /теория проектного обучения/;

     б) обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе /традиционное обучение/.

5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью – знаково-контекстное, обучение и традиционное обучение внеконтекстного типа.

6. По основанию способа организации обучения – обучение, включающее активные формы и методы, и традиционное /информационное, сообщающее/ обучение.

В образовании наряду с традиционными сформировались и другие направления обучения: развивающее, проблемное, программированное, обучение основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, аморитмизированное обучение, развивающее обучение по знаково-контекстному типу, проектное обучение и т.д.

К наиболее существенным направлениям нетрадиционного обучения, оказавшим значительное влияние на современную практику образования и получившим распространение в современной школе, относятся модели развивающего, программного, проблемного обучения.

Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок, понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

Связь обучения и развития человека – одна из центральных проблем образования. При ее рассмотрении важно отметить, что:

     а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельные изменения в самом человеке;

     б) развитие особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса. В связи с этим  исследование возможностей развивающего обучения представляется актуальным.

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем.

Школьная программа "Музыка" нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно по, нашему мнению использовать возможности развивающего обучения на уроках музыки.  Вопрос развития творческого начала в ребенке теснейшим образом связан с проблемами эстетического воспитания.

 От уровня развития творческих способностей зависит наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду. В связи с этим вопрос развития активной творческой деятельности  в свете использования возможностей развивающего обучения является актуальным. 

В практической деятельности  школ формирование развития музыкально-творческих способностей детей осуществляется во многом стихийно, эпизодически.

  Возникает определенное противоречие между необходимостью формирования и развития музыкально-творческих способностей детей, достаточной теоретической разработанностью принципов и методов развивающего обучения  и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса в учебных заведениях именно на уроках музыки.

  Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление специфики возможностей  развивающего обучения  на уроках музыки в начальных классах.

  Решение данной проблемы является целью исследования.

  Актуальность обусловила выбор темы: «Возможности развивающего обучения на уроках музыки в начальных классах».

Исходя из темы нашей работы, была определена  цель исследования - изучить возможности развития  музыкально-творческих способностей младших школьников.

Объект исследования:  развивающее обучение

Предмет исследования:  развитие музыкально- творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

 В основу исследования положена гипотеза, которая свидетельствует о том, что музыкально- творческие способности детей младшего школьного возраста будут сформированы, если:

      - будет обеспечена взаимосвязь  психолого-педагогических условий;

      - творческие способности  будут рассматриваться как уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение ребенком различных видов деятельности

      - будет разработана диагностика условий развития  музыкально-творческих способностей;

     - будет учитываться психологический механизм развития творческих способностей. 

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1.      Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.           Исследовать особенности развития музыкально- творческих способностей

3.     Выявить и экспериментально проверить влияние музыкальных произведений на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Теоретической основой исследования являются  теоретические основы  развивающего обучения (В.В. Давыдова,  Д.Б. Эльконина,  Н.В. Репкина, А.Б.  Воронцова и др.),  теоретические вопросы  развития  способностей  (Б.М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В. М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков,  и др.)

 Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого– педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, список литературы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили актуальность темы  нашего исследования «Возможности развивающего обучения на уроках музыки в  начальных классах». и позволили сформулировать следующие выводы.

Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему развивающих факторов, в результате получается развивающее обучение, - специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, в котором каждый элемент оптимизирован в плане его максимального влияния на психическое развитие учащихся. Развивающее обучение является специфическим видом, в котором «обучение ведет за собой развитие». В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова, они представляют собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных Л.В. Занкову психологических и педагогических достижений.

Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформированные Л.В. Занковым – обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных:

- принцип более высокого уровня трудности в обучении;

- принцип ведущей роли теоретических знаний;

- принцип осознания процесса обучения;

- принцип прохождения материала более быстрым темпом;

- принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.

Новая система обучения – это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимодействуют.

В новой системе, прежде всего, меняется сам урок. Формы учебного процесса в системе предполагают большую гибкость, чем в работе по общепринятой программе, где все уроки ведутся по единой схеме: проверка домашнего задания, объяснение нового, закрепление, выводы, домашнее задание.

По результатам теоретического и практического исследования  можно сделать вывод, что процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как прослушивание музыкальных произведений, рисование, игра, песня и др.

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность
значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Формирование музыкально-творческих способностей должно осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами психологии и педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.

Задачи исследования, которые мы ставили перед собой:

1.      Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.           Исследовать особенности развития музыкально- творческих способностей

3.           Выявить и экспериментально проверить влияние музыкальных произведений на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста – выполнены.

         Процесс  развития творческих способностей ребенка связан с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.

  На развитие творческих способностей ребенка на уроках музыки оказывает позитивное влияние использование наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением пластического интонирования, импровизации, инструментального музицирования, драматизации.

Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки - все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и

единство всей музыкальной деятельности учащихся.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм развития творческих способностей, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.

Считаем, что рассмотренную нами проблему возможностей  развивающего обучения на уроках музыки при развитии и формировании музыкально-творческих способностей у младших школьников необходимо изучать в дальнейшем.

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988.

2.                Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес, Н. С. Психологический журнал. 13,№ 1,1992г., стр. 147-165.

3.                Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения – М., 1998

4.                 Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Составили: И.В. Дубровина; А.М. Прихожан; В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

5.                Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. – М., 1984.

6.                 Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

7.                 Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности – М., 1996.

8.                 Дьяченко, О.М., Кириллова, А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980.

9.                Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Прос.,1986.

10.           Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

11.           Кабалевский, Д. "Воспитание ума и сердца" Москва, "Просвещение",  1981.

12.           Клименко, В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио,  1996.

13.           Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979.

14.           Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика 1988.

15.           Нечаева, О."Программа "Музыка" ч.1,2 ", Серпухов, 1996.

16.           Обучаем по системе Л.В.Занкова. М.: 1993.

17.           Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:  2001.

18.           Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения –  ил.

19.           Подласый, И.П. Педагогика – М., 1999.
6. Подымова, Л.С., Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная
деятельность – М., 1997.

20.           Под ред. Пидкасистого П.П. Педагогика. – М., 1998

21.            Репкин, Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск, 1993

22.           Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М.,1971.

23.            Фридман, Л.Н., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

24.            Фридман, Л.Н. Проблема обучения и развития в современных условиях психологии образования. - М., журнал «Феникс» 1995, №3