Развитие мышления учащихся  на уроках математики при формировании у младших школьников представления об арифметических действиях курсовая работа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……….....................................................................................3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1.         Возрастные особенности детей младшего школьного возраста..6

1.2.         Развитие мышления детей младшего школьного возраста……..15

1.3.         Влияние проблемного обучения на развитие мышления  младших школьников………………………………………………………..26

1.4.         Методика формирования у младших школьников представления об арифметических действиях ………………………………….30

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО  РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

2.1. Опытно- экспериментальное исследование …………………...37

2.2. Методика развития мышления учащихся на  уроках математики при знакомстве с понятием арифметических действий……………..43

2.3. Анализ результатов исследования………………………………..51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………56

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопросами развития мышления в разное время занимались ученые-психологи различных школ и направлений.

Как процесс репродуктивный, процесс, в результате которого не возникает ничего принципиально нового, а происходит лишь перекомбинация исходных элементов, рассматривали мышление ассоцианисты (А. Бен, Д. Гартли). В настоящее время этот подход нашел свое выражение в бихевиоризме (А. Вейс, Б. Скиннер).

Выразителями другого подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являлись представители гештальтпсихологии (М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Кофка и др.).

В трудах советских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других.

Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного  мышления при обучении математике следует отметить работы В. А. Крутецкого, Д. Пойа, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.

Однако, при кажущемся обилии научного материала по этой тематике приходится признать, что конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение  младших школьников с учетом особенностей продуктивного мышления, нет. В связи с этим представляется актуальной тема исследования развития мышления младших школьников на уроках математики именно с учетом возрастных особенностей восприятия. Существует множество методических пособий по курсу математики в начальной  школе, но при этом в ходе нашей работы нам не встретилось ни одного, в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющие развивать  мышление школьников на уроках математики  при  изучении арифметических действий. 

Возникает противоречие между достаточной теоретической разработкой вопроса  развития мышления в психолого-педагогической, методической и философской литературе и отсутствием в практике начальной школы системного подхода к развитию мышления учащихся  при формировании у младших школьников  представлений об арифметических действиях. Возникшее противоречие, а также актуальность вопроса развития мышления  обусловило выбор темы курсовой работы: «Развитие мышления учащихся  на уроках математики при формировании у младших школьников представления об арифметических действиях».

Цель  исследования: разработать комплекс задач, направленный на  развитие  мышления на уроках математики в начальной  школе при изучении арифметических действий.

Объектом нашего исследования является процесс обучения  математике в младших классах.

Предмет исследования: использование проблемных методов обучения, направленных на развитие мышления младших школьников  на уроках математики  при формировании представлений об арифметических действиях.

В начале исследования нами было выдвинуто гипотетическое предположение о том, что  развитие   мышления младших школьников  на уроках математики будет проходить наиболее эффективно   при условии использования на уроках комплекса  проблемных,  нестандартных задач, требующих известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности.

В соответствии с предметом, объектом, целью и гипотетическим предположением, мы  определили следующие задачи:

1.                      Определить сущность и содержание развития мышления младших школьников на уроках математики.

2.                    Разработать систему занятий, направленных на развитие мышления детей младшего школьного возраста при формировании представлений об арифметических действиях

3.                    Экспериментально доказать гипотетическое предположение, выдвинутое в начале исследования.

В процессе нашего исследования мы использовали оригинальную методику, созданную на основе работ Калмыковой З. И. для определения уровня сформированности продуктивного мышления, а также провели серию занятий по экспериментальной методике использования нестандартных задач для активизации творческой мыслительной деятельности учащихся.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: изучение методической литературы и опыта учителей по теме исследования; анализ и обобщение материала; количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система задач, направленных на развитие мышления младших школьников при изучении арифметических действий, может быть использована учителями в процессе обучения математике учащихся младших классов.

   Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 При выполнении курсовой работы «Развитие мышления учащихся  на уроках математики при формировании у младших школьников представления об арифметических действиях» была изучена научно-методическая литература по теме исследования. Анализ литературы показал, что данной проблемой занимались и занимаются многие ученые (А. Бен, Д. Гартли, А. Вейс, Б. Скиннер,  М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Кофка и Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская и многие другие. Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного  мышления при обучении математике следует отметить работы В. А. Крутецкого, Д. Пойа, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого. Но и настоящее время данная тема продолжает быть актуальной, т.к. при кажущемся обилии научного материала по этой тематике приходится признать, что конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение  младших школьников с учетом особенностей продуктивного мышления, возрастных особенностей восприятия. Существует множество методических пособий по курсу математики в начальной  школе, но при этом в ходе нашей работы нам не встретилось ни одного, в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющие развивать  мышление школьников на уроках математики  при  изучении арифметических действий. 

Возникает противоречие между достаточной теоретической разработкой вопроса  развития мышления в психолого-педагогической, методической и философской литературе и отсутствием в практике начальной школы системного подхода к развитию мышления учащихся  при формировании у младших школьников  представлений об арифметических действиях.

В поисках решения проблемы исследования был проведен методический эксперимент, анализ учебных программ, изучение опыта учителей.

 Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:

Экспериментальные занятия по курсу математики во 2 классе были достаточно продуктивны. Нам удалось достичь основной цели данного исследования — выработать ряд методических приемов, включенных в обычные программные уроки и позволяющих овладевать приемами продуктивного мышления, а следовательно облегчать усваиваемость материала и активизировать творческие способности школьников.

Анализ учебного материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целями исследования.

Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу математики:

В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач. Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов.

В результате экспериментальной работы была подтверждена гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что  развитие   мышления младших школьников  на уроках математики будет проходить наиболее эффективно   при условии использования на уроках комплекса  проблемных,  нестандартных задач, требующих известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа над формированием навыков продуктивного мышления у учащихся дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации творческой деятельности школьников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.

Цели и задачи, поставленные нами в работе, были выполнены.


Список литературы


1.  Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995. С- 43-45.

2.  Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 – 638 с.

3.  Аргинская И. И. Математика 3 класс. – Самара, « Корпорация» Федоров», 1997 – 88 с.

4.  Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

5.  БадмаГаряева М. В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса // Начальная школа – 1999 - №11 – с.21 – 23

6.  Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа – 1993 - №11 – с. 38 - 43

7.  Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 - №5 – с. 26 – 31

8.  Василевский А. Б. Обучение решению задач по математике. Минск, 1988. – 316 с.

9.  Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. – 247 с.

10. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. // Начальная школа 1992 –№№7,8; 1993-7

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.  – М.: Педагогика, 1986 – 239 с.

12. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности   школьников. – М., 1978 – 321 с.

13. Емельяненко М. В.  Система развивающих заданий по теме « Умножение многозначного числа на однозначное» // Начальная школа – 1996 - №12 – с. 47 – 50

14. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. – 463 с.

15. Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи. – 214 с.

16. Корчемлюк О.М.Задания для  развития памяти и внимания на уроках математики. //Начальная школа 1994-8 – с. 14-15.

17. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. – 368 с.

18. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968. – 274 с.

19. Людмилов Д. С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике. Пермь, 1975. – 326 с.

20. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. – 217 с.

21. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в         начальных классах М 1985. 456 с.

22. Пойа Д. Как решить задачу: Пособие для учителей. М., 1961. – 214 с.

23. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967. – 269 с.

24. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1960. – 216 с.

25. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. – 114 с.

26. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961. - 116 с.

27. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа – 1999 - №7 – с.19 – 24

28. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

29. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

30. Семенов Е. М., Горбунова Е. Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск, 1966. – 232 с.

31. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах    М 1985. - 164 с.

32. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983. – 278 с.

33. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М., 1989. – 214 с.

34. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979. - 96 с.

35. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. Вопросы психологии, №5, 1994. – 453 с.