Методические особенности проведения

первых уроков геометрии в 7 классе

 

Курсовая работа

 

 

 

Содержание


Введение…………………………………………………………………….2

1.     Из истории развития школьного курса геометрии..…………………..6

2.     Содержание курса  геометрии 7 класса……………………………….16

3.     Методические особенности проведения первых уроков геометрии

      в 7 классе……………………………………………………………… 20

4.     Заключение……………………………………………………………...35

5.     Список используемой литературы…………………………………….37                                                                                                                                                            

 

 

Введение

Исключительно важной для школы остается проблема развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. За всю историю человечества пока не найдено лучшего способа развития интеллектуальных и творческих способностей человека, чем при помощи геометрии.

Геометрия родилась для удовлетворения практических потребностей, с одной стороны. С другой стороны, геометрия (равно как и поэзия, живопись, скульптура, музыка) есть порождение таинственной потребности человека в познании, в духовности, в стремлении его к красоте и совершенству.

Пуанкаре писал: “Доказывают при помощи логики, изображает при помощи интуиции”. Геометрия, как, пожалуй, никакой другой предмет, способствует развитию обоих качеств, поскольку логический и интуитивный аспекты в этом предмете переплетаются наиболее тесно. Диалектическое единство двух противоречивых тенденций, которые наблюдаются в геометрии, и которых нет сегодня ни в одном школьном предмете, как раз и делают эту дисциплину уникальным и необходимым предметом изучения на более высоком уровне.

В конце столетия встал вопрос об обновлении содержания геометрического образования. Появляются разнообразные учебники и методические пособия. Книга А.Н.Острогорского “Материалы по методике геометрии” была важнейшим событием в методике геометрии. В этой книге автор выдвинул ряд положений, имевших и общедидактическое значение: например, обязательность повторения материала, необходимость самостоятельной работы учащихся и ее правильной организации, руководящей роли учителя в процессе обучения. Многие идеи из наследия XIX века актуальны и прогрессивны даже сегодня.

Для изучения предмета на более высоком уровне без увеличения учебного времени были определены следующие приоритетные направления совершенствования геометрического образования:

1. Преемственность в обучении геометрии, обеспечивающая подготовку детей к изучению систематического курса геометрии.

2.Увеличение удельного веса заданий практического содержания.

3.Дифференциация обучения геометрии, т.е. обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

4.Гуманизация геометрического образования - его ориентация на развитие личности.

И как итог этого - повышение качества подготовки ученика, с помощью  выдвижения на первый план задач интеллектуального и творческого развития личности.

Данная курсовая работа посвящена поиску возможных методических приёмов проведения первых уроков геометрии в 7-х классах средней общеобразовательной школы.

Поскольку основной курс геометрии начинается именно с 7 класса, то на первые уроки геометрии ложится очень большая нагрузка. Учитель должен с первого момента привить интерес к геометрии, представив её с лучших сторон, рассказав о целях и задачах науки геометрии. Таким образом, первые уроки наиболее важные не только для учеников, но и для учителей. В работе нами  рассматриваются цели изучения всего курса геометрии, его особенности, а затем более подробно рассматриваются особенности проведения первых уроков геометрии в 7 классе, как фундамента всего курса.

Таким образом, объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс по геометрии в 7-х классах средней общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются возможности совершенствования процесса изучения геометрического материала на первых уроках геометрии в 7 классе.

Целью данной работы являются поиск  методических рекомендаций к изучению геометрического материала по геометрии в 7-х классах средней общеобразовательной школы.

В процессе достижения поставленной цели нами решались следующие задачи исследования:

1.     изучить имеющуюся по теме исследования учебную и методическую литературу;

2.     выявить

При проведении исследования нами использовались такой  метод, как:

·        анализ литературы по теме исследования;

Теоретическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней рассмотрена история развития  школьного курса геометрии и подобраны методические рекомендации к изучению материала по геометрии.

 

 

Заключение

 

В ходе курсовой работы мы столкнулись с тем что геометрия изучается с давних времен, но до сих пор ведутся споры по выбору наиболее эффективного способа преподавания геометрии, а так же что нужно изучать на первых уроках  в 7 классе.  В последнее время стали издаваться новые  методические пособия для учителей. Математики ищут наиболее эффективные способы преподавания геометрии, разрабатывают методики преподавания геометрии. Всё это делается чтобы уроки проходили  более интереснее, а изучаемый материал был прост для учащихся. До сих пор большинство школ предпочитает либо геометрию по учебнику  Атанасяна, либо по Погорелову.

Мы знаем что  на первых уроках изучения  геометрии  в 7 классе закладываются основы курса планимет­рии: вводятся основные понятия и свойства простей­ших геометрических фигур, позволяющие осуще­ствить построение всего курса. Введение основных свойств геометрических фигур проводится на основе систематизации и обобщения знаний и представле­ний учащихся о геометрических фигурах, накоплен­ных ими в процессе изучения математики в 1-6-х классах и жизненного опыта учащихся.

Однако   не зависимо от учебников,  в результате изучения начальных понятий геомет­рии учащиеся должны  ознакомиться с тем, что изучает геометрия, ка­кие разделы геометрии называются планиметрией и стереометрией;

знать:

1) определения: отрезка, луча, угла, равных фигур, равных отрезков, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых;

2) терминологию, связанную с описанием взаим­ного расположения точек и прямых на плоскости, с описанием взаимного расположения точек на прямой;

3) формулировки основных свойств: через любые две точки можно провести прямую, и притом толь­ ко одну, основные свойства измерения отрезков и
углов, основного свойства взаимного расположения точек на плоскости; формулировки и доказательства: теоремы о сумме смежных углов и теоремы о равен­стве вертикальных углов; теоремы о перпендикуляр­ности прямых;

уметь:

1)обозначать точки и прямые на рисунке, рас­познавать на рисунке отрезки, лучи, углы, биссект­рисы углов, смежные и вертикальные углы, перпен­дикулярные прямые;

2) изображать на рисунке отрезки, лучи, углы, биссектрисы углов, перпендикулярные прямые; стро­ить угол, смежный с данным, строить вертикальные углы;

          В ходе написания курсовой работы был исследован материал по изучению первых уроков геометрии, и были отобраны  методические рекомендации к изучению материала по учебнику Атанасяна. Надеемся, что  результаты нашего исследования будут полезны для учителей, для студентов, которые решили преподавать геометрию.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Методика преподавания математики./ В.П. Демидов, Г.И.Саранцев. - Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, 1976.- 192 ст.

2. Из опыта обучения геометрии в 6 классе по учебному пособию «Геометрия, 6-10» А.В. Погорелова / В.В.Пикан, Г.А. Ястрибинецки, В.М. Миллер, А.Г.Баханский – М.: Просвещение. 1983.-46 с., ил.

3. Методика преподавания математики в восьмилетней школе./под редакцией С.Е. Ляпина – М.: Просвещение. 1995.

4. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика./ В.И. Мишин – М.: Просвещение. 1987.

5. Методика обучения геометрии./ Под редакцией профессора В.А.Гусева – М.: Академия.2004.

6. Геометрия./ А.В.Погорелов- М.: Просвещение.1992.

7.Геометрия, 7-9: Учебник для образовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-13-е изд.-М.: Просвещение, 2003.-384 с.л.

8. Специальная методика обучения геометрии в средней школе: Курс лекций: Учебное пособие для студентов физ-мат. спец. пед. вузов.- Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева. 2002.-138с.

9. Т.Мищенко. Первые уроки геометрии 7 класс// приложение Первое сентября. Математика №23. 2004.

10. Т.Мищенко. Первые уроки геометрии 7 класс// приложение Первое сентября. Математика №25-26. 2004