Формирование умений самостоятельной работы у младших школьников

Курсовая работа

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1.1 Сущность понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» в психолого- педагогической литературе

1.2.Виды самостоятельной работы и особенности ее организации в начальной школе.

 ГЛАВА 2.  ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ   МЛАДШИХ    ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Опытно- экспериментальное исследование

2.2. Формирующий эксперимент по внутриклассной индивидуализированной  самостоятельной работе учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

  При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода  обеспечивает оптимальное сочетания двух образовательных парадигм:
аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной.  Создает благоприятные условия для максимального развития задатков и способностей младших школьников, развития самостоятельности, целеустремленности,  как психологических качеств личности.

  Поэтому формирование  навыка самостоятельной работы в начальной школе с учетом вариантов методических приемов – важна не только как общеметодическая, но и как педагогическая задача. Вариантность дидактического материала упражнений с учетом трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся - общий методический вопрос. Изучение существующих вариантов самостоятельных работ помогает нам выяснить суть затруднений учащихся. В таком случае затруднения учащихся получают точную и конкретную характеристику. Упражнения для самостоятельной работы, составленные с учетом трудностей, какие возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками и навыками правописания, а также, что не менее важно, умению преодолевать трудности, добиваться поставленных целей. Поэтому тема нашей работы «Формирование умений самостоятельной работы у младших школьников» представляется нам актуальной.

Цель исследования:

Выявить развивающие возможности самостоятельной работы для детей младшего школьного возраста. Изучить методику проведения самостоятельной работы учащихся начальных классов с учетом опыта ведущих Российских педагогов.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы данного вопроса:

 а) изучить педагогико – психологическую литературу, раскрывающую теоретические понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность»;

 б) рассмотреть виды самостоятельных работ, применяемых  в начальных классах;

в) рассмотреть примеры практического применения методов организации самостоятельной работы  в начальной школе, изучив опыт учителей начальных классов;

2. Выявить психолого-педагогические основы формирования практического навыка  самостоятельной работы в начальной школе.

3. Выявить методы и условия эффективной организации самостоятельной работы младших школьников.

Гипотеза:

 если будем изучать тему с учетом существующего опыта лучших учителей начальных классов, то это поможет выяснить, как рациональнее всего организовать самостоятельную работу детей младшего школьного возраста с учетом возрастных особенностей. А это, в свою очередь, будет способствовать тому, что учащиеся с меньшей затратой времени и сил освоят приемы самостоятельной работы и овладеют необходимыми навыками.

Объект исследования – процесс обучения в начальных классах с использованием различных видов самостоятельных работ.

Предмет исследования – методы самостоятельных работ в классе, условия их эффективности.

Методы исследования:

 Теоретический: - анализ  психологической, педагогической и методической литературы по теме курсовой работы с целью выяснения объективной картины в исследуемой нами области.

Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, список литературы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотрев в нашей работе теоретические и практические аспекты развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения, хотелось бы подвести итог всему вышесказанному.

Самостоятельность можно определить как качествен­ную сторону волевой, мыслительной и практической дея­тельности. Она не рождается сама по себе, она воспитыва­ется и развивается. Особое место в этом процессе занима­ет начальная школа. Младший школьный возраст - особый период, в котором развиваются важнейшие качества лич­ности.

Способность детей этого возраста к подражанию помога­ет им, с одной стороны, усвоить пример, образец поведения, с другой - сдерживает их самостоятельность, сковывает ре­бенка. Нередко младший школьник хочет стать самостоятель­ным, но  недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных эмоций не позво­ляют выполнить задуманное и желаемое. Не меньшее значе­ние имеют и индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют про­явление его самостоятельности. Например, неуверенность в своих силах сдерживает самостоятельность, а смелость, ре­шительность помогают безбоязненно высказывать свое мне­ние, браться за новое дело.

Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить.

Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда дети ясно осознают ее цель и у них есть стремление к достижению этой цели.

Целенаправленность делает самостоятельную работу со­знательной, осмысленной, вызывает интерес к ней. Наличие уже сформированных умений и навыков составляет ту техни­ческую основу, те механизмы, при помощи которых ученики идут к достижению поставленной цели.

Необходимо, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и да­вались в определенной системе. Основой этой системы должно стать совершенствование ранее приобретенных ЗУН. Эти работы ста­вили перед детьми не новые задачи, а подобные тем, которые они выполняли под непосредственным руководством учителя.

Однако учащимся вполне доступна самостоятельная ра­бота, направленная на изучение и усвоение новых знаний. При такой работе учитель продумывает план. Он может быть за­писан на доске, большом листе бумаги или карточках. В нем предусматриваются и разъясняются цель работы и пути ее до­стижения. План делится на два основных раздела: что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

В такой работе все ее структурные элементы заданы учи­телем в готовом виде. Поэтому уровень самостоятельности учеников здесь недостаточно высок.

К самостоятельной работе, требующей выполнения новой задачи, учащихся необходимо готовить: учить самостоятель­но читать задание в учебнике, на доске или карточке; разби­раться в последовательности предстоящей работы; выполнять ее и делать нужный вывод. По мере того как ученики овладе­вают этими умениями, им следует предоставлять больше са­мостоятельности в нахождении способов выполнения зада­ния, планировании работы..

Самостоятельная работа только тогда достигает наиболь­шего успеха, когда школьники осознают результат своих достижений. Большую роль в этом играет проведенный учите­лем анализ работы учащихся.

Теория и практика обучения показывают, что выбор мето­да учебной работы зависит от нескольких факторов:

- общей цели и содержания образования;

- дидактической цели урока;

- содержания учебного материала, который должен быть предметом изучения на данном уроке;

- возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний и навыков;

- подготовки учителя (его мастерство также может оказы­вать некоторое влияние на выбор метода учебной работы).

Условием наибольшей эффективности  развития самостоятельности младших школьников является индивидуализация и дифференциация подхода к учащимся с учетом их индивидуальных  когнитивных и аффективных качеств учащихся.Каждому учителю необходимо работать над совершенство­ванием своего педагогического мастерства и использовать на практике методы, соответствующие требованиям жизни, использовать комплексно, во взаимодействии, реализуя образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.

Не все дети рождаются творческими личностями. Од­нако при создании определенных условий, к числу кото­рых можно отнести развитие самостоятельности, предос­тавление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение вперед по пути познания или творчества.

 Таким образом, самостоятельная работа учащихся нахо­дит свое выражение в целой системе отдельных заданий, на­правленных на разрешение тех или иных задач. В этой систе­ме дети постепенно продвигаются вперед, становясь все бо­лее самостоятельными.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое  средство эффективного обучения школьников. М., 1968.

2.Баранов М. Т. Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и   первоначальный этап формирования орфографического навыка. .,        1970

3. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфограмм. - М., 2-е изд., 1966.

4.Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

5.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению.     Сост. Л.Ф. Мельчаков. М., 1981. .

6. Возрастные возможности усвоения знанийод ред. Д.Б. Эльконина,    В.В.  Давыдова. М., 1966.

          

7.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под.       ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой М., 1967


           
8.Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к       самообразованию.- М., 1983.

          9.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

10.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М.,1961.

11.Индивидуальные варианты развития младших школьников. Под. ред.  Л.В.Занкова, М.В. Зверевой. М., 1973.

         12.Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.,  "Просвещение", 1977.

        13.Матюхина М. В. Психология младшего школьника. - М.,  "Просвещение", 1976.

        14.Онищук В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. - М.,    "Просвещение", 1981.

       15. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной     деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968..

 

       16. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации      учебной  работы в младших классах. М., 1974

 

      17. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как    педагогическая проблема. Казань, 1982.

 

      18. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости     от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

 

     19. Конев А.Н. Индивидуально – типологические особенности    младших  школьников как основа дифференцированного      обучения. М., 1968.

    

     20. Махмутов М.И. Об индивидуализации обучения  Народное   образование.1964.№2.


    21.Махмутов М.И. Современный урок: вопросы теории. М., 1981.                   

    22.Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. -    М., "Просвещение", 1977

     

    23. Матюхина М. В. Психология младшего школьника. - М.,    "Просвещение", 1976.

 

   24. Онищук В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. -         М., "Просвещение", 1981.      

   25. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные       классы  М:, Просвещение, 1996.

  26. Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения   школьников. М., 1975.

   27. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся.-   М., 1972.

  28. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при       обучении  Начальная школа. 1986.№11