Методическое  наследие О.Ю. Богдановой

 курсовая работа

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Наследие О.Ю. Богдановой в  современной методической науке

1.1. Теоретические проблемы современной методической науки

1.2. Методы и приемы изучения литературы в школе

1.3. Методическое  наследие О.Ю. Богдановой

ГЛАВА 2. Опытно- педагогическая работа по  разработке и проведению уроков литературы с опорой на творческое наследие О.Ю. Богдановой    

2.1. Структура и типология уроков литературы по О.Ю. Богдановой

2.2. Опытно-педагогическая работа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин.

Для одних методика преподавания литературы — это приклад­ное литературоведение; другие называют ее искусством учить; третьи ищут в ней лишь советы, помогающие в проведении уро­ков; четвертые ценят в методике, прежде всего, такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях вос­приятия им произведений художественной литературы.

Работа с учащимися по литературе имеет особенности, свя­занные с характером отражения действительности художником слова и со спецификой ученического восприятия. При всем многообразии функций литературы как искусства слова ее роль в формировании личности учащегося определяется идейной направленностью произведения, своеобразием авторской концепции  человека и целостностью картины мира, показанной в све­те мировоззрения писателя.

Вопрос о том, как читать и изучать литературу, по сущест­ву комплексный, ибо он касается содержания и принципов обучения, формирования мышления, мировоззрения, нравственных идеалов учащихся, воспитания чувства слова, стиля, проб­лем развития речи, и, наконец, основ творческой активности и самостоятельности молодежи. Обладая могучими средствами воздействия на духовное развитие общества, искусство, в том числе искусство слова, формирует нравственные принципы современной молодежи, ее жизненную позицию.

Методика преподавания литературы призвана помочь раз­витию творческих начал личности словесника, сформировать у  учителей представление о литературном развитии школь­ников, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы, о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя. Особое значение имеет при этом формирова­ние нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка учащихся  к самостоятельному творческому поиску.

  Актуальность  темы курсовой работы: «Методическое  наследие О.Ю. Богдановой»   обусловлена  тем, что реше­ние практических задач преподавания литературы является отражением требований, которые предъявляет современная жизнь к школе в обществе, в условиях ускоряющего научно-технического прогресса. Необходимы пои­ски новых путей совершенствования процесса изучения литературы. Важнейшим из них яв­ляется определение условий, способствующих развитию взаи­мосвязанных сторон мышления учащихся. Реализация этой задачи в изучении литературы помогает усилить методологическую направленность процесса обучения литературе, определить в ходе анализа произведений системные связи курса ли­тературы и способствует воспитанию активной мыслящей лич­ности.

О.Ю. Богданова в своих трудах  раскрывает актуальные проблемы методики литературы, важные для решения задач дальнейшего совершенствования литературного образования. В первую очередь, это  воп­росы, касающиеся формирования мировоззрения и активной жизненной позиции. Эти задачи, по мнению О.Ю. Богдановой,  решаются комплексно, в един­стве воспитания и обучения, на всех этапах и во всех звеньях учебного процесса.

В работах, посвященных вопросам методики преподавания литературы в школе О.А. Богданова уделяет особое  внимание  ключе­вым проблемам методики,  истории ее развития, вопросам взаимосвязи восприятия и анализа литературного произведения, изучения литературы с уче­том специфики рода и жанра, а также изучения истории и теории литературы в школьном курсе, проведения уроков литературы, внеклассной работы и факультативных занятий, организации внеклас­сного чтения. Такие важные проблемы, как обучение сочинениям, наглядность, формирование умений и навыков, также находят  отражение в ее работах. Опираясь в своих работах  на   конкретные примеры из опыта лучших учителей-словесников, О.Ю. Богданова подчеркивает, что при этом  имеет в виду не рецептурность и информативность, а концептуальность и вариативность.

Рассматривая ближайшие перспективы развития методики преподавания литературы, О.Ю. Богданова отмечает, что это: гуманизация учебно-воспитательного процесса, диф­ференциация обучения, интеграция предметов и конкретных методик, приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры, создание новых технологий уро­ков, вариативных программ, интенсификация методов препода­вания литературы, поиск новых форм обучения.

Совершенствование преподавания литературы в школе, по мнению О.Ю. Богдановой, пред­полагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьни­ка, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание само­сознания и самостоятельности, развитие читательского восприя­тия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие вооб­ражения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

Цель работы:  Изучить творческое наследие О.Ю. Богдановой  – доктора педагогических наук,  заведующей кафедры  методики преподавания литературы МГПИ имени В.И. Ленина, учителя, методиста, автора многих программ и научных трудов, одного из крупных организаторов дея­тельности средней и высшей школы, раскрыть разработку О.Ю. Богдановой  теоретических основ методики преподавания литературы, задачи которой она осмысливала на общем историческом и культурном фоне.

Творческие интересы Оксаны Юрьевны Богдановой  на редкость многоплановы. Она исследует методы преподавания литературы и создает одну из жизнестойких классификаций, в основе которой лежит процесс совместной деятельности учителя и ученика (лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы). Виды уроков по литературе подразделяются ей в зависимости от стадии учебного процес­са: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет. Ценны работы Оксаны Юрьевны  по изучению истории отечествен­ной методической мысли для развития советской педагогической науки в целом.

В рамках курсовой  работы не представляется возможным  осветить все аспекты творческого наследия О.Ю. Богдановой, поэтому  мы остановимся на следующих вопросах: вклад О.Ю. Богдановой в разработку и решение теоретических  и практических проблем современной методической науки.

Предмет работы: Методические аспекты образовательного  процесса при изучении литературы  в школе.

Объект: Методическое наследие  О.Ю. Богдановой.

При написании работы нами были определены следующие задачи:

1.     Изучить литературу по теме исследования.

2.     Провести анализ методического  наследия О.Ю. Богдановой.

3.     Разработать и апробировать уроки литературы, построенные с учетом методических рекомендаций О. Ю. Богдановой.

   Методологической основой работы являются труды О.Ю. Богдановой,  Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова, В.В. Голубкова, В.Я. Стоюнина, Н.И. Кудряшева, М.Г. Качурина, М.И. Махмутова, В.А.  Никольского,  С.А. Смирнова  Р.Р. Маймана, и др.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Реше­ние практических задач преподавания литературы является отражением требований, которые предъявляет современная жизнь к школе в обществе, в условиях ускоряющего научно-технического прогресса. Необходимы пои­ски новых путей совершенствования процесса изучения литературы. Важнейшим из них яв­ляется определение условий, способствующих развитию взаи­мосвязанных сторон мышления учащихся. Реализация этой задачи в изучении литературы помогает усилить методологическую направленность процесса обучения литературе, определить в ходе анализа произведений системные связи курса ли­тературы и способствует воспитанию активной мыслящей лич­ности.

В ходе исследования подтвердилась актуальность  темы курсовой работы.

Цель работы: изучить творческое наследие О.Ю. Богдановой, раскрыть разработку О.Ю. Богдановой  теоретических основ методики преподавания литературы, задачи которой она осмысливала на общем историческом и культурном фоне – была достигнута.

       В работе был проведен анализ методического  наследия О.Ю. Богдановой, разработаны  и апробированы уроки литературы, построенные с учетом методических рекомендаций О. Ю. Богдановой.

Задачи, поставленные в данной работе были выполнены.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977.

2.  Богданова О.Ю. Развитие мышления  старшеклассников на уроках литературы. М., 1973.

3.  Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М., 2002.

4.  Богданова. О.Ю. Творческое наследие В.В. Голубкова сегодня. //Литература в школе. №1 1990.

5.  Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведе­ний // Методика преподавания литературы в средних специальных учеб­ных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. — М., 1987.

6.  Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева B.C. Экзамен по литературе: от выпускного — к вступительному / под ред. О.Ю.Богдановой. — М., 1997.

7.  Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю.Богдановой. — М., 1984.

8.  Блонский П.П. Избранные педаго­гические произведения. — М., 1964.

9.   Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. — М., 1844.

10.           Виноградов В. В. Поэтика и ее отношение к лингвистике и тео­рии литературы // Вопр. языкознания. — 1962. — № 5.

11.           Водовозов В.И.Словес­ность в образцах и разборах. СПб., 1868.

12.           Вопросы методики преподавания литературы / Под ред. Н.И.Кудряшева. - М., 1961.

13.           Выгот­ский Л.С. Избранные психологические исследования. Ч. I. — М., 1956.

14.           Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.

15.           Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спец­курсу. — Л., 1986.

16.           О прогрессе в литературе / Под ред. А.С.Бушмина. — Л., 1977

17.           Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в шко­ле. - М.; Л., 1966.

18.           Каган М.С. Человеческая деятель­ность (Опыт системного анализа). — М., 1974.

19.           Качурин М.Г. Организация исследовательской деятель­ности учащихся на уроках литературы.  М., 1988.

20.           Кудряшев Н.И. Взаимо­связь методов обучения на уроках литературы. — М., 1981

21.           Леонтьев А.А. Искусство как форма общения (К проблеме предмета психологии искусства) // Психологические исследова­ния. — Тбилиси, 1973.

22.           Леонтьев А.А. Поэтический язык как способ общения искусством // Вопросы литературы, 1973, № 6

23.           Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс: Учеб­ник-практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.И.Бе­ленького. — М., 1997.

24.           Махмутов М.И. Со­временный урок и пути его реализации. — М., 1978.

25.           Маиман P.P. Практикум по методике преподавания литературы. — М., 1985.

26.           Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой — 2-е изд. — М, 2001

27.           Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. — М., 1985.

28.           Методика преподавания литературы: Учеб. для пед. вузов / Под ред. О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана: В 2 ч. — М., 1994.

29.           Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. — М., 1987.

30.           Никольский В.А. Методика преподавания литературы в сред­ней школе. — М., 1971.

31.           Поэтика художественного текста на уроках литературы / Отв. ред. О.Ю.Богданова. — М., 1997.

32.           Проблемы анализа художественного произведения в школе: Метод, рекомендации для студентов. — М., 1996.

33.           Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.

34.           Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М., 1993.

35.           Рубинштейн С.Л. Проблемы общей пси­хологии. — М., 1973.

36.           Смирнов С.А. Преподавание литературы в VVIII классах. — М., 1962.

37.           Стоюнин В.Я. О преподавании русской литерату­ры. СПб., 1864,

38.           Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Т.С.Зепалова, Н. Я. Мещерякова. — М., 1993.

39.           Урок литературы в средней школеод ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 1984.

40.           Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С.Тургенева. — М., 1969.

41.           Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. — Л., 1986.