Роль дидактических игр при обучении младших школьников арифметическим действиям

курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМЕТИКИ

1.1.         Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..

1.2.         Сущность и  классификация дидактической игры. Методика проведения дидактических игр………………………………………………………………

1.3.         Методика обучения  младших школьников  сложению и вычитанию……………………………………………………...

ГЛАВА 2. ОПЫТНО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМЕТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СМЫСЛА СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

2.1. Исследование уровня сформированности навыка вычислительных действий …………………………………………….

2.2. Комплекс дидактических игр при обучении арифметическим действиям……………………………………………………………………

2.3. Результаты экспериментального исследования……………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Игра имеет особое  значение в жизни детей младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценив значение игры, писал: "Игра, эта жизненная лаборатория детства дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой  пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства."

Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:

1.особое отношение ребёнка к окружающему миру;

 2.особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;

3.социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности

     4.деятельность,  в ходе которой  происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;

        5.социально-педагогическая форма организации  всей детской жизни.   Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарно деятельности." Также игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно- воспитательным процессом. Они используются в качестве одного и способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики. Формированию представлений об арифметических действиях уделяется большое внимание в начальном курсе математики. Формирование  вычислительных навыков начинается уже с первых уроков в первом классе. Но, при переходе из дошкольного в школьный возраст, глее ведущей является учебная деятельность – процесс сложный и продолжительный. В развитии  младших школьников еще довольно большое значение имеет  игровая деятельность. 

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельность занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством развития умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любо учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубоко удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

В связи с этим тема нашей курсовой работы «Роль дидактических игр при обучении младших школьников арифметическим действиям»

Цель  исследования: разработать комплекс дидактических игр, направленных на  формирование у детей смысла действий сложения и вычитания  в концентре 10.

Объектом нашего исследования является процесс обучения  младших школьников сложению и вычитанию в концентре «Десяток».

Предмет исследования: использование дидактических игр при формировании представлений о сложении и вычитании в концентре «Десяток». 

В начале исследования нами было выдвинуто гипотетическое предположение о том, что формирование представления младших школьников об арифметических действиях и повышение уровня сформированности  овладения  учащимися вычислительными приемами будет проходить  наиболее эффективно при условии применения  в процессе обучения специально разработанного комплекса  дидактических игр. 

В соответствии с предметом, объектом, целью и гипотетическим предположением, мы  определили следующие задачи:

1.           Выявить состояние проблемы сущности и содержания дидактической игры в психолого-педагогической литературе.

2.        Изучить опыт учителей по проблеме  использования дидактических игр на уроках математики.

3.        Разработать систему игр, направленных на формирование представлений о сложении и вычитании в концентре «Десяток».

4.        Экспериментально доказать гипотетическое предположение, выдвинутое в начале исследования.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: изучение психолого- педагогической  литературы и опыта учителей по теме исследования; анализ и обобщение материала; количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования, наблюдение.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система дидактических  игр  может быть использована учителями в процессе обучения математике учащихся младших классов при изучении  арифметических действий.

   Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактическая игра - это вид деятельность занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством развития умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любо учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубоко удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

В данной работе нами была выполнена цель исследования- был  разработан комплекс дидактических игр, направленных на  формирование у детей смысла действий сложения и вычитания при изучении арифметических действий.

Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что формирование представления младших школьников об арифметических действиях и повышение уровня сформированности  овладения  учащимися вычислительными приемами будет проходить  наиболее эффективно при условии применения  в процессе обучения специально разработанных дидактических игр- была экспериментально проверена и подтверждена. 

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Задачи, поставленные в работе, были выполнены.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995. С- 43-45.

2.  Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 – 638 с.

3.  Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

4.  БадмаГаряева М. В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса // Начальная школа – 1999 - №11 – с.21 – 23

5.  Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа – 1993 - №11 – с. 38 - 43

6.  Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 - №5 – с. 26 – 31

7.  Василевский А. Б. Обучение решению задач по математике. Минск, 1988. – 316 с.

8.  Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. // Начальная школа

                                                             i.      1992 –№№7,8; 1993-7

9.  Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.  – М.: Педагогика, 1986 – 239 с.

10.           Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности   школьников. – М., 1978 – 321 с.

11.           Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М., 1996 – 147 с

12.           Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. – 463 с.

13.           Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи. – 214 с.

14.           Корчемлюк О.М.         Задания для развития памяти и внимания на уроках математики. //   Начальная школа        1994-8 – с. 14-15.

15.           Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. – 368 с.

16.           Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968. – 274 с.

17.           Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в         начальных классах М 1985. 456 с.

18.           Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967. – 269 с.

19.           Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987 стр.39

20.           Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961. - 116 с.

21.           Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Начальная школа – 1999 - №7 – с.19 – 24

22.           Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

23.           Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

24.           Семенов Е. М., Горбунова Е. Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск, 1966. – 232 с.

25.           Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах М 1985. - 164 с.

26.           Труднев В.П.      Считай, смекай, отгадывай.  Санкт-Петербург 1997. - 67 с.

27.           Усвоение знаний и развитие младших школьников/ Под ред. Л. В. Зан­кова. М., Просвещение, 1965.

28.           Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983. – 278 с.

29.           Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979. - 96 с.

30.           Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. Вопросы психологии, №5, 1994. – 453 с.