Влияние дидактической игры на формирование общих и специальных биологических знаний и умений

курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..3

ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

1.1.         Сущность и  классификация дидактической игры……………....7

1.2. Формирование знаний и умений на уроках биологии………………17

ГЛАВА 2. ОПЫТНО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ  ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

2.1. Исследование уровня сформированности общих и специальных биологических знаний, умений и навыков…………………………………24

2.2. Комплекс дидактических игр при обучении биологии…………..31

2.3. Результаты опытно-методического  исследования………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………39

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в педагогике, психологии и методике  происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

Повышенный  интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе обусловлен, в первую очередь,  тем, что внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в
дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения  школьников. И методы эти
зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на
его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения школьников, базирующихся на передовых представлениях возрастной  психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и
обучения детей.  

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от
рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ
моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы использования дидактических игр в учебном процессе.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Вместе с тем следует отметить, что в процессе подготовки учебной (дидактической) игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мнение: ”Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем учить с ними правила?”. Однако, нам кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школьников.

Таким образом, возникает противоречие между достаточной теоретической разработкой использования  обучающих игр и существующими подходами по их применению в  организации учебного процесса в практике учителей.

Данное противоречие обусловило выбор темы нашей курсовой работы: «Влияние дидактической игры на формирование общих и специальных биологических знаний и умений».

Цель исследования: изучение влияния дидактической игры на формирование общих и специальных биологических знаний и умений.

Объектом исследования выступает процесс обучения предмету биология.

Предмет исследования – возможности использования дидактической игры  для формирования общих и специальных биологических знаний и умений.

В начале исследования нами было выдвинуто гипотетическое предположение о том, что формирование общих и специальных биологических умений и навыков будет проходить  наиболее эффективно при условии применения  в процессе обучения специально разработанных дидактических игр.  Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать закономерности, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по биологии.

В соответствии с предметом, объектом, целью и гипотетическим предположением, мы  определили следующие задачи:

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.

3. Апробировать возможности использования дидактической игры на уроках биологии.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; изучения опыта передовых учителей и методистов; наблюдения за   участниками эксперимента;  опытно-методический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система дидактических  игр  может быть использована учителями в процессе обучения биологии для формирования общих и специальных биологических умений и навыков.

  Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактическая игра - это вид деятельность занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством развития умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любо учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубоко удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по биологии.

В данной работе нами была выполнена цель исследования- был  разработан комплекс дидактических игр, направленных на  формирование у учащихся общих и специальных биологических знаний, умений и навыков.

Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что формирование биологических знаний, умений и навыков будет проходить  наиболее эффективно при условии применения  в процессе обучения специально разработанных дидактических игр - была экспериментально проверена и подтверждена. 

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по биологии.

Задачи, поставленные в работе, были выполнены.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.                Анастасова, Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. [Текст] /  Л.П. Анастасова, В.С.  Кучменко. — М., 2000.- 278 с.

2.                Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

3.                Валицкая, А.П. Современная стратегия образования; варианты выбора.[Текст] / А.П.  Валицкая. // Педагогика 1997 №2 с 3-8.

4.                Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания био­логии. [Текст] /Н.М.  Верзилин, В.М. Корсунская — М., 1983. – 306 с.

5.                Верзилин Н.М. Пробле­мы методики преподавания биологии. [Текст] /Н.М.  Верзилин. - М., 1974. – 378 с.

6.                Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.

7.                Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В. Давыдов – М., 1978 – 321 с.

8.                Дидактика средней школы. 2-е изд. [Текст] - М., 1982. – 227 с.

9.                Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.

10.           Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий.[Текст] /  А.К. Колеченко СПб., 2002. -  367 с.

11.           Конюшко, В.С. Методика обучения биологии. [Текст]/В.С. Конюшко. -  Минск,2004. – 246 с.

12.           Кучменко, В.С. Проблемы модернизации биологического
образования. [Текст] / В.С. Кучменко  // Биология в школе, 2003, № 5. – С.85-88.

13.           Кучменко, В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] /  В.С. Кучменко — М., 2000. – 347 с.

14.           Кыверялг, А.А. Вопросы методики педаго­гических исследований. [Текст] / А.А. Кыверялг.Таллин: Валгус, 1971.- 354 с.

15.           Монахов, В. М.  Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта [Текст] / В. М.  Монахов. // Шк технологии, 2002. №1- С.35-46.

16.           Махмутов,  М.И. Совре­менный урок. 2-е изд, [Текст] /М.И.  Махмутов. - М., 1985. – 369 с.

17.           Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.  Мухина. – М., 1985.- 530 с.

18.           Немов, Р. С.  Психология: Учеб для студентов высш пед учеб заведений: в 3 кн – 4-е изд. [Текст] / Р. С. Немов–М.: Гумманит изд центр  ВЛАДОС, 2001.- кн 2 : Психология образования.- 608с.

19.           Новоселова, А. Учет индивидуальных свойств личности [Текст]/ А.   Новоселова  // Воспитание школьников. 1989 №7 С.49-55.

20.           Пакулова, В.М.  Особенности современного урока биологии. [Текст]/В.М.  Пакулова //Биология в школе, 2005., №8. - с.22-26.

21.           Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов .- 3-е изд – М.: Школа – Пресс, 2000.- 512с .

22.                       Попова, В.И. Игра помогает учиться. [Текст] / В.И. Попова //Начальная школа №2, 1987 стр.39

23.                       Проблемы диагностики умственного развития учащихся. [Текст] /  Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961. - 116 с.

24.                       Программно - методические материалы: Биология. 6-11 кл. [Текст] / составитель В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1998.

25.                       Панина, Г.Н. Задачи и задания по биологии по разделам 6 -9 классов.-  [Текст] / Г.Н. Панина. – СПб, 1997. – 246 с.

26.                       Репкина, Г.В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В.  Заика. - Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

27.           Разноуровневое обучение [Текст]/Под ред Е.С. Полат//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 2000- 143с.

28.           Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Текст]/ М.Н. Скаткин. – М., 1971- 349 с.

29.           Сухова, Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл. Методическое пособие. [Текст]/ Т.С.   Сухова. - М.: Дрофа.1997.- 117 с.

30.           Сухова Т. С. Контроль знаний. Системный подход. [Текст]/ Т.С.   Сухова. // Биология в школе № 3 , 1997. – С 34-39.

31.           Талызина, Н. Ф.  Педагогическая психология: учеб пособие для студентов сред пед учеб заведений. [Текст] / Н. Ф.  Талызина. – М.: «Академия» 1998. -288 с.

32.           Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя.  [Текст] - М.: Просвещение, 1997. -119 с.

33.           Фридман, Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.  Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

34.           Хрестоматия   по   методике   преподавания   биологии   [Текст] / Сост. И.Д. Карцева. - М.: Просвещение. 1984.- 462 с.