Курсовая работа

«Развитие артистизма педагога как фактора его творческой индивидуальности»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы  развития артистизма педагога как фактора его творческой индивидуальности

1.1.          Компоненты творческого потенциала личности педагога……..7

1.2.         Составляющие артистизма педагога……………………………..19

 Глава 2.  Опытно-методическая работа по повышению педагогического артистизма как компонента его творческого потенциала

2.1. Диагностика артистизма и творческого потенциала педагогов…25

2.2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию педагогического артистизма……………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………….43

Библиография…………………………………………………………….44

 

 

Введение

Начало 21-го века характе­ризуется значительными социальными, экономическими, политическими, культурными и прочими изменениями. Привычные и еще вчера казавшиеся неизменными вещи и явления сегодня требуют ново­го осмысления. Меняется взгляд и на образ самого человека. Все чаще в чис­ле его знаковых характеристик называ­ют конкурентоспособность, мобиль­ность, готовность к постоянному само­совершенствованию. Вместе с тем в нем сохраняются черты, значимость которых признавалась и ранее. К ним бесспорно следует отнести креативность личности. Однако отношение к тради­ционным качествам ни в коей мере нельзя назвать пассивным: идет посто­янная, серьезная работа по обновлению их содержания, по конкретизации их сути с позиции не столько сегодняшнего, сколько завтрашнего дня.

Иной взгляд на образ человека влечет изменение трактовки образа профессио­нала в самых разных областях деятельно­сти. Профессия педагога не является ис­ключением. Современный педагог— это профессионально-компетентная, творче­ски развивающаяся, гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества, у которой ярко выражен­ная субъектная позиция, индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал. Последний определяется многими исследователями как наличие у педагога скрытых, неиспользованных ре­зервов в области профессиональной деятельности. В качестве его составляющих нередко называют природные задатки, работоспособность, избирательный инте­рес к деятельности, увлеченность делом, нестандартность мышления, способность к самосовершенствованию.

Творческий  потен­циал личности педагога - многознач­ная и динамичная характеристику, вклю­чающую три дополняющих друг друга компонента— ценностный, когнитивный, деятельностный. В содержание каждого из названных компонентов входят специ­фичные, присущие именно педагогиче­ской профессии черты.

В воспитательно-педагогическом процессе безусловно большую роль играет личность педагога, его мастерство и умение. Общение педагога с ребенком в процессе воспитания является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности. Иными словами, искусство общения с ребенком является сильнейшим  инструментом воздействия на ребенка и может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от личности педагога. Сфера педагогического труда, как известно, относится к так называемому социономическому типу, или такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Общение является основным средством, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. И очень важно в этой связи овладение педагогом высшего мастерства общения с аудиторией, или  педагогическим артистизмом.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным исследование педагогического артистизма как фактора творческого потенциала педагога.

Вместе с тем, если содержательные и методические аспекты педагогического процесса и деятельности педагога в настоящее время в значительной мере исследованы и исследуются, то социально - психологический срез обучения и воспитания и деятельности педагога, и проблема общения исследованы мало. И как справедливо заметил Леонтьев, «приходится констатировать, что проблема педагогического общения как органической части воспитания и обучения в школе еще не получила достаточно цельного и глубокого освещения». Это высказывание в полной мере можно отнести и к исследованию вопросов педагогического артистизма. Существует немало исследований, посвященных изучению влияния на психическое развитие ребенка его общения с взрослыми. Однако нерешенным остается вопрос о зависимости  мастерства владения голосом, интонацией, мимикой   от творческого потенциала педагога. И, как следствие, педагог не учитывает возможностей  артистизма  как способа эффективной организации  учебно-воспитательной деятельности  и не может целенаправленно  использовать его в педагогической практике.

Возникает противоречие между  значимостью вопроса мастерства педагогического общения и неразработанностью  влияния такого важного компонента, как артистизм на эффективность организации учебно-воспитательного процесса.

Данное противоречие послужило основанием для выбора темы нашего проекта: «Развитие артистизма педагога как фактора его творческой индивидуальности».

Проблема исследования  заключается в изучении  артистизма педагога как фактора творческой индивидуальности.

 Цель: изучить  составляющие педагогического артистизма и пути его совершенствования.

Объект:  творческая индивидуальность педагога.

Предмет: артистизм в творческой индивидуальности педагога.

Задачи:

 1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2) Выявить компоненты творческого потенциала личности педагога.

3) Разработать методические рекомендации по развитию  педагогического артистизма.

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение за деятельностью педагогов; опросные методы (интервьюирование, анкетирование, проведение бесед); количественная и качественная обработка эмпирических данных.

Методологической основой являются исследования известных педагогов и психологов: Б.М. Анина,  В.И. ЗагвязинскогоВ.А.Кан-Калика,  А.К.Марковой и др.

Этапы исследования:

I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – педагогический:  разработка и проведение педагогического эксперимента.

III – заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление проектного исследования.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.

 

Заключение

 

В данном проекте было проведено исследование вопроса артистизма педагога как  компонента его творческой индивидуальности.

В ходе работы над проектом подтвердилась актуальность вопроса исследования. Современный педагог— это профессионально-компетентная, творче­ски развивающаяся, гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества, у которой ярко выражен­ная субъектная позиция, индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал.

Творческий  потен­циал личности педагога - многознач­ная и динамичная характеристику, вклю­чающую три дополняющих друг друга компонента— ценностный, когнитивный, деятельностный. В содержание каждого из этих компонентов входят специ­фичные, присущие именно педагогиче­ской профессии черты. Сфера педагогического труда, как известно, относится к так называемому социономическому типу, или такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Общение является основным средством, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. И очень важно в этой связи овладение педагогом высшего мастерства общения с аудиторией, или  педагогическим артистизмом.

В ходе работы был проведен анализ литературы по теме исследования, который позволил выявить компоненты творческого потенциала личности педагога. В практической части исследования были разработаны методические рекомендации для совершенствования педагогического артистизма. Цели и задачи, поставленные в работе, были выполнены.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования  для повышения и совершенствования профессионального педагогического мастерства педагогов и студентов педагогических учебных заведений. Данная тема представляет интерес для дальнейшей теоретической и практической разработки.

Библиография

 

1.     Анин, Б.М. Учитель в моей жизни. [Текст]/ Б.М. Анин.- М., 1987.

2.     Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]/Б.Г. Ананьев.  — М.: Педа­гогика, 1980. – 478 с.

3.      Андреева, А.Н. и др. Методика измерения коммуникативной дистанции [Текст] / А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин// Вопр. псих. – 1987. - №1.

4.     Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр. тр. [Текст] /А.А. Бодалев – М.: Педагогика, 1983.

5.     Божович, Л.И. Избранные психологические труды, [Текст] / Л.И. божович - М., 1995.

6.     Богуславская, З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста [Текст] З. М. Богуславская.|| Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968.

7.     Брудный, А. А. Понимание и общение. – [Текст] / А.А. Брудный. - М.: Знание, 1989.

8.     Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1986.

9.     Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. [Текст] / С. Б.  Елканов. - М.,1989.

10.                       Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. [Текст] / В.И.  Загвязинский.- М., 1987.

11.                       Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]/ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.

12.                       Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. [Текст]/ В.А. Кан-Калик . - М., 1987.

13.                       Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.- Ярославль. 1996.

14.                       Коломинский, Я. Л. Психология общения. [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 1974.

15.                       Кондратенков , А.Е. Труд и талант учителя. [Текст] /  А.Е. Кондратенков.- М., 1989.

16.                       Львова, Б.Л. Творческая лаборатория учителя. [Текст] / Б.Л. Львова. -  М., 1985.

17.                       Леонтьев, А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. [Текст] / А.А. Леонтьев.- 1979. №1.

18.                       Лисина, М.И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии  [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова.- М.1980.

19.                       Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина. .1986.

20.                       Маркова,  А.К. Психология труда учителя. [Текст] /  А.К. Маркова . - М., 1993.

21.                       Мелибруда, Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.А. Мелибруда // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А.Бодалева, А.Б. Добровича. – М. : Прогресс, 1986.

22.                       Проблемы научной организации педагогического труда. [Текст]  /Под ред. И.П. Раченко. - М.,1987.

23.                       Профессиональная культура учителя [Текст]  / Под ред. В.А. Сластенина. ., 1993.

24.                       Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе про­фессиональной подготовки. [Текст]  / В.А. Сластенин. - М., 1979.

25.                       Сластенин,  В.А., Подимова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. [Текст]  / В.А. Сластенин,  Л.С.  Подимова. - М., 1997.

26.                       Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980.

27.                       Практикум по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова  — Л., 1987.

28.                       Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994.

29.                       Харламов. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве [Текст]/ И.Ф.Харламов //Педагоги­ка 1992. №7-8.

30.                       Щербаков,  А.И. Психологические основы формирования личности учителя. [Текст]/ А.И. Щербаков. - М., 1967.

31.                       Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.