Дипломная работа

«Предметно-развивающая среда как фактор развития  познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

 

 

Содержание

 

Введение.   3

 Глава I. Вопросы  изучения предметно-развивающей среды как  фактора развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1.   Содержание и специфика развития познавательной  активности………..7

1.2.    Особенности развития познавательной активности  в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………15

1.3.  Предметно-развивающая среда как фактор  развития познавательной активности дошкольников……………………………………………………….22

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………27

2.2.   Работа по формированию познавательной активности дошкольников экспериментальной группы ……………………………………………………….37

Заключение         46

Библиография    47

Приложения      

 

 

Введение

 

Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников. Проблема  развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время интенсивно разрабатывается как российскими, так и зарубежными учеными.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста ( Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер и др.), показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

При определении актуальности мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

Актуальность проблемы исследования вопроса развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена следующими факторами:

- социальным заказом на развитие познавательной активности у ребенка-дошкольника с момента дошкольного детства;

- возможностью совершенствования качества развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.

Особенности развития познавательной активности у детей изучались:  Б.Г. Ананьевым,  Д.  Б. Богоявленским,  Л. С. Выготским,  Д.П. Годовиковой, В.Б. Голициным, Т. В. Дуткевич, Т.  М. Землянухиной,  Р.  И.  Капустиной,  О.Л. Князевой,    Т.   А.   Куликовой,   М.   И.   Лисиной,  И.  П.  Павловым,  А.В. Петровским,  И. М.  Сеченовым,  А. И. Сорокиной, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рубинштейн,  Е.  И.  Щербаковой,  Г. И.  Щукиной.

Сущность развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в трудах М.И. Лисиной, Д.П. Годовиковой, С.Ю. Мещеряковой, И.С. Якиманской.

Однако, несмотря на традиционное акцентирование в исследованиях  на  важность развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью развития познавательной активности детей и недостаточностью использования в практической работе ДОУ такого важного фактора развития познавательной активности, как предметно-развивающая среда.

Актуальность темы исследование, а также выявленное нами противоречие  обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Предметно-развивающая среда как фактор развития  познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Проблема исследования: каково влияние предметно-развивающей среды на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние предметно-развивающей среды на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – предметно-развивающая среда как фактор развития  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза — процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста будет происходить более успешно при соблюдении следующих условий:

·        организация экспериментальной деятельности детей;

·        использование предметно-развивающей среды как фактора развития познавательной активности.

Задачи исследования:

1.    Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2.    Изучить сущность познавательной активности.

3.    Провести диагностику уровня развития познавательной активности детей.

4.    Экспериментально проверить влияние предметно-развивающей среды как фактора   развития познавательной активности детей.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами применялись  следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Методологической основой являются исследования известных педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева,  Д.  Б. Богоявленского,  Л. С. Выготского,     Т.   А.   Куликовой,   М.   И.   Лисиной,  И.  П.  Павлова,  А.В. Петровским,  А. И. Сорокиной, Г. И.  Щукиной и др.

Исследование  проводилось  на базе детского сада Брусничка  пос. Сосьва Ханты-мансийского АО в группе старшего дошкольного возраста.

 Этапы исследования:

1.            Поисково–теоретический: посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

2.             Опытно – экспериментальный: проведение  экспериментального исследования; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

3.            Заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление ВКР.

        Научная новизна исследования состоит в том, что влияние предметно-развивающей среды на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в системе дошкольного образования.

Структура  выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.


                                                            Заключение

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена  социальным заказом общества на развитие познавательной активности у ребенка-дошкольника с момента дошкольного детства и возможностью совершенствования качества развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды.

             В эксперименте приняли участие дети  двух старших групп седьмого года жизни в количестве 18 человек.

             Для выявления уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии:

         стремление к познанию новых знаний;

         поиск и нахождение ответа;

         длительность и устойчивость сосредоточения внимания;

         вопросы, выраженные в форме Зачем? Почему? Отчего?

На основе выделенных критериев были определены уровни развития познавательной активности.

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей контрольной и экспериментальной группы имеет средний и низкий уровень развития познавательной активности.

На формирующем этапе мы реализовали серию занятий, направленных на развитие познавательной активности дошкольников посредством предметно-развивающей среды, которые позволили  повысить уровень развития познавательной активности детей экспериментальной группы:

Таким образом, проведенные экспериментальные исследования подтвердили огромную роль предметно-развивающей среды как фактора  развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Выдвинутое гипотетическое предположение доказано.

Библиография

 

1.     Венгер, Л.А., Мухина, B.C. Психология. [Текст]/ Л.А. Венгер, B.C. Мухина.  - М.: Просвещение, 1985.-255 с.

2.     Венгер, Л.А Формирование познавательного отношения к учебной задаче [Текст]/ Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание.-1991.- № 3.- С. 43.

3.     Волков, Б. С., Мухина В. В. Психология. [Текст]/ Б. С. Волков, B.C. Мухина.  - М.: Просвещение, 1985. - 157 с.

4.     Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. Для воспитателя детского сада [Текст]/  Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Г. И. Осокина и др./ Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1997. - 160 с.

5.     Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/ Л.С. Выготский.  .: Педагогика 1991.-180 с.

6.     Годовикова, Д. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д. Годовикова. // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 54 - 57.

7.     Грузик, Т. В. Познаю мир [Текст]/ Т. В. Грузик // Дошкольное Воспитание.- 2002.- № 9.-С. 22.

8.     Дмитриев, А. Е. Педагогика. Хрестоматия. [Текст]/ А. Е. Дмитриев - М.: Просвещение, 1985. - 415с.

9.     Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ [Текст]/  В. И. Ядешко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др./ Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение 1986. - 415с.

10.                     История образования от зарождения воспитания в первобытном обществе и до конца XX в.: Учебное пособие для пед. учеб. завед. - 2-е изд. испр. и доп.  [Текст]/ Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова - М.: «Сфера», 2001. -512 с.

11.                     Иванова, А.  И.  Детское экспериментирование как метод обучения. [Текст]/ Дмитриев А. Е.  // «Управление» - №4-2004.- 84с.

12.                     Коломенский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии шестилетнего возраста. [Текст]/ Я.Л. Коломенский, Е.А.  Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 210 с.

13.                     Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]/ Т.А.  Куликова.  - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 608с.

14.                     Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. [Текст]/ Г.М. Коджаспирова,  А.Ю.   Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2005.-448с.

15.          Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних пед. заведений. - 4-е изд., стер. [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2002.-416 с.

16.            Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина. // Вопросы психологии.-1982.-№ 4.- С. 18-35.

17.           Люблинская,  А.А. Активность и направленность дошкольника // Хресто­матия по возрастной психологии. [Текст]/ А.А.  Люблинская. .: Междунар. пед. академия, 1994.- С. 195-208.

18.            Маневцова, Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности де­тей как средство формирования познавательной активности [Текст]/ Л.М. Маневцова. // Дошкольное воспита­ние.- 1972. -№ 10. -С.38-40.

19.                     Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. [Текст]/ В. С.Мухина. - М.: Издат. центр Академия, 2000 - 432 с.

20.                     Немов, Р. С. Психология. [Текст]/ Р. С. Немов. - М.: Академия, 1999 - 181 с.

21.                     Новейший философский словарь.  Изд. 2-е [Текст]/  В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярощенко. –– Ростов н: Деникс, 2006. – 672 с.

22.                     Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]/  Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. -  М.: АРКТИ, 2005.-64с.

23.                     Педагогика. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Под ред. П.Н. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 640с.

24.                     Педагогика. Уч. пособие для студентов пед. институтов [Текст]/  Ю.К.Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд.; доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1998 - 479с.

25.                     Педагогический энциклопедический словарь. [Текст]/  Гл. ред. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528с.л.

26.                     Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. [Текст]/  А. Н.Поддъяков. – М., 2000. – 248 с.

27.                     Развитие ребенка. [Текст]/  Под ред. Запорожца А. В. - М.:  Просвещение, 1976.-139 с.

28.                     Репина, Т. А., Стеркина Р. Б. Обучение детей в детском саду и в семье. [Текст]/ Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина. .: Педагогика, 1998. - 173 с.

29.                      Расщикулина, Е. К. Интеллектуальная готовность к школьному обучению [Текст]/ Е. К. Расщикулина. //Дошкольное воспитание.- 2004.-№12.- С. 74

30.                     Рубенштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. [Текст]/ С.Л. Рубенштейн. : Прсвещение, 1973,- 178 с.

31.                     Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.

32.                     Словарь – справочник по педагогике. [Текст]/  Под общ. Ред. П. И. Пидкасистого - М.: ТЦ сфера, 2004. – 448 с.

33.                     Сорокина, А. И. Умственное воспитание в детском саду[Текст]/ А. И.Сорокина   - М.: Просвещение, 1975.-145 с.

34.                     Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений - 4-е изд. «стериотип» [Текст]/ Г. А. Урунтаева. - М.: Изд. центр. Академия, 1998-336с.

35.                     Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. [Текст]/ Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.- М.: Издат. центр «Академия», 1998 - 304с.

36.                     Философский энциклопедический словарь.–М.:ИНФРА–М, 1997.– 576С.

37.                     Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя.- Второе издание, дополненное и переработанное [Текст]/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М: Изд-во «Совершенство», 1998.-432с.

38.                     Фрейдкин, И.С.  Ознакомление с явлениями неживой природы. // Сбодержание и методы умственного воспитания дошкольников. [Текст]/ И.С.   Фрейдкин. - М.: Педагогика, 1980.-С. 120.

39.                     Харламов, И. Ф. Педагогика. Учебник 6-е издание [Текст]/ И. Ф.Харламов  - М.: Педагогика, 2000 - 560с.