Дипломная  работа

 

Развитие рефлексивных умений младших школьников в процессе применения современных средств оценивания

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития рефлексивных умений младших школьников в процессе применения современных средств оценивания

1.1.   Сущность понятия и структура рефлексивных умений     9

1.2.   Современные средства оценивания учебных достижений

младших школьников 20

1.3.   Педагогические средства развития рефлексивных умений

младших школьников в современной системе оценивания учебных

достижений         31

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ  I…………………………………………………....38

ГЛАВА 2.   Реализация современных средств оценивания с целью развития рефлексивных умений младших школьников.

2.1.   Изучение уровня развития рефлексивных умений младших

школьников        41

2.2.   Опытно-педагогическая работа по развитию рефлексивных умений

младших школьников в процессе применения современных средств

оценивания         50

2.3.   Анализ результатов исследования развития рефлексивных умений

младших школьников 62

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2      69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

БИБЛИОГРАФИЯ       75

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволили бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы.

На наш взгляд, рефлексивные умения занимают здесь особое место. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном процессе должны быть место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Сейчас главной задачей учащегося является усвоение нового предметного материала, нет задачи на саморазвития. К своим навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях, и, оказавшись один на один с проблемой, не всегда решает ее продуктивно. Рефлексия для ученика не является средством освоения содержания образования в настоящее время, потому что не дана ему, как инструмент.

Ребёнок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действования во многом (если не в основном) связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обуславливается как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.

Таким образом, рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из главных компонентов содержания образования.

В  Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования уже для начальной школы отмечается, что важнейшими составляющими познавательной деятельности учащихся являются: самостоя­тельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопрос «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»); определение способов оценки деятельности (ответ на вопросы "Такой ли получен результат?", "Правильно ли это делается?"); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос "Какие трудности могут воз­никнуть и почему?"). Нельзя не признать, что становление готовности школьников к осуществлению такого рода познавательной деятельности требует сформированности базовых рефлексивных умений. 
В связи с вышеизложенным представляется актуальной проблема развития рефлексивных умений уже в начальной школе. 
Важно подчеркнуть, что учебные программы для общеобразовательной школы содержат ориентацию на формирование у обучающихся ряда «обобщенных умений», которые предполагают способность к рефлексии. Речь идёт о приёмах оценки выполненных действий, о фиксации в знаковой форме выполненных или вы­полняемых действий. Цели образования и его содержание взаимосвязаны с системой педагогического оценивания. 

В исследованиях современных авторов (Г.А. Цукерман, А.Б. Воронцов, А.А. Аксёнов, Н.В. Репкина, Е.В. Чудинова) педагогическому оцениванию придаётся особое значение в становлении развивающейся личности ребёнка: развитие субъектных свойств, рефлексивных умений, свобода выбора собственного варианта развития, сохранение психического здоровья школьника с учётом здоровьесберегающей и психологической функций оценивания.

В последнее время достаточно много говорится о безотметочном обучении. Однако в основном акцент делается на отрицательных эффектах отметки: искажении отношений ученика со взрослым, повышении тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации. В связи с этим одну из целей модернизации в системе школьного оценивания видят в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки. В этом направлении безотметочного обучения уже есть определенный опыт, наработки школ, иногда носящие формальный характер, когда пятибалльная шкала заменяется другими формами оценки учащихся: значками, процентами, рисунками и т.п., не затрагивая при этом всех остальных составляющих образовательного процесса.

Однако, на наш взгляд, помимо вышеуказанной цели безотметочную систему оценивания необходимо сориентировать на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Таким образом, проблему безотметочного оценивания необходимо рассматривать исключительно в контексте другой – более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы – проблемы развития рефлексивных умений младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Данное обстоятельство обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие рефлексивных умений младших школьников в процессе применения современных средств оценивания».

Проблема исследования: заключается в поиске современных средств оценивания, обеспечивающих развитие рефлексивных умений  у детей младшего школьного возраста в условиях безотметочного обучения.

Объектпроцесс развития  рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста.

Предмет- современные средства оценивания в начальной школе в процессе развития рефлексивных умений младших школьников.

 Цель: теоретически обосновать и экспериментально определить эффективные средства оценивания младших школьников, способствующие развитию рефлексивных умений.

Исходя из объекта,      предмета, цели исследования можно выделить  следующие задачи исследования:

1.      Изучить   состояние   понятия  «рефлексивные умения» в психолого-педагогической литературе.

2.                                             Выявить особенности  оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

3.                                             Определить       критерии       и       уровни  сформированности
рефлексивных умений  у детей младшего школьного возраста.

4.                                             Разработать       и       экспериментально       апробировать систему средств оценивания учебных достижений младших школьников в процессе развития рефлексивных умений.

Гипотезу исследования составляют следующие предположения: развитие рефлексивных умений учащихся начальной школы будет проходить наиболее эффективно, если: будут применяться современные средства оценивания в условиях безотметочного обучения; будет использоваться специально-ориентированная система формирования оценочных умений, в которой  учащийся является полноправным субъектом оценочного процесса. Мы предполагаем, что перечисленные выше педагогические условия являются оптимальными для развития рефлексивных умений младших школьников, так как в оценочной деятельности  учащихся реализуются системный, деятельностный и  личностно-ориентированный подходы.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов, методы математической статистики.

Методологической  основой исследования являются теоретические положения, раскрывающих специфику механизмов рефлексии в условиях познавательной деятельности (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Б.Ф. Ломов, Ф. Г.А. Цукерман Г.П. Щедровицкий и др.);  положения теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, Д.Б. Эльконин), положения о рефлексивно-гуманистическом подходе к образованию (А.А. Бодалев, Г.Н. Сериков, И.Н. Семенов), теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин), концепция учебного сотрудничества (Г.А. Цукерман);  исследования, посвященные проблемам развития рефлексивных способностей у младших школьников (В.В. Давыдов, В.В. Репкин, С.И. Поздеева, Г.А.Цукерман и др.)

База исследования: Вагайская СОШ Омутинский района Тюменской области.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный  включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении выпускной квалификационной  работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Научная новизна исследования состоит в том, что рефлексивные умения представлены в системе научного педагогического зна­ния: с педагогической точки зрения уточнены сущностные характеристики рефлексивных умений как составляющих опыта познавательной деятельности школьников; выделена совокупность базовых рефлексивных умений младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассматривая оценочную деятельность младших школьников как  важнейшую составляющую процесса развития рефлексивных, исследование обогащает теоретические позиции педагогики комплек­сом современных средств оценивания учебных достижений, которые обеспечивают включение рефлексивных умений в содержание образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разрабо­танный в исследовании и прошедший опытно-экспериментальную проверку ком­плекс средств оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения может быть полезен учителям начальной школы  для формирования у школьников рефлексивных умений.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.

 

Заключение

В ходе работы подтвердилась актуальность проблемы формирования рефлексивных умений у младших школьников. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном процессе необходима целенаправленная работа по формированию рефлексивных  умений в начальной школе.

На наш взгляд, эффективным средством формирования  этих умений являются современные средства оценивания в системе безотметочного обучения, а также развитие оценочной самостоятельности младших школьников.

Экспериментальное исследование подтвердило гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале исследования. На  констатирующем этапе результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп не имели значимых различий. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе на контрольном этапе выявлена положительная динамика развития рефлексивных умений. В контрольной группе, где не проводилась работа по развитию рефлексивных умений посредством оценочной деятельности, динамика результатов оказалась незначительной. Данное обстоятельство свидетельствует об эффективности проведенного нами формирующего эксперимента и служит подтверждением выдвинутой в начале гипотезы о том, что развитие  рефлексивных умений учащихся начальной школы будет проходить наиболее эффективно, если: будут применяться современные средства оценивания в условиях безотметочного обучения; будет использоваться специально-ориентированная система формирования оценочных умений, в которой  учащийся является полноправным субъектом оценочного процесса.

Разрабо­танный в исследовании и прошедший опытно-экспериментальную проверку ком­плекс средств оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения может быть полезен учителям начальной школы  для формирования у школьников рефлексивных умений.

 

 

Библиография

 

1.     Автайкина, Т.О. Контроль и оценивание в условиях личностно ориентированного обучения [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 8. - С. 79 – 85.

2.     Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст]/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Знание, 1980. – 96 с.

3.     Ананьев, Б.Г. «Психология педагогической оценки» [Текст]/ Избранные психологические труды. Том 2. М.: Просвещение, 1980. – 287 с.

4.     Артюшина, Л.А. Рефлексивные умения как составляющая содержания образова­ния [Текст] / Л.А. Артюшина // Право и образование. – 2007. - №1. С. 40-45.

5.     Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. [Текст] .:ГУ ВШЭ, 2001.- 78 с.

6.     Баранова, О.И. Формирование навыков самооценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения [Текст]/ О.И. Баранова // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И Кирикова – Вып. 1. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - С. 24-30.

7.     Баданина, Л.П.. Адаптация к отметке в начальной школе [Текст] // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 18 – 21.

8.     Бакина, Е.И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / Е.И. Бакина, М.Е. Турчина //Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 11.-С. 11–15.

9.     Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М.: Логос, 2006. – 247 с.

10.                       Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. [Текст]/ Л. И. Божович, Л. С.  Славина. - М.: Наука, 1979.- 347 с.

11.                       Бормотова, М. М. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. [Электронный ресурс] / М.М. Бормотова //  http://www.mirknig.com.

12.                       Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. - С. 1014.

13.                       Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пособие. [Текст]/ Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. остов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,1999.

14.                       Венгер, А. Л. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого [Текст]/ А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопр. психологии. 1998. № 4.-  С. 56–63.

15.                       Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. [Текст]/ А.Б.  Воронцов. - М.: Рассказов, 2002.

16.                                                Гитман, А.В. Технология самоуправления учением на основе рефлексивного дневника (для начальной школы): Методическое пособие. [Текст]/ А.В. Гитман. – Краснодар, 2007.

17.                       Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст]/ В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.

18.                       Давыдова, Г.И. Рефлексивно-диалогический подход к развитию личности [Электронный ресурс] / Г.И. Давыдова. – http : // www.ipras.ru / ponomarev / abstracts_rus / Sessions / Davydova.html.

19.                       Данилов, Д.Д. Контроль и оценивание в «Школе 2100»: эксперимент закончен, технология создана [Текст] / Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, О.А. Родыгина, Е.И. Стойка, С.А. Гудилина // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 10. - С. 17 – 22.

20.                       Денисова, Ю.А. К вопросу о системе оценивания уровня достижений учащихся [Текст] // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 24 – 25.

21.                       Дурова, А.И. Стимулирующая оценочная система в условиях безотметочного обучения в начальной школе [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 8. - С. 54 – 58.

22.                       Занков, Л.В. Обучение и развитие. [Текст]/ Л.В. Занков М.: Педагогика, 1975. 

23.                        Иванова, М.И. К проблеме оценки качества образования в начальных классах [Текст] / М.И. Иванова, С. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 10. - С. 45 – 49.

24.                       Иванкова Е.В. Педагогическое оценивание в вариативном развивающем начальном образовании/ Е.В. Иванкова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (гзов), Ростовский государственный педагогический университет, Ростов-н/Д, 2006. – 0,05 п.л.

25.                                              

26.                       Квасова А.К., Бондаренко Л.В., Карпович Д.И. Рефлексия в практике коллективных учебных занятий [Текст] / А.К. Квасова, Л.В. Бондаренко, Д.И.Карпович // Коллективный способ обучения. – 2007. – №9. – С. 91-103.

27.                                             Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. [Электронный ресурс] / Г.Ю. Ксензова. – http://www.mirknig.com.

28.                       Курганова, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. [Электронный ресурс] /  Курганова С. Ю.//  http://www.mirknig.com.

29.                       Куликова, С.И. Построение личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы. [Электронный ресурс] / С.И.Куликова http://www.mirknig.com.

30.                       Логинова, О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. [Электронный ресурс] /  О.Б.Логинова. -http://www.mirknig.com.

31.                       Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьников. Избр. псих. произв. [Текст]/ Н.А.  Менчинская.– М.: Наука, 1989. 

32.                       Михеева С.В. Организационно-содержательная модель формирования основ оценочной самостоятельности обучающихся [Электронный ресурс] /  С.В. Михеева. - http://www.mirknig.com.

33.                       Минеева, И. Е. К вопросу о совершенствовании оценочного инструмента [Текст] И. Е. Минеева // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 10. - С. 49 – 52.

34.                       Оценка без отметки [Текст]/Миндарова В.А., Романеева М.П., Суховерша Л.А. и др.//под ред. Г.А. Цукерман. - М. - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 133с.

35.                       Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. [Текст]/ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998,- 384 с.

36.                       Рубцова, Г.А. Формирование оценочной самостоятельности в 1-м классе [Текст]/ Г.А. Рубцова // Начальная школа плюс до и после.-2005.-№3.-С.12–14.

37.                       Современная философия: Словарь и хрестоматия. [Текст]/ Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 467 с.

38.                       Талюкина, О.В. Безотметочное (но не безоценочное!) обучение в I классе [Текст]/ О.В. Талюкина // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 103 – 107.

39.                       Таранец, А.Н. Безотметочное обучение в начальной школе [Текст]/ А.Н.  Таранец // Начальная школа. - 2009. - № 6. - С. 43 – 48.

40.                       Ушева, Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. [Текст] / Т. Ф. Ушева. - Красноярск : ККИПКиППРО, 2007. - 88 с.

41.                       Фирсина, Е.Г. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников [Текст] / Е.Г. Фирсина, Н.П. Мурзина. // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 11. - С. 5 – 10.

42.                       Философская энциклопедия [Текст] /  Под ред. Ф.В. Константинова. М: Современная энциклопедия, 2007. Т. 4. Наука логики – 596 с.

43.                       Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114.

44.                       Цукерман, Г.А. Оценка без отметки. [Текст]/ Г.А. Цукерман. - Москва – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. – 346 с.

45.                       Чиндилова, О.В. К проблеме оценки качества образовательных достижений учащихся [Текст]/ О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 10. - С. 3 – 6.

46.                       Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. [Текст] / Г.П. Щедровицкий. .: Академия, 1975. - 395 с.

47.                       Щедровицкий, Г.П. Избранные труды. [Текст] / Г.П. Щедровицкий – М.: Школа культурной политики, 1995.– 479 с.

48.                       Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2001. - 250 с.

49.                       Эльконин,  Д. Б.     Психология  обучения  младшего школьника. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. –  М.: Знание,  1974.- 326 с.

50.                       Эргашева, Л.А. Как я оцениваю учебные достижения своих учеников [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 3. - С. 15 – 17.

51.                       Яковлева, Н.П. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников [Текст] // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 22 – 23.