курсовая работа

Особенности организации воспитательной работы в начальных классах

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Вопросы воспитания в психолого-педагогической литературе

1.1.         Теоретические аспекты проблемы воспитания

1.2.         Возрастные особенности младшего школьного возраста

1.3.         Условия эффективной организации воспитательной работы с младшими школьниками

Глава 2. Опыт и методика организации воспитательной работы в начальных классах

 

2.1. Диагностика уровня социального развития школьника

2.2. Формирующий эксперимент  по  организации внеурочной воспитательной работы

2.3.    Диагностика уровня социального развития школьника на итоговом этапе эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

       Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые технолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема воспитания детей школьного возраста приобретает особое значение. Воспитание школьника – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Поэтому она интересует не только родителей и учителей отдельно взятого школьника, но и педагогов, психологов, социологов, как отечественных, так и зарубежных. От этого такое многообразие взглядов на воспитание.

         Актуальность вопроса организации воспитательной работы  вызвана потребностью общества в инновациях образовательно-воспитательного процесса.  Но в данный момент  школа продолжает  ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности. Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Вопросами воспитательной работы занимались Л.И Аксенова, Н.И. Алпатов, Л.С. Выготский, Л.И. Маленкова, В.А. Сластенин, В.В. Морозов и другие.

Таким образом, возникает противоречие между достаточно разработанным теоретическим аспектом данной проблемы и отсутствием  систематизированного подхода к нему в практике учебных учреждений. Данное противоречие  обусловило выбор темы   курсовой работы:  «Особенности организации воспитательной работы в начальных классах»

         Цель исследования:   выявить  особенности организации воспитательной работы и влияния  ее на развитие социальных качеств личности школьников,  определить роль школы в этом процессе.

         Объектом исследования является процесс воспитания младших школьников.

         Предмет исследования:  пути и условия осуществления  воспитательной  работы,  как фактора влияния на развитие социальных качеств личности школьников, особенности воспитания детей в школе.

В нашей работе мы  выдвинули следующее гипотетическое предположение: если при  осуществлении воспитательного процесса использовать  такие следующие пути, как организации жизнедеятельности учащихся;  организации воспитательной среды, тог .

Воспитательный процесс будет проходить эффективно  при условии:

         Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1.    Определить степень разработанности проблемы, используя теоретическую базу. Изучить взгляды выдающихся педагогов на процесс формирования и развития личности младшего школьника.

2.    Выявить особенности проведения воспитательной работы в младших классах

3.    Рассмотреть различные формы и методы работы классного руководителя с детьми младшего школьного  возраста.

4.    Предоставить практический материал, который поможет педагогам организовать внеклассную воспитательную работу. Разработать и реализовать условия развития  социальных качеств личности школьников в процессе воспитательной  работы.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов эксперимента.

Методологической основой нашего исследования являются критерии Николая Ивановича Монахова.

Экспериментальной базой для проведения исследования явилась средняя общеобразовательная школа \\\\\\\\\\\ в составе 29 учащихся.

Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, список литературы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Воспитание детей – ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили?  В курсовой работе мы и пытались ответить на эти вопросы.

         Изучив теоретический, экспериментальный, справочный материал, мы пришли к выводу, что в жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей. Поэтому педагогам необходимо знание педагогической периодизации.

   Учет возрастных особенностей, личностных характеристик, возможностей воспитанников - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Это отражает специфику процесса воспитания.


Список использованной литературы

1.  Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед-ий.–М.: Академия, 2001.–192 с.

2.  Алпатов, Н.И. Внеклассная работа в средней школе. Пособие для учителей.–М., Учпедгиз, 1949. – 7с.

3.  Андреева, Г.М. Социальная психология.–М., 1988. – 144с.

4.                Бабанский, Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. – М., 1980 . – 247 с..

5.  Бруднов, А., Березина, В. Социально-педагогическая работа в школе//Воспитание школьников.–1994.–№1, С. 21

6.  Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: Учебник.–М.: Флинта, 1998.–240 с.

7.  Воспитательная работа в школе/М.И. Кондакова.–2-е изд., испр. и доп.–М.: Просвещение, 1997.–351 с.

8.  Вульфов, Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методика деятельности).–М.: Просвещение, 1998. – 17с.

9.    Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. .–357 с.

10.                      Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. //Педагогика.–2000.–№5.- с. 59 – 62.

11.                    Даль, В. Толковый словарь живого великого языка. В 4 т.–М., 1995. – 203 с.

12.                    Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися.–М.: Просвещение, 1980. – 223 с.

13.                    Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. сред. пед. учеб. завед-ий.–М.: Академия, 2000.–176 с.

14.                    Краснобаев, Б.И. Педагогическая энциклопедия.–М., «Советская энциклопедия». 1964.

15.                    Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособ. для кл. руководителей.–М.: Просвещение, 1983.–223 с.

16.                    Максимов, В.Г. Педагогическая деагностика в школе: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед-ий.–М.: Академия, 2002.–142 с.

17.                    Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб.пособ.–М.: Педагогическое общество, 2002.–480 с.

18.                    Методика воспитательной работы в школе. Очерки. Сост.: Э.С. Кузнецова, А.М. Бардиан.–М.: Просвещение, 1967 – 97 с.

19.                    Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для вузов по спец. «Педагогика»//Под. ред. В.А. Сластеника.–М.: Академия, 2002.–144 c.

20.                    Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. для студ. высших. пед. учеб. заведеий /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремканиа и др.; Под ред. В.А. Сластенина.–М.: Академия, 2002.–144 с.

21.                    Михалков, С.А. Все начинается с детства.–М., 1980 - 41 с.

22.                    Морозов, В.В. Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми.–М.: Учпедгиз, 1955. – 7 с.

23.                    Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа.–М., 1969. – 44 с.