Дипломная работа

Средства реализации принципа гуманизации в процессе обучения  учащихся предметам гуманитарного цикла

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Вопросы  выбора средств реализации принципа гуманизации  образования в процессе обучения учащихся предметам гуманитарного цикла

1.1.   Сущность понятия «гуманизация образования»………………..9

1.2.   Средства  реализации  принципов гуманизации в процессе  обучения………………………………………………………………….17

1.3. Особенности, средства и методы реализации принципа гуманизации образования  в школьном курсе МХК…………24

 

ГЛАВА 2.  Экспериментальное исследование по реализации принципов гуманизации образования  в курсе обучения предмету МХК

 2.1. Организация и методика проведения исследования……………...38

2.2. Педагогический эксперимент по реализации принципа  гуманизации образования в процессе обучения курсу МХК…………………………..49 

2.3. Результаты опытно-педагогического эксперимента……...62

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….68

 

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………70

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка.

Процесс гуманизации содержания образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития  учащихся. Инновационные процессы образования осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода, в рамках которого проходит социализация и развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества. Данная проблема не была обойдена и отечественными педагогами, в ее богатом теоретическом наследии существует немало идей и направлений, имеющих прямое отношение к гуманистической концепции образования. Существенное влияние на гуманитарную ориентацию образования в России второй половины XIX, начала XX веков оказали труды многих педагогов и психологов: Вахтерова В.П., Бехтерова В.М., Каптерева П.Ф., Пирогова Н.И., Ушинского К. Д., явившегося основоположником «педагогической антропологии» и др.

Значительный гуманистический потенциал имеют идеи, заложенные в теориях развивающего (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков) и воспитывающего обучения (З.И. Васильева, В.И. Водзинский, К.И. Дулов), целостности учебно-воспитательного процесса (В.И. Ильин), индивидуализации и дифференциации учебной деятельности (А.А. Бударный, В.В. Иванов, О.Н. Иващенко, Л.М. Захарова, А.А. Кирсанова, Е.С. Рабунский, Р.С. Семенова, И.Э. Унт), приобщения учащихся к самообразованию и самовоспитанию (Б.Ф. Райский, Л.И. Рувинский, В.Н. Котляр), формирования мотивации учения (Ю.Д. Алферов, В.С. Ильин, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина), саморазвития и индивидуальности учителя (Е.П. Белозерцев, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Л.Ф. Спирин), диалогизация обучения (С.Ю.Курганов, Ю.В.Сенько). Авторы этих работ актуализируют внимание к личности ученика, силам его саморазвития, внутренним источникам его познавательной активности.

Идеи гуманизации положены в основу работ Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, В.В. Краевского, А.В. Петровского, С.Д. Смирнова, И.Я. Якиманской и др.

Разработка целостной теории гуманизации образования содержится в трудах М.Н. Берулавы, И.Б. Котова, Г.Б. Корнетова, Н.И. Осуховой, В.П. Лежникова, Е.Н. Шиянова и др.

Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является не воспроизведение готовых знаний, понятий, приемов и навыков, а развитие неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Иначе говоря, в педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает не что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которой становится в том числе и познавательная активность детей.

Однако современная образовательная практика свидетельствует, что монолог педагога в процессе обучения по-прежнему имеет довлеющее значение (Е.В. Бондаревская, Е.Б. Быстрай, Л.А. Подымова, В.А. Сластенин, А.В. Сиволапов, Л.С. Шайдурова и др.). Это происходит, на наш взгляд, потому, что многие учителя оказываются неподготовленными к переориентации с репродуктивных функций на продуктивные, творческие, испытывая большие сложности в организации занятий, адекватных субъект-субъектным отношениям. Действительно, традиционное обучение в известной степени нивелировало функцию личностного воздействия, поскольку тяготело к использованию обезличенной учебной технологии, связанной с передачей информации, тренингом. Зарождение личностно-гуманистических технологий в обучении происходит, когда совместная деятельность ученика и учителя переходит на уровень эмпатийности, взаимного принятия и обмена ценностями, что обеспечивается соответствующим содержанием и методами обучения. Для реализации гуманистической направленности обучения отнюдь не достаточно лишь этических установок учителя. Учителю необходимо овладеть также и технологиями обучения, предполагающими активное включение деятельности ученика в структуру процессов саморазвития.

Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель   -   ученик»   -   установления   связей   сотрудничества.   Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Но это еще не все. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. В связи с этим представляется актуальным вопрос  гуманизации образования.

Таким образом, налицо противоречие между достаточной теоретической разработанностью вопроса гуманизации  образования и недостаточностью в практике работы  образовательных учреждений целенаправленной работы по выбору  средств ее реализации в рамках конкретных учебных  дисциплин.

Выявленные противоречия  позволили обозначить  проблему исследования, которая заключается в  выборе средств гуманизации  образования в процессе изучения предметов гуманитарного цикла школьного курса.

Актуальность проблемы  обусловила выбор темы выпускной квалификационной  работы: «Средства реализации принципа гуманизации в процессе обучения  учащихся предметам гуманитарного цикла».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать средства гуманизации образования в  практической работе педагога.

Определение темы, проблемы и цели  исследования позволили определить объект исследования: процесс гуманизации образования.

Предмет исследования: средства гуманизации образовательного процесса в курсе МХК.

Исходя из объекта, цели,      предмета исследования можно выделить  следующие задачи исследования:

1.                      Изучить   состояние   проблемы  гуманизации образования  в психолого-педагогической  и методической   литературе.

2.                      Раскрыть сущность понятия «гуманизация», направление реализации  принципа гуманизации образования.

3.                      Выявить комплекс средств, позволяющих осуществить гуманизацию образовательного процесса.

4.                      Экспериментально апробировать выявленный комплекс и его эффекивность.

  В процессе исследования была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что успешность реализации принципа гуманизации связана с внедрением в  педагогический процесс  комплекса средств, включающего индивидуально-личностный подход, диалогический подход, позиционный подход.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической и специальной литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; количественная и качественная обработка результатов.

Методологической  основой исследования являются теоретические исследования о гуманизации образования таких  ученых, как О.Ю. Колпачева, А.А. Касьян, М.Н. Берулава, В.В. Краевский, В.А. Сластении и др.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный     – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении выпускной квалификационной    работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

База исследования: МОУ СОШ \\\\\\\\\\\\\\\.

Научная новизна исследования заключается в систематизации взглядов на процесс гуманизации обучения и  принципы  ее реализации в  школьном курсе МХК.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике  педагогов  при  организации учебного процесса в  системе школьного образования.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе развития нашей страны необходимо создать условия для всестороннего развития детей и молодежи, воспитания патриотов страны, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих обостренным чувством ответственности, нравственной, эстетической и экологической культурой. Думается, следует активизировать работу по формированию у подрастающих поколений нового по содержанию, но основанного на отечественных традициях гуманистического мышления и мировоззрения. Оно должно опираться на обновленное содержание общего и профессионального образования. Это даст возможность молодежи усваивать основные, базовые понятия и положения науки, культуры, экономики и технологии, вооружит ее новым знанием в бесконечно обновляющейся жизни.

Все это требует модернизации образования в школе, а именно его гуманизации. В первой главе мы рассмотрели теоретические основы данной проблемы. Исходя из полученных данных мы разработали методические рекомендации по реализации гуманизации образования средствами изобразительного искусства.

В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Цели и задачи, поставленные нами в начале работы, были выполнены.

Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования,     согласно которой  принцип гуманизации в процессе обучения предмету МХК будет реализовываться наиболее эффективно при  внедрении в процесс обучения технологий, предполагающих активное включение деятельности ученика в структуру процессов саморазвития;  что  оптимальным средством реализации принципа гуманизации в процессе обучения курсу МХК,  дающим наиболее эффективный результат, является методика организации многоуровневого общения и поэтапной успешной деятельности учеников, основанной сначала на свободном личном выборе тех направлений, в освоении которых каждый сможет с наибольшей полнотой выразить своё отношение к предмету изучения и свои индивидуальные способности, постепенное и планомерное вовлечение в ходе занятий каждого ученика во все основные сферы художественной деятельности для осмысления проблем художественной культуры, её общих закономерностей в контексте социальной и культурной истории – была подтверждена результатами опытно-экспериментального исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования данной работы в практике учителей средней школы.

                           

 

БИБЛИОГРАФИЯ    

 

     1.            Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студент. вузов. [Текст] / Г.С. Абрамова - М.: Академия, 1997 – 638 с.

     2.            Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. [Текст] / Б.Г. Ананьев /Под ред. А.А. Боданева. - : МГУ, 2000.Т.2-288 с.

     3.            Алексашкина, И.Ю. Из опыта гуманизации образования в петербургской школе. [Текст] / И.Ю. Алексашкина, Н.И.  Элиасберг. –СПб., 1993. –102 с.

     4.            Амонашвили, Ш.А. Педагогика сотрудничества, гуманизация педагогического процесса. [Текст] / Ш.А.  Амонашвили // Перспективы: вопросы образования. –1990. – №4.

     5.            Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. [Текст] / Ш.А.   Амонашвили–М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. –496 с.

     6.            Ангеловски, К. Учителя и инновации. [Текст] / К. Ангеловски. –М.: Просвещение, 1991. –160 с.

     7.            Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

     8.            Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский, М.: Прсвещение, 1989. -558 с.

     9.            Баранов, С.П. Сущность процесса обучения. [Текст] / С.П. Баранов–М.: Просвещение, 1981.- 247 с.

10.            Батракова, И.С. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. [Текст] / Батракова И.С., Тряпицына А.П.  –СПб., 1993, –133 с.

11.            Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Проспект, 2001. -192 с.

12.            Берулава, М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы [Текст] /М.Н. Берулава // Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 23-27.

13.            Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования: Научные сообщения. [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика, –1997, –№4, –С.35.

14.            Воскресенская, Н.М. Великобритания: Стратегические направления развития образования [Текст] /Н.М. Воскресенская  //Педагогика - 1996 г. №4 -  С. 91-98

15.            Василевская Л.К. и др. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. [Текст] /Л.К. Василевская, Д.М. Зарецкая,  В.В.  Смирнова. -  М.:  "Аз", 1997.  – 427 с.  

16.            Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] / Л.С. Выготский - М.. Дело, 1995.-240с.

17.            Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.

18.            Григорян, С. Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе. [Текст] /  С.Т. Григорян М.: БЕК, 2002. -162 с.

19.            Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. [Текст] / П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. –М.: Просвещение, 1968.- 349 с.

20.            Гершунский,  Б.С. Философия образования для XXI века., [Текст] / Б.С.   Гершунский. –М.: Совершенство, 1998. –608 с.

21.             Границкая А.С. Научить думать и действовать Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. [Текст] /  –М.: Просвещение,1991. –175 с.

22.            Гуманистические   воспитательные   системы   вчера   и   сегодня   (в описаниях   их   авторов   и   исследователей) [Текст] /  под   общ. ред.   Н.Л. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.

23.            Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения // Актуальные проблемы теории и практики обучения. [Текст] / В.К.Дьяченко. –Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 1984. –185 с.

24.            Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. [Текст] / В.И. Загвязинский. –М.: Педагогика, 1937. –160 с.

25.            Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.

26.            Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). [Текст] / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. –СПб., «Петербург –XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. –160 с. –С.60–67.

27.            Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. [Текст] / А.А. Кирсанов.  азань, 1992.-124 с.

28.            Кларин, М.В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике XX века [Текст] / М.В. Кларин //Сов. педагогика. - 1987 г. - №47 – С.120-126.

29.            Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для- студентов пед.институтов. [Текст] / Н.А. Константинов .: Просвещение, 1992.-447 с.

30.            Краткий словарь по социологии [Текст] /Под ред. А.С. Айзикович. / - М.: МГУ, 2000,-447с.

31.            Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / /Под ред. А.В. Петровского. .: Знания, 2000.-494 с.

32.            Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. [Текст] / Н.В. Кузьмина .: Перспектива, 2002.-174 с.

33.            Колеченко, А.К. "Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] /  А.К. Колеченко С.-Пб., 2002. -  367 с..

34.            Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа це­лостного учебно-воспитательного процесса. [Текст] / В.А.  Караковский. — М., 1993. – 217 с.

35.Касьян, А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические
предпосылки [Текст] / А. А. Касьян // Педагогика. - 1998. - № 2. – С 47-49.

36.Колпачева, О.Ю. Гуманизация и личностно развивающие технологии

         Образования. [Текст] /  / О. Ю. Колпачева // Педагогика. - 2006. -№9.-С.     

         121-123.

37.            Леонтьев, Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 – е изд. [Текст] /  Л.Н. Леонтьев – М., 1977 – 364 с.

38.            Майоров,  А.Н.   "Тесты  и  их  виды",  [Текст] / А.Н. Майоров //Школьные технологии, 1998 г., №4. С.   176-178 

39.            Опыт разработки концепций воспитания [Текст] / Под ред Е.В. Бондаревской. Ч. 1,2.— Ростов н, 1993. – 227 с.

40.            Репкина, Г.В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст] / Г.В.Репкина, Е.В. Заика. Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

41.            Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика  воспитания. [Текст] / B.C. Селиванов. - М.: Академия, 2000. - 335 с.

42.            Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Текст] /Л.Д. Столяренко М.: Ростов-на-Дону,  Феникс, 2003.-544 с.

43.            Тутушкина, М.К. Практическая психология. [Текст] / М.К. Тутушкина. М.: Дидактика Плюс,  2001.- 368с.

44.            Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф.Талызина – М.: Академия, 1998 – 497 с.

45.            Фридман, Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.  Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

46.            Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отече­ственных теорий личности. [Текст] / Е.Н. Шиянов, И.Б.   Котова. — Ростов н, 1995.

47.            Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин  – М., 1995, - 342 с.