Дипломная работа

Организация игровой деятельности как путь формирования  коммуникативных умений  младших школьников

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

 

1.1.         Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе

1.2.         Сущность и  значение игровой деятельности младших школьников

1.3.         Виды игр, способствующих формированию коммуникативных умений  у детей младшего школьного и условия их применения

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности

 

2.1. Экспериментальное исследование по определению  уровня сформированности коммуникативных умений у         детей младшего школьного возраста

2.2.   Реализация игровой деятельности в экспериментальной группе

2.3.   Динамика формирования коммуникативных умений

Заключение

Библиография

 

 

 

Введение

 

Младший школьный  возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Проблема воспитания человека вообще и воспитания культуры общения, в частности, является одной из значимых на данном этапе развития системы образования России. За последнее время интерес к данной проблеме еще больше увеличился. Сейчас много говорится о, так называемом, «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации, расширение «дистанционного общения», - все это способствует изменению форм общения,  ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной' культуры человека, культуры речевого поведения.

Первые наблюдения над социальным поведением зафиксированные еще в античности в философских трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Позднее –  в период Просвещения - у Дидро, Руссо, Гельвеция, Монтескье. Самой проблеме общения посвящали работы выдающиеся педагоги и психологи С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская и другие.

Для данной проблемы исходным определением общения мы принимаем  положение И. А. Зимней о том, что «общение представляет собой форму общественно-коммуникативной деятельности, где «вербальное общение» является специфически человеческой формой взаимодействия членов общественности».

Результаты исследований Т. А. Репиной, В. С. Мухиной показывают, что отношения между сверстниками к концу дошкольного возраста полностью сложившиеся и делают ребенка популярным и предпочитаемым сверстникам, успешным в сфере общения. У детей, отвергаемых сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. В общении главная задача заключается в защите себя: у одних проявляется в яркой агрессии, у других – в замкнутости,    застенчивости,    ухода    в    себя.    Это    затрудняет    общение ребенка со сверстниками и может в дальнейшем принести массу проблем самому ребенку и окружающим его людям.

Решить данную проблему можно путем включения ребенка в совместную деятельность.   Вступая   во   взаимоотношения,   школьники   обмениваются мнениями,   обогащают  друг  друга  полученными   знаниями,   устанавливают контакты. Одним из таких видов взаимоотношений является игровая  деятельность. Игра является ведущей деятельностью ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, т.к. игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ситуации ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре. Игра возникает на основе реальной жизни и развития в единстве с потребностями ребёнка. Неосуществимые для малыша в данный момент желания может быть реализованы в игре. Игра - ведущая деятельность ребенка, определяющая его дальнейшее  психическое развитие прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация.

Основой  детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. Игровая воображаемая ситуация вырабатывается у детей к трём годам. Но умения их действовать в условном воображаемом плане постепенно формируется взрослыми. Такая работа ведётся с детьми уже с раннего возраста. В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали.

Отечественные психологи (Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, что развитие ребёнка происходит в том

случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности  (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития  вид деятельности.

В современной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые, игры – драматизации, музыкальные игры- забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры, игрушками.

Выдающиеся педагоги и психологи: Л.С. ВыгодскийЭльконин Д.Б. Леонтьев А.Н., Спиваковская А.С. и другие отмечают огромное значение игры в развитии детей. Н.К Крупская сравнивала игру с учёбой и трудом по тому развивающему интеллектуальному эффекту, который игра оказывает на детей, играя ребёнок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отражаемых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отражаемых событий.  Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысления её выступают на первый план.

  В младшем школьном возрасте игра продолжает оставаться ведущим видом деятельности ребенка, поэтому  вопрос организации игровой деятельности является актуальным для учителя начальных классов. Игра способствует не только умственному, но и социальному развитию ребенка. В процессе игры дети приобретают необходимые навыки общения, развивают нравственные и гуманные чувства. Это, безусловно, способствует формированию ученического сообщества.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между имеющимися  потенциальными возможностями развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста и отсутствием в психолого-педагогической практике системной работы по организации игровой деятельности с целью  формирования коммуникативных умений младших школьников.   Это противоречие  позволило выделить проблему  исследования, которая заключается в поиске наиболее эффективных условий формирования  коммуникативных умений в игровой  деятельности детей младшего школьного возраста.  Выявленная проблема определила тему     исследования:    «Организация игровой деятельности как путь формирования  коммуникативных умений  младших школьников».

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является условия эффективного формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в игровой  деятельности.

Цель: Рассмотреть педагогические возможности игровой деятельности в  формировании коммуникативных умений у детей    младшего школьного  возраста.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому  формирование коммуникативных  умений в игровой деятельности будет осуществляться более эффективно, при соблюдении следующих условий:

1.        систематичном и целенаправленном применении игр

2.         четком определении перечня коммуникативных умений детей младшего  школьного возраста

3.        планомерном осуществлении диагностики уровня сформированности  коммуникативных умений младших школьников.

4.        разработке комплекса театрализованных игр – занятий по формированию коммуникативных умений.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:

1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.

2.   Обосновать сущность и значение игровой деятельности младших школьников, условия ее успешного применения в целях развития коммуникативных умений.

3. Определить условия формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.

3. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.

4. Разработать  комплекс игр и экспериментально проверить эффективность использования их  для формирования коммуникативных умений у  детей младшего школьного возраста.

Методы  реализации цели и задач исследования:                                   

I. Теоретические:  анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

II. Практические: методика Г.А. Урунтаевой,  методика Е.О. Смирновой, наблюдение, беседа, проведение игр-занятий.

III. Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Методологической основой  являются  научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Б.Г. Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, Д.Б. Эльконина,  Г.А. Урунтаевой,  Е. О. Смирновой, О.С.Газмана, В.ВЛебединского, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М. Либлинг, И.М. Юсупова, А.А.Крыловой, Е.И. Рогова, П.Н.Мальковской, В.Г.Немировского и др.

Теоретическое значение исследования заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по вопросам организации игровой деятельности младших школьников и формированию коммуникативных умений у младших школьников.

Практическая значимость.  Подборка и апробация комплекса  игр, направленных на развитие коммуникативных умений  детей  младшего школьного возраста  может быть использована для практического применения учителями начальных классов в  учебно–воспитательном  процессе.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение.    Был   проведен   констатирующий   эксперимент,   с   целью  определения  уровня  сформированности  коммуникативных  умений  у  детей младшего школьного возраста.

На втором этапе   нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс игр-занятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе  были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,

заключения, списка литературы.

 

 

Заключение

 

 

В проведенном нами исследовании по теме:  «Организация игровой деятельности как путь формирования  коммуникативных умений  младших школьников» объектом исследования являлся процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста; предметом - условия эффективного формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в игровой  деятельности.

В ходе работы были рассмотрены   особенности организации игровой деятельности как пути формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.

Использование театрализованных игр в учебно-воспитательном процессе позволяет решать  многие  педагогические  задачи,  касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в совместных играх, а также выразительности речи,     интеллектуального     и     художественно-эстетического     воспитания, социально-эмоционального развития.

Вступая в игровые отношения, ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В ролевых и театрализованных играх возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.

Результаты   констатирующего   эксперимента   показали   недостаточный уровень    сформированности    коммуникативных    умений    у    испытуемых  младших школьников.

В работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс игр-занятий для формирования коммуникативных умений.

В процессе занятий использовались разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных и невербальных средств выразительности, рассказывание сказки от имени разных героев, представление себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, совместные обсуждения и др.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы, с которыми проводились театрализованные игры-занятия, уровень коммуникативных умений оказался значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми специальная работа не проводилась.

Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение о том, что формирование коммуникативных умений будет осуществляться более эффективно если подобрать и реализовать комплекс игр-занятий.

Из этого следует, что  использование игр, направленных на развитие коммуникативных умений, умений согласовывать свои действия с действиями партнера, выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы и др., способствуют развитию коммуникативных умений младших школьников. Таким образом, гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале исследования, подтвердилось.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по вопросам организации игровой деятельности младших школьников и формированию коммуникативных умений у младших школьников.

Практическая значимость состоит в том, что учителя практики могут использовать в своей работе разработанные кружковые занятия.

 

Библиография

 

1.   Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. [Текст] /  Н.П. Аникеева - М., 1987.-214 с.

2.  Аникеева, Н.П., "Игра в педагогическом процессе"[Текст] / Н.П. Аникеева. - Новосибирск, 1989. -320 с.

3.  Аникеева, Н.П., "Педагогика и психология игры"[Текст] /  Н.П. Аникеева -М., 1986.- 245 с.

4.   Анисимов О.С., Данько Т.П.    Игровой тренинг мыслительной деятельности.  уч.пособ. [Текст] / О.С. Анисимов, Т.П.  Данько. - М.,1992.-457 с.

5.  Ананьева, Е.Г., Алексеев, В.Е., Губенков, С.Ю. и др. "Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр"[Текст] /  Е.Г. Ананьева, В.Е. Алексеев, С.Ю. Губенков. -М.,1991. – 198 с.

6.  Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.  уч.пособ. д.студ. [Текст] / А.М Айламазьян.  -М.: изд-во МГУ-1989. -364 с.

7.  Богомолова Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии"[Текст] / Н.Н.  Богомолова - М. – МГУ, 1977. – 205 с.

8.   Вуарен, Н. Что такое игра? [Текст] /Н. Вуарен. // «Культура», 1982., №4. – с 38-41.

9.  Венгер, Л.А.  Игра как вид деятельности [Текст]/ Л.А. Венгер //   Вопр.псих, №3 - 78, с. 163-165.

10.           Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.,1988.-568 с.

11.           Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Выготский Л.С.  -М.,1934. – 469 с.

12.           Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С.  Выготский - М.,1960.

13.           Газман, О.С. , «Социальные аспекты развития» [Текст] / О.С.  Газман // Советская педагогика, 1988 г., №5. – с.87-94.

14.           Годовикова, Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками,  Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Д.Б.  Годовикова Под редакцией М.И. Лисиной .1980.-427 с.

15.           Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О.  Смирнова -М.1992. – 217 с.

16.           Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии [Текст] /  В.В. Давыдов, В.П.  Зинченко. // Вопросы философии", 1980., №12. - с. 47 – 60.

17.           Добрынская, Е.И. Свободное время и развитие личности. [Текст] /  Е.И. Добрынская. Ленинград, -1983. – 116 с.

18.           Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка. [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А.   Маркова. - М., 1978. – 412 с.

19.           Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.

20.           Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций.. Учебное пособие для студентов  педн-тов. [Текст]/  Т.А. Ильина – М., 1984.-496 с.

21.           Игровое моделирование: методология и практика. Сб.пук. Ладенко И.С. [Текст] / И.С. Ладенко -Новосибирск: Наука, 1987. -312 с.

22.           Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. [Текст]/ В. А.  Кан-Калик. - М.: Просвещение. 1987 - 190 с.

23.           Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева,  Ю.В. Касаткина -Ярославль. 1996. – 247 с.

24.           Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.

25.           Коломенский, Я. С., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. [Текст]/ Я. С. Коломенский, Е. А. Панько. - М.: Просвещение. 1988 - 190 с.

26.           Кривченко, Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании[Текст]/ Т. А.  Кривченко// Классный руководитель. 2002, № 5. – С.132-142.

27.           Ладенко, И.С. Игровое моделирование методологии и практики. [Текст] / И.С.  Ладенко -Новосибирск, изд-во Наука, 1987.- 249 с.

28.           Луначарский, А.В. "Вместо введения // Игра"[Текст] / А.В. Луначарский.   - Петроград, 1918, №1. – с.34-37.

29.           Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] А.А. Леонтьев // Вопросы философии.1979 г.№1- с.64-69.

30.           Лисина, М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. -М., 1980. – 314 с.

31.           Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И.  Лисина М., 1986.- 362 с.

32.           Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /  Б.Ф. Ломов, -М.1975. -  280 с.

33.           Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е.  Мелибруда - Мрогресс,1986-174 с.

34.           Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / - Л.Ф. Обухова. М.,95.-146 с.

35.           Педагогика и психология игры.  [Текст] /   Межвузовский сборник научной трактовки,  -Новосибирск: НГПИ – 1985. – 362 с.

36.            Праздников Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека[Текст] / Г.А.  Праздников. - Ленинград, 1976. – 156 с.

37.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педн-тов. [Текст]/  В.А. Сластенин,  И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М., 2000.-512 с.

38.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред  П.И. Пидкасистого. [Текст]/ П.И. Пидкасистый .- М., 2004.-608 с.

39.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педн-тов. Под ред Ю.К. Бабанского. [Текст]/ Ю.К. Бабанский .- М., 1988-479 с.

40.           Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994.- 114 с.

41.           Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании [Текст] / Е.И.  Рогов— М., 1995.-476 с.

42.           Рабинович, Ф.М., Баллер, Э.Э., Голубенко, Е.С. и др.
Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. [Текст] / Ф.М. Рабинович, Э.Э. Баллер, Е.С. Голубенко, О.К.  Крылова. -ИЯ-
ИЯШ 1983. №6 – с.24-51.

43.           Рубинштейн, С.Л.  Основа общей психологии. Т. 2., [Текст] /  С.Л. Рубинштейн. -М.: изд-во "Педагогика", 1989. – 548 с.

44.           Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. [Текст] / А.Г.  Рузская -М.1989. – 314 с.

45.           Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.  Рубинштейн -М.1946. – 643 с.

46.           Столович, Л.Н., Искусство и игра // Эстетика[Текст]/ Столович Л.Н. М.: изд-во "Знание", 1987. – 117 с.

47.           Терский, В.Н. Игра. Творчество. Жизнь [Текст] /  В.Н. Терский - М., 1966.- 98 с.

48.           Усова, А.П. Игра [Текст] /  А.П. Усова. - М., 1962.- 98 с.

49.           Устименко, В.Ф., Место и роль игрового феномена в культуре [Текст]/ В.Ф.  Устименко. // Филосовские науки. 1980., №2, стр. 69 – 77.

50.           Урунтаева, Г.Л. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., Стереотип. [Текст] / Г.Л.   Урунтаева.- М., Изд. центр «Академия». 2001. - 336 с.

51.           Урунтаева Г. Л., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст] / Г. Л. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., Просвещение. 1995 -291 с.

52.           Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности. [Текст] / Л.Крайнева // Дошкольное воспитание, 1984 № 10. – С. 86-89.

53.           Фридман, Л.П.  Изучение личности учащегося и учениче­ских коллективов [Текст]/ Л.П. Фридман. — М., 1988.- 254 с.

54.           Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. «Психологический справочник  учителя» [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю.   Кулагина.- М.  Просвещение, 1991 - 161 с.

55.           Хейзинга, Й. В. тени завтрашнего дня, Homo Iudens. [Текст] / Й. В. Хейзинга  -М., 1992. -282 с.

56.            Чуракова, Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сболевых игр. [Текст] / Р.Г.  Чуракова. -М.,91. – 167 с.

57.           Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры  [Текст] / С.А.  Шмаков. М.: изд-во "Новая школа". 1994. – 318 с.

58.           Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - М.: "Педагогика", 1978. – 427 с.

59.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] /  Д.Б.   Эльконин - М.1960. – 540 с.

60.           Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.   Эльконин (Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко) - М.1989. - 643 с.

61.           Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - Воронеж.1995. – 486 с.

62.           Эпштейн Н.П., "Игра в жизни и искусстве [Текст] / Н.П. Эпштейн //    Советская драматургия.  М.,  1982. №2. – с 61-64.

63.           Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.