Курсовая работа

Использование информационных технологий на уроках обслуживающего труда

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                             стр

Введение……………………………………………………………………….3

 Глава 1. Информационные технологии в  процессе обучения

1.1. Компьютерное обучение в средних классах…………………………6

  1.2. Использование компьютера на уроках технологии………………..16

1.3.  Программы “Графический редактор для школьников” и “ЛОГО”………………………………………………………………………20

 

Глава 2. Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов детей среднего школьного возраста на уроках технологии

2.1.  Опытно-педагогическая  часть исследования………………………………………………………………….28

   2.2.Анализ результатов опытно-педагогической части исследования…………………………………………………………………34   

 Заключение………………………………………………………………………36

 Список литературы……………………………………………………………..38

 

 

 

Введение

 

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности , общаться , играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать , запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках ИЗО и будет являться одним из таких средств.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Использование информационных технологий на уроках обслуживающего труда» недостаточно  изучена. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер”  быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Предмет исследования – использование информационных технологий на уроках обслуживающего труда

Объект исследования – процесс обучения школьников на уроках обслуживающего труда.

Гипотеза – процесс обучения обслуживающему труду детей среднего школьного возраста может быть эффективным, если при объяснении  определенных заданий будет использован компьютер, так как:

1)    его использование оптимизирует деятельность учителя;

2)    применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;

3)    он позволяет усилить познавательные интересы ученика:

Цель исследования – изучить условия применения средств компьютерного обучения на уроках технологии.

Задачи исследования:

 1. Изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения средних школьников на уроках обслуживающего труда.

2. Выявить эффективность использования на уроках обслуживающего труда ЭВМ в средних классах.

3. Разработать комплекс занятий и  методических рекомендаций по проведению уроков технологии с применением ЭВМ.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор изучает условия использования компьютера в процессе обучения предмету технологии,  как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя технологии средних  классов.

В ходе эксперимента были применены  следующие методы  исследования:

-         анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

-         наблюдение за учебно-воспитательным процессом в средних классах;

-         подбор и составление задания для компьютерного обучения по технологии в средних классах.

-         Экспериментальное обучение и обработка полученных данных.

Исследования проводились в средней школе №…г….

. В ходе эксперимента участвовали …… класс, в количестве 19 человек.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.