курсовая  работа

Приобщение дошкольников к казахским традициям и     культуре в условиях семьи и ДОУ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КАЗАХСКИМ ТРАДИЦИЯМ

1.1. Содержание понятия «Традиции»____________________7 

1.2.   Проблема и содержание приобщения старших  дошкольников к национальным казахским  традициям_____________________________13

1.3.    Средства приобщения старших дошкольников к казахским национальным  традициям_______________________________________18

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КАЗАХСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ  ТРАДИЦИЯМ

2.1 Диагностика уровня усвоения старшими дошкольниками казахских традиций_____________________________________________________26

2.2. Серия занятий и игр, направленных на приобщение         старших дошкольников к казахским  традициям____________________________33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________39

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «Традиции»  включает в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Понятие «традиция» рассматривалась социологами, философами, педагогами, психологами. (А. Д. Сухов, Г.Н.Волков, В.А. Сухомлинский, С.А.Макаренко и др.).

Народные традиции тесно связаны с философией, историей, мифологией, в них нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, окружающей среде, а также достижения народной педагогики и народного творчества  [      ].

По мнению Е.В. Суботского традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса [      ]

 Васильцова З. П. утверждает, что, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих выключаемых из родового потенциала культуры.[   ].

По определению историка А. И. Пискунова степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направлено они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деградации.

Проблемой воспитания семейных традиций занимался В. А. Сухомлинский. В его трудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского Я.А. и Григория Сковороды, К.Д. Ушинского и Ф.И. Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака... Народные традиции тесно связаны с философией истории, мифологии. В них нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, окружающей среде, а также достижения народной педагогики и народного

творчества   [      ] .

Это является толчком для дошкольных учреждений возможностью для плодотворной работы обращаясь к традициям русского народа. Сухомлинский В.А. являлся приверженцем идей Ушинского К.Д. о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности.

Духовное богатство личности, как полагает В.А. Сухомлинский - это прежде всего часть    духовного    богатства    нации.    Выдающийся педагог подчеркивал необходимость самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающим из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. Нравственные корни  народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость историческим прошлым своего народа, чувством ответственности, долга перед Родиной,  семьей.[      ].

Изучение специальной и психолого-педагогической литературы (Е.Н. Водовозова, В. И. Логинова, С. И. Руденко, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Л. К. Шлегер), исследовании Н. М. Ахмеровой, Н. Ф. Виноградовой, Г. И. Григоренко, программных документов дошкольного учреждения позволило сделать вывод о том, что:  несмотря на значительную  изученность и разработанность проблемы приобщения к  национальной культуре и традициям народа детей дошкольного возраста, в практике детских садов эта работа ведется стихийно. Наряду с достигнутыми успехами следует констатировать тот факт, что существует ряд вопросов касающихся приобщения традиций, в частности казахского  народа  всё еще не  разработанных.

Возникшее противоречие обусловило актуальность темы нашей курсовой  работы: «Приобщение дошкольников к казахским традициям и     культуре в условиях семьи и ДОУ».

Проблема нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности средств приобщения старших дошкольников к национальным традициям казахского  народа.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, успешность,  приобщения детей старшего дошкольного возраста  к казахским национальным  традициям и культуре

Объект исследования: Процесс воспитания в ДОУ, ориентированный на приобщение дошкольников к казахским национальным традициям и культуре.

Предмет: средства приобщения старших дошкольников к казахским национальным традициям и культуре.

   Анализ исследований по данной проблеме позволил нам выдвинуть гипотетическое предположение, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к казахским национальным традициям и культуре будет успешным, если:

     1.Усвоение традиций у детей дошкольного возраста будет реализовываться через педагогическую организацию работы с дошкольниками, обеспечивающую актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «Педагог - Ребенок - Родитель».

      2.Приобщение дошкольников к казахским национальным традициям будет реализовываться при опоре на народный фольклор, обрядовые  и праздничные традиции.

В соответствии с целью и гипотезой можно выделить следующие задачи  исследования:

       1. Изучить психолого-педагогическую, философскую и специальную  литературу по теме исследования.

        2. Определить критерии и уровни представлений о казахских  традициях  и культуре старших дошкольников.

        3. Разработать серию занятий, направленных на приобщение детей старшего дошкольного возраста к казахским национальным традициям и культуре.

Работа по исследованию проблемы включает три этапа:

I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный: проведение констатирующего эксперимента, разработка серии диагностирующих занятий; проведение формирующего эксперимента; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

III – заключительно – обобщающий: проведение контрольного эксперимента; обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление курсовой работы.

Исследования проводились на базе  старшей группы ДОУ \\\\\\\\\\\\\\\.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ исследований по данной проблеме позволил нам определить содержание традиций казахского  народа, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание казахского фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели.

Определены уровни усвоения народных традиций, критерии оценок  их  сформированное  у  детей  старшего  дошкольного возраста. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям стали элементы этнографической культуры (праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт казахского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций казахского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, взаимодействие в системе «Педагог - Ребенок одитель». Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о традициях казахского  народа для старших дошкольников, ориентированного на воспитание деятельности, гуманистической направленности личности ребенка.

Было выявлено, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «Педагог - Ребенок - Родитель».

Настоящее исследование не исчерпало проблемы приобщения дошкольников к традициям казахского  народа. Дальнейшего изучения требуют следующие ее аспекты: вопросы подготовки педагогических кадров по освоению технологии приобщения к национальным традициям детей старшего дошкольного возраста; совместная работа дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к народным традициям, устойчивость и воспроизводимость результатов исследования в вариативных психолого - педагогических условий.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно  богаче народ. И это в исследовании подтвердилось. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. В ходе приобщения старших дошкольников к казахским народным традици­ям в педагогический процесс целенаправленно вовлекались родители: участво­вали в праздниках, посещали открытые занятия и т.п.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод, что наиболее эффективными средствами приобщения к казахским народным тра­дициям выступали: фольклор, народные игры, народные праздники и знаком­ство с народным костюмом, использование которых позволило развить представления детей о традициях своего народа, своей национальной принад­лежности, повысить интерес к традициям, играм, праздникам своего народа, уважение к ним. Данные контрольного эксперимента показали эффективность модели приобщения к казахским народным традициям через взаимодействие Педагог - Ребенок - Родитель, что подтверждает гипотетическое предположение.

Настоящее исследование, включающее серию занятий, цикл игр и праздников, направленных на приобщение старших дошкольников к традициям русского народа, может быть использовано в практической деятельности дошкольных работников.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.           Арзамасцева  И   Н.,   Николаева   С.   А.   детская   литература:
Учебник для студентов высших и средних учебных заведений
- 2-е  изд., стереотип. - М. Издательский центр «Академия»;
Высшая школа, 2001 г. - 472 с.

2.           Бабанский   Ю.   К.   Проблемы   повышения   эффективности
педагогических исследований: Дидактический аспект - М.,
1982г. – 234 С.

3.     Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.- 231 с.

 

4.           Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов сред. И
высш.   пед.   учеб,   заведений.   -  М.:   Издательский   центр
«Академия»; 1999 - 168 с.

5.           Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики.
Библиотечная серия. Москва «Педагогики». 1983 г.- 145 С.

6.           Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.
М. - Издательский центр «Академия»., 2000 - 160 с.

7.           Дайн   Г.   Детский  народный   календарь.   Москва  «детская
литература» 2001 г.- 251 С.

8.           .Ю.Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М. Изд-во ЭКСМО - ПРЕСС, 2002 - 736 с.

9.            Дмитриев А.Е. Педагогика.: Хрестоматия. Учебное пособие
для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение. 1985, - 415с.

10.      Использование     семейных     традиций     в     социализации
дошкольников.     Дошкольное     воспитание:     настоящее    и
будущее: Тезисы обл. пед. чтений. - Челябинск, 1998 г.с. 304-308

11.      История    и    образования    от    зарождения    воспитания    в
первобытном обществен до конца
XX в.: Учебное пособие
для   пед.   учеб,   завед.    Под  ред.   Академика  РАО  А.   И. Пискунова - 2-е изд. испр. И дополн. - М.:и ТЦ «Сфера» 2001-512 с.

12.       Кенжеахметулы С. Казахские анродные традиции и обряды. Алматы. ТОО изд «АНATIЛI».2000. -96 С.

13.      Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 232 с.

14.       Культурология.    Учеб.    пособие   для   студ.    высш.   учеб.
заведений. - Ростов- на-Дону.: Издательство «Феникс», 1999-
608с.

15.      Макаренко А. С. «Книга для родителей». Просвещение, 1968

16.      Мир детства. Дошкольник. Под ред. Хрипковой А. Г. - 2-
еизд., дол. М. Педагогика, 1987-256 с. (Б-ка для родителей)

17.      Методическое     пособие     для     педагогов     дошкольных
образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязевва Л.К.,
Прокофьева С.А. и др. СПб.: «Детство- Пресс», 2001- 192с.

18.      О  роли    культурно-игровых    традиций    в    социализации дошкольников: сб. научных трудов - Шадринск. 1998 г.с. 125-130

19.      0 подготовке для реализации программы «Приобщение дошкольников к национальной культуре». Перспективы развития непрерывного педагогич. образован. В областной образоват. Системе. Челябинск, И. И. М. У. «Образование», 1998-с 254-259

20.       Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Под   редакцией   П.И.   Пидкасистого   -   М.:   Педагогическое общество России, 2000 - 640с.

21.       Смирнова Н. Сатпаева Ш., Адибаев Х. Казахская литература Изд-во Мектеп. Алма- Ата. 1977.- 342 с.

22.      Советский энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия» 1983г. Под ред А.М. Прохорова.

23.      Харламов И. Ф. Педагогика. Учебник 6-е издание, 2000 - 560

24.      Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, - 4-е изд. М.:
Политиздат., 1981 -445с.