Дипломная работа

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в   театрализованной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

   

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………..3

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблема содержания и формирования коммуникативных

умений у детей старшего  дошкольного возраста ……………………………7

1.2. Значение и особенности   театрализованных игр детей

 дошкольного возраста …………………………………………………………..16

1.3.  Пути формирования коммуникативных    умений  детей

старшего дошкольного возраста  в театрализованной деятельности ..…..25

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Экспериментальное исследование по определению

 уровня сформированности коммуникативных умений

у  детей старшего дошкольного возраста…………..……………………….30

2.2. Комплекс театрализованных игр-занятий для формирования коммуникативных умений   у детей старшего дошкольного возраста….42

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….55

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…57

 

Введение

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Проблема воспитания человека вообще и воспитания культуры общения, в частности, является одной из значимых на данном этапе развития системы образования России. За последнее время интерес к данной проблеме еще больше увеличился. Сейчас много говорится о, так называемом, «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации, расширение «дистанционного общения», - все это способствует изменению форм общения,  ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной' культуры человека, культуры речевого поведения.

Первые наблюдения над социальным поведением зафиксированные еще в античности в философских трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Позднее –  в период Просвещения - у Дидро, Руссо, Гельвеция, Монтескье. Самой проблеме общения посвящали работы выдающиеся педагоги и психологи С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская и другие.

Для данной проблемы исходным определением общения мы принимаем  положение И. А. Зимней о том, что «общение представляет собой форму общественно-коммуникативной деятельности, где «вербальное общение» является специфически человеческой формой взаимодействия членов общественности».

Результаты исследований Т. А. Репиной, В. С. Мухиной показывают, что отношения между сверстниками к концу дошкольного возраста полностью сложившиеся и делают ребенка популярным и предпочитаемым сверстникам, успешным в сфере общения. У детей, отвергаемых сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. В общении главная задача заключается в защите себя: у одних проявляется в яркой агрессии, у других – в замкнутости,    застенчивости,    ухода    в    себя.    Это    затрудняет    общение дошкольника со сверстниками и может в дальнейшем принести массу проблем самому ребенку и окружающим его людям.

Решить данную проблему можно путем включения ребенка в совместную деятельность.   Вступая   во   взаимоотношения,   дошкольники   обмениваются мнениями,   обогащают  друг  друга  полученными   знаниями,   устанавливают контакты. Одним из таких видов взаимоотношений является театрализованная деятельность. Авторы многих инновационных программ в настоящее время считают более эффективным развитие творчества у детей; подготовку его к будущему через театрализованную деятельность. Это обусловлено тем, что различные образы и переживания развивают духовную сущность. Когда ребенок переживает множество различных ситуаций, вживается в персонаж, отличный от него по характеру, возрасту, то развивается подвижность души, способность к состраданию, пониманию людей, окружающего мира.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между потенциальными возможностями коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и мало разработанными путями их развития в театрализованной деятельности. Это противоречие  позволило выделить проблему  исследования, которая заключается в поиске наиболее эффективных условий формирования  коммуникативных умений в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.  Выявленная проблема определила тему     исследования:    «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в   театрализованной деятельности».

Целью нашего   исследования является  теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования коммуникативных умений у детей    старшего   дошкольного  возраста в театализованной деятельности.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является условия эффективного формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

В    процессе    данного    исследования    было    выдвинуто    гипотетическое предположение о том, что формирование коммуникативных  умений будет осуществляться более эффективно, при соблюдении следующих условий:

1.        определение содержание коммуникативных умений детей дошкольного возраста

2.        разработка диагностики уровня сформированности  коммуникативных умений старших дошкольников.

3.        разработка комплекса театрализованных игр – занятий по формированию коммуникативных умений.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования.

2.   Определить особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать  комплекс театрализованных игр и экспериментально проверить эффективность использования их  в формировании коммуникативных умений у  детей старшего дошкольного возраста.

Методы  реализации цели и задач исследования:                                   

I. Теоретические:  анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

II. Практические: методика Г.А. Урунтаевой,  методика Е.О. Смирновой, наблюдение, беседа, проведение игр-занятий..

III. Количественный и качественный анализ эмпирических данных

 

Научная новизна  работы заключается в проведении анализа теорий и исследований по формированию коммуникативных умений у дошкольников.

Практическая значимость.  Подборка и апробация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие коммуникативных умений  детей дошкольного возраста  может быть использована для практического применения воспитателями ДОУ в  воспитательно – педагогическом процессе.

Методологической основой  исследования являются положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества; концепции о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Ананьев В.Г.,  Запорожец А.В., Лисина  М.И.), идеи дошкольной педагогики Гербовой В.В., Сохина Ф.А., Ушаковой О. С.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе () была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение.    Был   проведен   констатирующий   эксперимент,   с   целью  определения  уровня  сформированности  коммуникативных  умений  у  детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе  () нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс театрализованных игр-занятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе () были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,

заключения, списка литературы.

 

Заключение

 

  Использование театрализованных игр в дошкольном образовательном

учреждении  позволяет решать  многие  педагогические  задачи,  касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в совместных играх, а также выразительности речи,     интеллектуального     и     художественно-эстетического     воспитания, социально-эмоционального развития.

Вступая в игровые отношения, ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В театрализованных играх возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.

Результаты   констатирующего   эксперимента   показали   недостаточный уровень    сформированности    коммуникативных    умений    у    испытуемых дошкольников.

В работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс игр-занятий для формирования коммуникативных умений.

Содержание театрализованных игр-занятий включало в себя:

-    просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-    игры-драматизации;

-    разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

-  упражнения     по     формированию     выразительности     исполнения  (вербальной и невербальной);

-    упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Все занятия мы строили в основном по единой схеме:

-    введение в тему, создание эмоционального настроения;

-    театрализованная деятельность (в разных формах);

-   эмоциональное заключение.

В процессе занятий использовались разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных и невербальных средств выразительности, рассказывание сказки от имени разных героев, представление себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, совместные обсуждения и др.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы, с которыми проводились театрализованные игры-занятия, уровень коммуникативных умений оказался значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми специальная работа не проводилась.

Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение о том, что формирование коммуникативных умений будет осуществляться более эффективно если подобрать и реализовать комплекс театрализованных игр-занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Литература

 

1.        Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение. 1991 - 127 с., ил.

2.        Бородин А. И. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. инст-в по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд. М., Просвещение. 1981 -255 с., ил.

3.        Введение в психологию/ Под общей ред. Проф. А. В. Петровского. М., изд. центр «Академия». 1997 - 496 с.

4.        Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1974. – 548 с.

5.        Дошкольная     педагогика.     Учебное     пособие     для     студентов педагогических   институтов   по   специальности   №   2110   «Педагогика   и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 2.1 Под. ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморукова. 2-е изд. испр. и доп. М., Просвещение. 1988 - 270 с.

6.         Дошкольная     педагогика.     Учебное     пособие     для     учащихся педагогических училищ / Под ред. Ядэшко В. И., Сохина Ф. А. 2-е изд. перераб. и доп. М., Просвещение. 1986-415 с.

7.        Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемьева и др. Под ред. С. Л. Новоселовой. М. Просвещение. 1989 - 286 с.

8.        Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М. Просвещение. 1987 - 190 с.

9.        Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.   Популярное   пособие   для   родителей   и   педагогов. Ярославль, «Академия развития». 1997 - 240 с.

10.   Козлова С. А., Куликова Т. А.  Дошкольная педагогика.  Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М., Издательский центр «Академия». 2000 - 416 с.

11.   Коломенский Я. С., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. М., Просвещение. 1988 - 190 с.

12.   Кривченко Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании// Классный руководитель. 2002, № 5,132-142.

13.   .Лашкина Н. Изобразительная деятельность и театрализованные игры. Из опыта работы// Дошкольное воспитание. 1998, № 2, 55-58 с.

14.   Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. М. 1979 - 185 с.

15.   Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание. 1999, № 11, 6-14 с.

16.   Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. М., Просвещение. 1982 -128 с., ил.

17.   Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. М., Гуманитарный издательский центр «Владос». 1997 - 688 с.

18.   Общение и оптимизация совместной деятельности. Под. ред. Андреевой Г. М., Яноушева Я. М., издательство Московского университета. 1990 - 304 с.

19.   0сипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., ТЦ «Сфера». 2000 - 512 с.

20.   Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /С. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М. Школа-пресс. 2000 - 512 с.

21.   Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и дополи. М., Издательский центр «Академия». 1999 - 512 с.

22.   Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М., Школьная прессе (дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12).2000

23.   Психокоррекция и развивающая работа с детьми. Учебное пособие для студентов средний педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Под ред. И. В. Дубровина. 2-е изд., стереотип. М., издательский центр «Академия». 1999 - 160 с.

24.   Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников. Ермолаева М.// Дошкольное воспитание, 1995 № 9, 21.28с.

25.   Социальная психология. Под. ред. Г. М. Андреевой. М., наука. 1994 -234с.

26.   Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс». 1997 -736 с.

27.   Урунтаева Г.Л. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., Стереотип. М., Изд. центр «Академия». 2001 - 336 с.

28.   Урунтаева Г. Л., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Попобие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и волледжей, воспитателей детского сада. Под ред. Г. Л. Урунтаевой. М., Просвещение. 1995 -291 с.

29.   Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности (старший дошкольный возраст). Крайнева Л.// Дошкольное воспитание, 1984 № 10, 86-89 с.

30.   Эльконин Д. Б. Психология игры. М. Педагогика. 1978 - 304 с.

31.   Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов./ Под. ред. Ветлугиной Н. А. 2-е изд. перераб. М., Просвещение. 1985 -207 с., ил.

32.   Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А. Дубровская, Т. А. Казакова, Н. Н. Юрина и др. Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 - 256 с.