Курсовая работа

Формирование  конфликтологической компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………..………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования конфликтологической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений

1.1.   Понятие  «конфликтологическая компетентность» в психолого-педагогической и конфликтологической литературе……………9

1.2.   Особенности и  причины возникновения конфликтов в системе образования……….…………………………………………….19

1.3.   Средства формирования конфликтологической компетентности  студентов…………………………………………………………..30

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию конфликтологической компетентности у студентов

2.1.   Диагностики  уровня сформированности конфликтологической компетентности  у студентов…………………………………….37

2.2.   Реализация средств формирования конфликтологической компетентности студентов.……………………………………...41

Заключение…………………………………………………………………50

Библиография………………………………………………………………51

Приложения

 

 

Введение

 

Конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества. Не являются исключением и образовательные учреждения. Объективно  возникновение конфликтов в образовательной среде связано прежде всего с конфликтогенной природой самого педагогического процесса, движущими силами которого являются противоречия. Наличие объективных противоречий в педагогическом процессе делает конфликты неизбежными, а управление ими – необходимой составляющей управления педагогическим процессом в целом. Внешними факторами, повышающими конфликтогенность педагогического процесса, являются социальные, экономические и психологические проблемы, усиливающие напряжение в различных сферах социального взаимодействия, что, в свою очередь, усложняет процессы и механизмы развития, воспитания и обучения. Неконструктивное поведение сторон в конфликтной ситуации ведет к перерастанию деловых конфликтов в эмоциональные, которые приводят к таким негативным последствиям, как рост эмоциональной напряженности, повышение уровня тревожности, провокация неоправданных способов психологической защиты. С другой стороны, конструктивное разрешение конфликта как объективного противоречия может способствовать достижению более высокого уровня развития взаимодействующих сторон.

Данные современных социально-педагогических исследований (С.В. Баныкина, С.П. Свистун, Е.И. Степанов и другие) фиксируют тот факт, что конфликты воспринимаются основными субъектами педагогического взаимодействия  как неизбежное явление, с которым необходимо не только считаться, но и активно влиять на него с целью предотвращения негативных последствий и реализации конструктивных возможностей. Однако характер взаимных претензий педагогов участников образовательного процесса, составляющих основную часть социально-психологической напряжённости в социуме образовательного учреждения свидетельствует о том, что педагоги не владеют в достаточной мере эффективными практическими способами управления конфликтом. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы формирования конфликтологической компетентности  педагогов.

Проблемы общей теории конфликта исследовались в рамках философии и социологии. Результаты исследований представлены в трудах отечественных психологов (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, В. Н. Кудрявцев, Л.А. Петровская, Е.И. Степанов, А.И. Шипилов и др.) и зарубежных (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, В.Зигерт, Л. Козер, Х. Корнелиус, Е. Мелибруда, Дж. Скотт и др.) учёных. Раскрыты сущность, движущие силы, динамика конфликта, разработаны типологии конфликтов, описаны способы управления конфликтами.

Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий (М. Дойч, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, З. Фрейд, и др.). Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, в его межличностных отношениях, в межгрупповом взаимодействии (Б.Ф. Ломов, А.Г. Л. Козер, В.Н. Кудрявцев и др.).

В педагогической науке также накоплен определённый научный потенциал по проблемам конфликтов. Так, изучались причины конфликтов в средней и высшей школе (Е.Е. Акимова, В.И. Андреев, Б.Т. Лихачёв, Н.Е. Щуркова, А.С. Белкин, М.М. Рыбакова и другие).

Изучались некоторые аспекты управления конфликтами в общеобразовательных учреждениях (Н.Ю. Воронова, Г.Е. Григорьева, М.С. Бондаренко и другие).

В настоящее время необходимость конфликтологических знаний и навыков признается всеми, а подготовка в области конфликтологии становится неотъемлемой частью обучения специалистов различного профиля. Различные аспекты конфликтологической подготовки специалистов становились объектом внимания ученых: определены сущность и содержание понятий «конфликтологическая готовность», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура» (Д.В. Ивченко, Н.В. Самсонова, Т.Н. Черняева, З.З.Дринка, Г.М.Болтунова, Н.В.Куклева, Е.Е.Ефимова, Е.П. Хорошилова); разработаны подходы, содержание и методы формирования конфликтологической компетентности и конфликтологической культуры специалистов различного профиля (А.И. Кротов, Д.В. Ивченко, Н.В. Самсонова, Т.Н. Черняева); определены концептуальные основы конфликтологической подготовки будущих учителей (О.А. Иванова, В.В. Базелюк); разработаны подходы, содержание и методы формирования готовности учителей к решению отдельных видов профессионально-конфликтологических задач (О.Н. Лукашонок, З.З. Дринка, Г.М. Болтунова, М.И. Реутов, Д.В. Горелова, Н.А. Гурьева, И.С. Пилипец, О.Г. Петушкова, Е.П. Хорошилова); раскрыты содержание и средства формирования конфликтологической компетентности учителей (Н.В. Куклева, Е.Е. Ефимова и другие).

Таким образом, конфликтологическая подготовка специалистов педагогических специальностей, главным образом учителей, становилась предметом внимания учёных. Однако а практике профессиональной подготовки педагогов конфликтологический компонент присутствует контекстно в рамках предметов  «Педагогика» и «Психология», при этом  конфликтологическая подготовка не рассматривается в качестве обязательной. В целом конфликтологическая подготовка носит фрагментарный, обобщённый характер и не обеспечивает должного уровня подготовленности педагогов к работе с конфликтами.

Таким образом, налицо противоречия:

- между потребностью общества и образовательной системы в снижении конфликтогенности образовательного социума, необходимостью управления конфликтом с одной стороны, и недостаточным уровнем конфликтологической компетентности педагогов – с другой;

- между потребностью педагогов в практических умениях управления конфликтами в учебно-воспитательном процессе и характером конфликтологической подготовки, не обеспечивающей формирование названных умений.

Названные противоречия определили проблему исследования: выявление эффективных средств формирования конфликтологической компетентности педагогов в вузе.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить  эффективные средства формирования конфликтологической компетентности  специалиста в процессе  профессиональной подготовки в вузовском образовании.

Объект исследования: профессиональная конфликтологическая подготовка педагогов в системе вузовского образования.

Предмет исследования: средства формирования конфликтологической компетентности педагогов.

Гипотеза исследования:

Формирование конфликтологической компетентности педагогов будет успешным при условии реализации специально разработанной системы занятий и тренингов, направленных на формирование конфликтологической компетентности.

Задачи исследования:

1.     Изучить и проанализировать состояние проблемы в теории и практике, конкретизировать понятие конфликтологической компетентности.

2.     Определить особенности конфликтов в среде высшего образования.

3.     Выявить и экспериментально проверить средства формирования конфликтологической компетентности  у студентов.

В качестве методологической основы исследования использовались: фундаментальные теории личности и ее развития в деятельности (Б.Г. Ананьев,  Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);  идеи целостного подхода к изучению педагогических систем (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Краевский, В.В. Сериков, Ю.П. Сокольников и др.);  концепции управления конфликтом в различных социальных процессах (А.Я. Анцупов, М. Вебер, Н.В. Гришина, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан, Э. Эриксон и др.); гуманистическая парадигма образования (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А. Маслоу, М.И. Рожков, В.А. Сластенин).

Методы исследования:

-       Теоретические:  анализ психолого-педагогической и конфликтологической литературы по проблеме исследования.

-       Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, методы количественного и качественного анализа полученных результатов (обработка данных, их оформление в виде таблиц), методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе ИГПИ с участием 24 студентов \\\ группы.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, объекта, предмета, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, формулирования гипотезы исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы); 

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработка полученных данных:;

3 этап  заключался в формулировке выводов  и оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Теоретическая значимость и новизна работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов по вопросам сущности конфликтологической компетентности  и особенностей педагогических конфликтов  в системе высшего образования.

Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанную систему занятий  в процессе конфликтологической подготовки студентов, которая позволяет совершенствовать профессиональную подготовку в вузе, обеспечивает практическую готовность педагогов к управлению конфликтами. Материалы исследования могут использоваться преподавателями, методистами, организующими подготовку и переподготовку педагогов педагогами-практиками, студентами.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.

 

Заключение

 

 Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый педагог  должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.   Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Все вышеизложенное подтверждает  актуальность  темы нашего  исследования.

    В ходе проделанной работы была подтверждена теоретическая и практическая значимость темы исследования. Был проведен теоретический анализ проблемы формирования конфликтологической компетентности и особенностей педагогического конфликта в системе высшего образования, проведена диагностика уровня сформированности конфликтологической компетентности студентов в контрольной и экспериментальной группах, разработаны и апробированы занятия  по обучению управлению конфликтами.

Цели и задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.                Аванесов, С.В. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М., 1982.-320 с.

2.                Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М., 1982.- 285 с.

3.                Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник. [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: Юнити, 2006. – 346 с.

4.                Аэндрет, Г. А. Игровая терапия: искусство отноше­ний. [Текст] / Г. А.  Аэндрет.— М.: Междунар. педаг. академия, 1994.- 264 с.

5.                Базелюк, В. В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика) [Текст] / В.В. Базелюк. - Челябинск, 2005. – 147 с.

6.                Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк - Новосибирск: «Наука», 2001. – 112 с.

7.                Гайда, В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П.  Захаров. — Л., 1982.- 266 с.

8.                Гомыранова, О.Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов [Текст] /  О.Н. Гомыранова // Электронный журнал "Исследовано в России", 2007 - Вып. № 261 – С. 1301-1308. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/261.pdf

9.                Гомыранова, О.Н. Механизмы регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза. [Текст]  / О.Н. Гомыранова // Электронный журнал "Исследовано в России", 2008 - Вып. № 261 - С. 2516-2525. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/261.pdf

10.           Гришина, Н. В. Психология конфликта. [Текст]  / Н. В. Гришина - СПб.: Питер, 2000. – 257 с.

11.           Ефимова, Е. Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя: Автореф. дис. … канд. пед. наук. [Текст]  / Е.Е. Ефимова. - Волгоград, 2001. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/267

12.           Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. [Текст]/ В.И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.

13.           Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. [Текст]/ А.Г.  Здравомыслов - М.:Аспект-Пресс.-2005. – 143 с.

14.           Князева, М.Н. Конфликт. [Текст] / М.Н Князева. ЭКО, 1992, №2. – С17-32.

15.           Клюева, Н.В. Программы социально-психологического тренинга. [Текст] /  Н.В. Клюева. – Ярославль: Книга, 2002.- 247 с.

16.           Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е.  Мелибруда - Мрогресс,1986-174 с.

17.           Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика [Текст] / Е.И.   Рогов— Ростов-на, 1996.-174 с.

18.           Скотт, Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. [Текст] / Скотт, Г Джинни - Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991-245с.

19.           Скотт, Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. [Текст] / Скотт, Г Джинни - Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991.-211 с.

20.           Смирнова, Н. М. Особенности общения в студенческом возрасте [Текст]  / Н. М. Смирнова // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: Сб. тр. Межвуз. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. – С. 35-38.

21.           Тимофеев, Ю.П., Гомыранова, О.Н. Функции конфликтов в ходе социальной коммуникации [Текст]  / Ю.П. Тимофеев // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность: материалы научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Фолиант», Астраханский филиал ЮРГИ, 2005. – Вып. 7 – С.97-99.

22.           Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика. [Текст]  / Э. А. Уткин. - М.: Экмос, 2000.

23.           Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ. [Текст] / Р. Фишер, У. Юри - М:”Наука”, 1990.-156 с.

24.           Цой, Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов.//Сборник научрудов "В Контексте Конфликтологии: Диагностика и методология управления конфликтной ситуацией".[Текст] /Л.Н. Цой. -М.2000.-№ 3. – С.19-21.

25.           Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.