Дипломная работа

Современная интерпретация личностно-ориентированного обучения в рамках урока биологии

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Реализация личностно ориентированного обучения в образовательном процессе школы

1.1.   Сущность и понятие личностно ориентированного обучения..…9

1.2.   Развитие личности в образовательном процессе  …………….....18

1.3. Педагогические условия активизации учебной деятельности в условиях  личностно ориентированного обучения……………………………26

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно ориентированного обучения на уроках биологии

2.1. Диагностика уровня познавательного интереса учащихся……….43

2.2. Реализация личностно ориентированного обучения на уроках биологии………………………………………………………………………. .50

2.3. Анализ влияния личностно ориентированного обучения на развитие мотивации учебной деятельности ………………………………….54

Заключение……………………………………………………………………...62

Список литературы……………………………………………………………..64

Приложения

 

 

Введение

 

Последние десятилетия минувшего века стало для нашей страны периодом стремительного наверстывания упущенных возможностей. Было создано множество экспериментальных школ, лицеев, гимназий, цель которых организация обучения на повышенном уровне качества образования, приближенного к личности обучаемого.

Каждый человек обладает особой индивидуальной сущностью, предзаданностью, которую он реализует в процессе своей жизни.

Поэтому основная задача общего образования состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те способности, которые позволили бы ему максимально реализовать себя. Роль школы состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления процесса личностного самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.

Достижение этого связано со значительной перестройкой всей организации жизни школы и ее уклада. Без таких изменений  при сохранении традиционного подхода к школе невозможно эффективно влиять на процесс развития индивидуальности у детей. Построенная по однолинейному иерархическому и программному принципу, массовая школа подменяет проблему развития индивидуальности, задачей учета индивидуальных особенностей при усвоении учебного материала.

Учитель вынужден на уроке варьировать трудность учебного материала по формальному признаку «труднее - легче» и изменять его объем. Но этот путь малоэффективен по двум причинам: во-первых, он очень трудоемок для учителя и поэтому реализуется лишь частично; во-вторых, он не учитывает качественных особенностей способностей учащихся, иными словами, учитель не изменяет содержания учебного материала, определяемого способностями ученика, типом его мышления, а приспосабливает к взрослым целям, приобщает к знаниям взрослого поколения с наибольшей эффективностью.

Конечно, элементы вариативности демократического самоуправления, педагогической поддержки, личностно-ориентированного обучения существуют в практике российских школ. Но они не систематизированы и слабо влияют на всю систему образования.

Применению свободных принципов организации образования препятствуют и недостаточно развитое понимание их сути педагогами и родителями, и консерватизм большинства управленцев, и мифы об «избыточности»  свободного воспитания. Идея последовательной демократизации (и общей либерализации) образования уже принята педагогическим сообществом. Возникающие в связи с этим вопросы становятся все более актуальными. Фактически сама практика образования переросла прежние авторитарно-ограничительные рамки стандартного обучения. Все чаще ученики выбирают разные дополнительные курсы, пользуются пособиями по самообразованию, а родители вкладывают деньги в репетиторство, покупают компьютеры и новейшие компьютерные программы. Использование этих форм даже в традиционном образовательном процессе значительно снижает отрицательное воздействие массового обучения. Именно индивидуальные формы самообразования дают возможность учащемуся выбрать наиболее оптимальный режим обучения, исходя из собственных психофизических особенностей. Благодаря этому у него резко снижается вероятность возникновения конфликтных ситуаций, как с преподавателями, так и с соучениками.

Дети с иными способностями развития и возможностями могут полностью удовлетворить собственные образовательные возможности. Меняется и роль родителей в образовании. Они становятся заказчиками образования для своих детей и партнерами педагогов. Родители быстрее и острее, чем учителя, осознают физические, психологические, культурные различия детей, особенности их интересов, возможностей и потребностей.

Все это свидетельствует о становлении нового типа социально-культурного заказа на образование и профессиональную подготовку, в основе которых лежит индивидуальная модель способностей. Она предполагает способность к самостоятельной деятельности инновационного характера и непрерывному саморазвитию. Теоретически заказ на подобное образование укореняется в обществе, но еще не осознан педагогами полностью и в их практике не реализуется.

Возникает ситуация противоречия между государственным и  общественным  заказами на формы и содержание образования, с одной стороны, и невозможностью массовой школы преодолеть многочисленные нестыковки модернизации с другой.

Сейчас существуют разные концепции и подходы к индивидуализации учебного процесса:

 - идея пересмотра стандартов образования и индивидуализации части их содержания;

- дифференциация учащихся;

- реализация индивидуального подхода;

- концепция личностно-ориентированного подхода обучения;

- предложения по изменению содержания учебного процесса, отказа от массовых способов учебной работы  [11, 81]. Многие разработки в этой или иной форме содержат общие принципы. Например, дифференциация по своей сути представляет собой попытку групповой индивидуализации, основанной  не на учете особенностей каждого ученика, а на учете особенностей групп, организуемых по сходным качествам учеников. В «чистом виде» индивидуальное образование сегодня выглядит часто как заочное обучение и экстернат. Но в основе индивидуального образования лежит не «быстрое» и «вне класса» обучение, а учеба «своим темпом» и «повсеместная».

Обеспечение индивидуальности вовсе не означает, что ребенка надо изолировать от одноклассников. Наоборот, предполагается, что учителя могут совершенствовать методы занятий в разновозрастных группах, учитывая свободный выбор детей отдельных форм и способов работы, соответствующих их индивидуальным возможностям. В условиях массовой школы можно дифференцировать не школьников, а учебный материал; организовать образовательное пространство так, чтобы создать разнообразную среду, где каждый ученик может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуального развития.

Актуальность исследования заключается в недостаточно активном применении педагогами в практической деятельности методик, направленных на проектирование  учебной деятельности подростков в условиях личностно-ориентированного обучения.

Основное противоречие видится между необходимостью и потребностью общества в личностно-ориентированном  обучении с одной стороны и реальным состоянием образования- с другой.

Наличие возникших вопросов и противоречий позволяют говорить о существовании проблемы, которую можно сформулировать так: «Каковы теоретические основания и методические положения реализации педагогических условий личностно-ориентированного обучения в современной школе».

Данная проблема обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Современная интерпретация личностно-ориентированного обучения в рамках урока биологии».

Теоретическое обоснование темы исследования позволило выделить цель исследования: определить педагогические условия активизации учебной деятельности в  личностно-ориентированном обучении.

Предмет исследования:  личностно-ориентированное  обучение и его использование в рамках урока биологии.

Объект исследования: учебная деятельность учащихся класса Сорокинской средней школы № 2 в условиях личностно-ориентированного обучения.

Исходя из объекта, цели, предмета исследования можно выделить следующие задачи исследования:

1.                Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2.                Определить совокупность положений составляющих методологическую основу учебной деятельности учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения.

3.                Реализовать педагогические условия по активизации учебной деятельности в личностно-ориентированном обучении.

4.                Разработать практические рекомендации по целенаправленному проектированию и реализации учебной деятельности подростков в условиях личностно-ориентированного обучения.

В процессе исследования было выдвинуто гипотетическое предположение, согласно которому, необходимыми условиями для эффективного проектирования учебной деятельности подростков в условиях личностно-ориентированного обучения являются:

1. всестороннее изучение психологических и возрастных особенностей каждого ребенка;

2. выявление мотиваций и наклонностей.

3. сознательная установка учителя и ученика на саморазвитие, поиск самого себя, на раскрытие своего природного дара. Создание условий для принятия школьником конкретной учебно-познавательной задачи, обеспечивающих успех в ее решении.

4. содержанием обучения становятся не только предметные знания, но и механизмы самоизменения, саморазвития, методы познавательной деятельности, структура знания, ключевые идеи, принципы науки, ход познания в науке.

5. организация  учебного материала вокруг ключевых идей, принципов, методов познавательной деятельности, т.е. модульная, крупноблочная организация учебного материала.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование проводилось на базе 8 класса средней школы с. Сорокино.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (март- декабрь 2005 г)  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап (январь- март 2006 г.) - экспериментальный – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап (апрель – июнь 2006 г.) заключался в оформлении выпускной квалификационной  работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Методологической основой исследования послужили работы как отечественных исследователей (К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, P.M. Грановская, В.П. Зинченко, Е.П. Иль­ин, А.К. Маркова, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская, Е.Л. Яков­лева и др.), так и западных исследователей (А. Ад­лер, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки, Э. Эриксон и др.).

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в педагогике, психологии и методике по вопросам организации личностно-ориентированного обучения в условиях современной школы.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике учителей при организации образовательного процесса с учетом совокупности педагогических условий активизации учебной деятельности подростков в условиях личностно-ориентированного обучения.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, библиография.

База исследования: средняя школа с. \\\\\ Тюменской области.

 

Положения, выносимые на защиту:

    1. Развитие личности в образовательном процессе.

2. Педагогические условия активизации учебной деятельности в условиях личностно ориентированного обучения.

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели вопросы, связанные с актуализацией личностно ориентированного обучения в современной школе. В ходе работы подтвердилась актуальность исследования, обозначенная нами выше как недостаточно активное применении педагогами в практической личностно ориентированного подхода к образовательному процессу.

Согласно определенной в начале работы темы исследования: «Современная интерпретация личностно ориентированного обучения в рамках урока биологии», мы провели анализ психолого-педагогической и методической литературы, который позволил выявить основные понятия, необходимые при изучении темы исследования.

В процессе исследования подтвердилась выдвинутая нами гипотеза, согласно которой, необходимыми условиями для эффективного развития познавательных способностей учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения являются:

1. всестороннее изучение психологических и возрастных особенностей каждого ребенка;

2. выявление мотиваций и наклонностей.

3. сознательная установка учителя и ученика на саморазвитие, поиск самого себя, на раскрытие своего природного дара. Создание условий для принятия школьником конкретной учебно-познавательной задачи, обеспечивающих успех в ее решении.

4. содержанием обучения становятся не только предметные знания, но и механизмы самоизменения, саморазвития, методы познавательной деятельности, структура знания, ключевые идеи, принципы науки, ход познания в науке.

5. организация  учебного материала вокруг ключевых идей, принципов, методов познавательной деятельности, т.е. модульная, крупноблочная организация учебного материала.

Цели и задачи, поставленные нами в работе, были выполнены.

 

Библиография

 

1.     Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. [Текст]/Ш.А. Амонашвили.-  М; Педагогика, 1995. – 250 с.

2.     Анохина, Г.Н.  Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения. [Текст] /Г.Н. Анохина // Инновации в образовании. 2003 . №1 с 94-103.

3.     Анастасова, Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. [Текст] /  Л.П. Анастасова, В.С.  Кучменко. — М., 2000.- 278 с.

4.     Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

5.     Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский,  М.: Просвещение, 1989. -256 с.

6.     Бунеев, Р. Н.  Личностно – ориентированное образование[Текст] /  Р. Н Бунеев.  // Нач. шк. Плюс до и после 2003 №2 с 3-4.

7.     Бутузов, И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое
средство эффективного обучения школьников. [Текст] / И.Т. Бутузов М., 1968.- 214 с.

8.     Валицкая, А.П. Современная стратегия образования; варианты выбора[Текст] / А.П.  Валицкая. // Педагогика 1997 №2 с 3-8.

9.     Вериникина, И. М.  Лозовцева В. Н.  Учебная деятельность подростка[Текст] / И. М.   Вериникина. // Советская педагогика 1990 №3 с 29-33.

10.                       Владимирская, О. Д.  Как организовать индивидуальное обучение [Текст] / О. Д.  Владимирская // Шк технологии 2002 №1 с 63-76.

11.                       Возрастная педагогическая психология; Учебник для студентов пединститутов [Текст] /  В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Итальсон и др.: под ред. А. В. Петровского 2-е изд.,  испр. и доп. – М.: Просвещение , 1979. – 288 с.

12.                       Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания био­логии. [Текст] /Н.М.  Верзилин, В.М. Корсунская — М., 1983. – 306 с.

13.                       Воскресенская, Н.М. Великобритания: Стратегические направления развития образования[Текст] /Н.М. Воскресенская  //Педагогика - 1996 г. №4 -  С. 91-98

14.                       Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] / Л.С. Выготский - М.. Дело, 1995.-240с.

15.                       Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.

16.                       Гордеева, Н. Н.  Индивидуализация обучения; опыт, реалии, перспективы. [Текст] / Н. Н.   Гордеева // Педагогика 2002 №2 с 32-38.

17.                       Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. [Текст] / Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

18.                       Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В. Давыдов – М., 1978 – 321 с.

19.                       Зимняя, И. А. Педагогическая психология. [Текст] / И.А. Зимняя – Ростов  на Дону: Феникс, 1997 – 476 с.

20.                       Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.

21.                       Загвязинский, В. И. Проектирование региональных  образовательных систем. [Текст]/В. И.  Загвязинский // Педагогика 1999 №5 с 8-13.

22.                       Загвязинский. В. И.  Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. [Текст]/ В. И.  Загвязинский - М.: Изд. Центр «Академия» 2001. – 192с.

23.                       Загвязинский, В. И.  Атаханов. Р.  Методология и методы психолого –педагогического исследования: учеб пособие для студентов высш пед учеб заведений.[Текст]/В. И. Загвязинский, Р. Атаханов - М.: «Академия» 2001.- 208 с.

24.                       Иванова, Е. О. Личностно – ориентированоое обучение: индивидуализация содержания образования [Текст] / Е. О. Иванова // Завуч 2002 №8 с 100-117.

25.                       Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной системы. [Текст] /Е.А. Климов. - Казань, 1969.- 315 с.

26.                       Конев, А.Н. Индивидуально – типологические особенности
школьников как основа дифференцированного обучения. [Текст] / А.Н. Конев М., 1968.- 231 с.

27.                       Колеченко, А.К. "Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] /  А.К. Колеченко С.-Пб., 2002. -  367 с..

28.                       Конюшко, В.С. и др."Методика обучения биологии".[Текст]/В.С. Конюшко. -  Минск,2004г. – 246 с.

29.                       Кучменко, В.С. и др. "Проблемы модернизации биологического
образования"[Текст] / В.С. Кучменко  // Биология в школе, 2003 г., № 5. – С.85-88.

30.         Кучменко, В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] /  В.С. Кучменко — М., 2000. – 347 с.

31.                       Крылова, Н.  Александрова, Е.  Как обеспечить индивидуальное образование. [Текст]/ Н.  Крылова, Е.  Александрова//Народное образование 2002 № 9 С. 73-82.

32.                        Кузнецов, М. Е. Личностно – ориентированное обучение школьников [Текст] / М. Е.  Кузнецов– Брянск, 1999. С. 82-85

33.                       Кузнецов, М. Е. Педагогические основы личностно- ориентированного образовательного процесса в школе. Монография[Текст] // М. Е.  Кузнецов. - Новокузнецк, 2000.- 342с.

34.                        Кулачина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулачина.-  М., 199.- 367 с.

35.                       Маркова, А.  Неповторимость личности[Текст]/А. Маркова//Народное образование 1998 №2 С.143-144.

36.                       Монахов, В. М.  Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта [Текст] / В. М.  Монахов. // Шк технологии 2002 №1 С.35-46.

37.                       Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.  Мухина. – М., 1985.- 530 с.

38.                       Немов, Р. С.  Психология: Учеб для студентов высш пед учеб заведений: в 3 кн – 4-е изд [Текст] / Р. С. Немов–М.: Гумманит изд центр  ВЛАДОС, 2001.- кн 2 : Психология образования.- 608с.

39.                       Новоселова, А. Учет индивидуальных свойств личности [Текст]/ А.   Новоселова  // Воспитание школьников. 1989 №7 С.49-55.

40.                       Педагогика: Учеб пособие для студентов пед учеб заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов .- 3-е изд – М.: Школа – Пресс, 2000.- 512с .

41.                       Психология: Словарь [Текст] / Под ред Петровского, Ярошевского 2-е изд испр и доп –М.: Политиздат 1990.- 494с.

42.                       Психология современного подростка [Текст] /  Под ред Д И Фельдштейна: Научисслед ин-т общей и педагогической психологии Акад пед наук СССР –М.-Педагогика, 1987.- 240 с. ил.

43.                       Разноуровневое обучение [Текст]/Под ред Е.С. Полат//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 2000- С.110-143.

44.                       Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.-  СПб. 1998. – 548 с.

45.                       Свинина, Н. Г.  Жизненный опыт учащихся в контексте личностно – ориентированного образования [Текст] / Н. Г. Свинина // Педагогика. 2991 № 7 С. 27-33.

46.                       Талызина, Н. Ф.  Педагогическая психология: учеб пособие для студентов сред пед учеб заведений[Текст] / Н. Ф.  Талызина. – М.: «Академия» 1998. -288 с.

47.                       Тубельский, А. Н.  Для чего и как мы учим: Школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению [Текст] / Тубельский, А. Н.    // Шк технологии 2001 № 6 С. 27-30

48.                              Фридман, Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.  Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

49.                       Холодная, М. А. Формирование персонального познавательного стиля учения как одно из направлений индивидуализации обучения [Текст] / М. А.  Холодная // Шк технологии 2000 №4 С.12-16

50.                       Шадриков, В. Д.  Индивидуализация содержания образования [Текст]/  В. Д.  Шадриков // Шк технологии 2000 №2 С. 53-66.

51.                       Шадриков, В. Д.  Индивидуализация содержания образования [Текст] / В. Д.  Шадриков // Шк технологии 2000 №3 с 72-83.

52.                       Шиянов, Е. Н.  Гумманизация как стратегия личностно – развивающего обучения[Текст] / Е. Н. Шиянов.-М. 2000 – 388 с.

53.                        Шиянов, Е.Н.Котова. Развитие личности в обучении. Учеб пособие[Текст] / Е Н. Шиянов, И. Б.   Котова. М.: 2000 – 465 с.

54.                              Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин  – М., 1995, - 342 с.

55.                              Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] /  Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии – 1971, - №4 – с. 57 – 61.

56.                       Юнг, К.Г. «Конфликты детской души» [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: «Канон» 1995. - 420 с.

57.                       Якиманская, И. С.  Разработка технологий личностно- ориентированного обучения[Текст] / И. С. Якиманская// Вопросы психологии 1995 № 2 – С.74.