Курсовая работа

Развитие оценочной самостоятельности младших школьников в образовательном  процессе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития оценочной самостоятельности младших школьников

1.1.   Проблема развития оценочной самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе……………………..7

1.2.   Пути и средства развития оценочной самостоятельности  младших школьников…………………………………………………………………..18

Глава 2.  Опытно-педагогический эксперимент по развитию оценочной самостоятельности младших школьников

2.1.  Диагностика уровня развития оценочной самостоятельности учащихся младшего школьного возраста………………………………………………23

2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию оценочной самостоятельности младших школьников и ее результаты……………….28

Заключение……………………………………………………………………35

Библиография………………………………………………………………....37

Приложения

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. В Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель современной общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся». Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся как основной цели на развитие самостоятельности учебных действий.

Освоение оценочного звена деятельности учения может стать значимой основой будущей учебной самостоятельности учащихся. В этой связи для нашего исследования представляет интерес направление развития научной мысли, имеющее отношение к формированию у учащихся оценочной самостоятельности. В педагогической науке проблема оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах учёных-педагогов, психологов: Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, А.Л. Венгер, С.Л. Рубинштейна и др.

Вопросы необходимости формирования контрольно-оценочных навыков у учащихся рассматривались в работах Д.Б. Эльконина, А.Б. Воронцова; общеучебных навыков – в работах А.Г. Казаковой, И.И. Логвинова, В.Ф. Паламарчук, Л.Д. Столяренко, Т.И. Шамовой; способность учащихся к оценке и её влияние на развитие самодостаточности, самоконтроля, самостоятельности, интеллектуальных и личностных качеств - в работах А.В. Савенкова, А.М. Матюшкина.

Становление оценочной самостоятельности учащихся обусловливает обращение к понятию субъектности ученика, рассматриваемое в работах  С.М. Бондаренко,  Н.М. Лейтес, А.К. Марковой, Т.А. Матис, Р.С. Немова, Л.Ф. Обуховой, Р.В. Овчаровой, и др.

Современные условия в общеобразовательной школе, в частности гуманистическая направленность образования, введение безотметочного обучения в начальную школу, потребность в мониторинге процесса обучения, а не только его результатов, обозначили противоречия:

- между потребностью общества в самостоятельном человеке, умеющем управлять собственным учением – ставить познавательные цели, планировать собственные действия, прогнозировать результаты деятельности, оценивать собственные достижения и традиционной организацией учебной деятельности в школе, предполагающей в основном оценивание достижений учащихся учителем, которое не способствует становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

- учебники, применяемые в начальной школе по обучению грамоте, математике, познанию мира имеют достаточно широкие возможности для формирования оценочных умений у первоклассников, однако на практике, как правило, отсутствует системная деятельность по формированию оценочных умений у младших школьников  в условиях безотметочного обучения.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы методы, средства,  параметры развития  оценочной самостоятельности учащихся младших классов?

Проблема обусловила выбор  темы исследования: «Развитие оценочной самостоятельности младших школьников в образовательном  процессе».

Цель исследования: теоретически  обосновать  экспериментально проверить условия и  средства развития оценочной самостоятельности младших школьников.

Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: развитие оценочной самостоятельности учащихся в начальной школе.

Гипотезу исследования составляют следующие предположения:

Развитие оценочной самостоятельности учащихся начальной школы, будет проходить наиболее эффективно, если: с помощью комплексной педагогической диагностики определен их  исходный уровень; разработана и используется специально-ориентированная и методически оснащенная система формирования оценочных умений; учащийся является полноправным субъектом оценочного процесса. Мы предполагаем, что перечисленные выше педагогические условия являются оптимальными для развития оценочной самостоятельности, так как реализуются системный, деятельностный и  личностно-ориентированный подходы.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1.                Выявить состояние проблемы развития оценочной самостоятельности младших школьников в научно-педагогической и психологической литературе,  уточнить понятия «оценка», «оценочная самостоятельность».

2.                Проанализировать процесс развития  оценочной самостоятельности младших школьников.

3.                Провести диагностику развития оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста.

4.                Экспериментально проверить средства и условия развития оценочной самостоятельности младших школьников в образовательном процессе.

Методологическая основа: теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин), концепция учебного сотрудничества (Г.А. Цукерман); системная классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко), научные данные психологии, педагогики, возрастной физиологии о развитии детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев,  Н.Ф. Талызина).

Методы исследования:

- теоретические – анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование, анализ, синтез и обобщение эмпирических данных, констатирующего и формирующего экспериментов;

- эмпирические – опросные (анкетирование, беседы с учащимися, родителями и учителями), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты), математические методы обработки экспериментальных данных.

База исследования:

Этапы  исследования:                                               

Первый этап посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

Второй этап является экспериментальным, включающий диагностику развития оценочной самостоятельности младших школьников, проведение формирующего эксперимента и выявления его эффективности. 

Третий этап характеризуется обобщением результатов исследования и оформлением курсовой работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что развитие оценочной самостоятельности  учащихся младшего школьного возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема.

Практическая значимость состоит в возможности использования данной работы в практике учителей начальных классов для развития  оценочной самостоятельности учащихся.

Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография,  приложения.

 

 

Заключение

 

Обобщая основные результаты теоретической и практической частей исследования по вопросу развития  оценочной самостоятельности младших школьников, мы пришли к следующим выводам:

Актуальность проблемы развития  оценочной самостоятельности у младших школьников обусловлена вхождением системы отечественного  образования в мировое образовательное пространство и социальным заказом на компетентную личность, имеющую адекватную оценочную самостоятельность. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы, целью которой становится не вооружение учащихся суммой знаний, умений и навыков, а воспитание личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению в школе и после ее окончания.

Проблема оценки знаний учащихся в педагогической науке и практике прослеживается на всех этапах ее становления. Оценивание рассматривается как процесс измерения качества обучения, а отметка – его результат, поставленный в виде цифрового или буквенного балла.

Проведен теоретический анализ понятий «оценка», «отметка»,  в результате которого уточнена сущность понятия «оценочные умение первоклассников» – это действия, сформированные на основе мотивационного, содержательного, деятельностного компонентов, помогающие ученику сделать определенный вывод о проделанной работе, посредством «внутреннего» или «внешнего» сравнения ее результата с соответствующими эталонами, заданными нормативно. В структуре данного понятия нами выделены мотивационный, содержательный, деятельностный компоненты.

Проведенная в ходе исследования опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность методики  формирования оценочных умений у первоклассников, которая представлена деятельностью учителя по управлению развитием оценочных умений у первоклассников.  Деятельность учителя состоит из последовательных действий: определение «стартовых» возможностей учащихся, разработка специальных заданий, ориентированных на развитие оценочных умений, развитие оценочных умений у учащихся в системе урочной и внеурочной работы, их своевременная коррекция, организация работы с родителями.

Выделенные педагогические условия способствуют  успешной передачи оценочных умений от учителя к первоклассникам и становлению собственных оценочных умений каждого субъекта учебной деятельности.

Данное исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития  оценочной самостоятельности младших школьников.

Результаты исследования  могут использоваться в  практической деятельности учителей начальных классов для развития оценочной самостоятельности младших школьников.

 

 

 

 

Библиография

 

1.     Амонашвили, Ш.А. Обучение, оценка, отметка. [Текст]/ Ш.А.  Амонашвили. - М.: Знание, 1980.

2.     Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. [Текст] .:ГУ ВШЭ, 2001.

3.     Баранова, О.И. Обучение без отметок – умение учить+ся [Текст]/ О.И. Баранова; под. ред. Е.А. Дегтерёва. // Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы научн.-практ. конф. - Краснодар: КубГУ, 2004. - С.40-44.

4.     Баранова, О.И. Формирование навыков самооценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения [Текст]/ О.И. Баранова // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И Кирикова – Вып. 1. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - С. 24-30.

5.     Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. [Текст]/ Л. И. Божович, Л. С.  Славина. - М.: Наука, 1979.

6.     Бормотова, М. М. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. [Текст]/ М.М. Бормотова http://www.mirknig.com.

7.     Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пособие. [Текст]/ Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. остов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,1999.

8.     Венгер, А. Л. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого [Текст]/ А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопр. психологии. 1998. № 4.-  С. 56–63.

9.     Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. [Текст]/ А.Б.  Воронцов. - М.: Рассказов, 2002.

10.                                                Воротилкина, И.М.   Дневник школьника.  [Текст]/И.М. Воротилкина. –  Биробиджан: Изд-во  БГПИ,  2003.

11.                       Гитман, А.В. Технология самоуправления учением на основе рефлексивного дневника (для начальной школы): Методическое пособие. [Текст]/ А.В. Гитман. – Краснодар, 2007.

12.                       Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст]/ В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.

13.                       Занков, Л.В. Обучение и развитие. [Текст]/ Л.В. Занков М.: Педагогика, 1975. 

14.                                              Ильин, Е.П.  Мотивация и мотивы  [Текст]/Е.П. Ильин.  – СПб.: Питер. – 2000. 

15.                       Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. [Текст]/ Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Сфера, 2003. 

16.                       Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. [Текст]/ З.И. Калмыкова.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

17.                       Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. [Текст]/ Г.Ю. Ксензова. – http://www.mirknig.com.

18.                       Коул, М.  Социально-исторический подход в психологии обучения. [Текст]/М. Коул. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

19.                       Котова, И.Б. Социализация и воспитание. [Текст]/ И.Б.Котова, Е.Н.  Шиянов. остов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 2004.

20.                       Курганова, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. [Текст]/ Курганова С. Ю.//  http://www.mirknig.com.

21.                       Куликова, С.И. Построение личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы. [Текст]/С.И.Куликова http://www.mirknig.com.

22.                       Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание. [Текст]/ В.А. Лекторский .: Психология, 2005.

23.                       Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. [Текст]/ А.И. Липкина, Л.Н.  Рыбак. – М.: Педагогика, 2002.

24.                       Логинова, О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. [Текст]/ О.Б.Логинова. -http://www.mirknig.com.

25.                       Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьников. Избр. псих. произв. [Текст]/ Н.А.  Менчинская.– М.: Наука, 1989. 

26.                       Михеева С.В. Организационно-содержательная модель формирования основ оценочной самостоятельности обучающихся [Текст]/ С.В. Михеева. - http://www.mirknig.com.

27.                       Нежнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст]/ Т. А.  Нежнова. // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 50–61.

28.                        Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. [Текст].  Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 № 13-51-120/13 2001.

29.                       Репкин,  В.В.   О понятии учебной деятельности. Строение учебной деятельности  [Текст]/ В.В.     Репкин  // Вести ХГУ.  – 1976. – Т. 132,  Вып. 9. http://www.mirknig.com.

30.                       Репкина, Г.В. и др. Оценка уровня сформированности учебной деятельности:  в помощь учителю начальных классов  [Текст]/Г.В. Репкина, Е.В. Заика.  – Томск: «Пеленг». –  1993.

31.                       Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. [Текст]/ О.А. Степанова. - М.: ИНФРА, 2003.

32.                       Рубцов, В. Е. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения. [Текст]/ В. Е.  Рубцов. - М.: Педагогика, 2001.

33.                       Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. [Текст]/ Н. Ф.  Талызина. - М.: Педагогика, 1998.

34.                       Цукерман, Г.А. Оценка без отметки. [Текст]/ Г.А. Цукерман. - Москва – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.

35.                       Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности.   [Текст]/ Г.А. Цукерман. – М.: Сфера, 2002.

36.                       Эльконин,  Д. Б.     Психология  обучения  младшего школьника. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. –  М.: Знание,  1974.