Дипломная работа

Преодоление педагогической  запущенности детей дошкольного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ЗАПУЩЕННОСТИ

1.1.   Сущность и особенности  педагогической запущенности

детей дошкольного возраста…………………………………………………7

1.2.   Причины педагогической запущенности детей……………………..17

1.3.   Пути  предупреждения и преодоления

педагогической запущенности…………………………………………..….24

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика     педагогической    запущенности    у    детей  

старшего дошкольного возраста………………………………………….36

2.2. Этапы, направленные на предупреждение

и преодоление педагогической запущенности детей…………………..43

2.3. Проведение  контрольного этапа экспериментального

исследования………………………………………………………………59

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….63

 

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………66

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема «трудных» и педагогически запущенных детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированость нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Проявлениями     педагогической         запущенности  являются  трудновоспитуемость и труднообучаемость, которая часто возникает по причине отсутствия согласованности в педагогическом подходе взрослых по отношению к детям. Таким образом, можно говорить о том, что педагогическая запущенность - это следствие неправильного, неполноценного воспитания ребёнка взрослыми.

В связи с этим  проблема педагогической запущенности детей дошкольного возраста  представляется актуальной

Дошкольное детство - период, когда формируются базовые ценности личности, поэтому большое внимание должно уделяться условиям воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста испытывают, прежде всего, влияние семьи и дошкольного учреждения.

Результаты исследований в начале XX века П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, П.Ф. Лесгафта, В.Н. Мясищева, А.А. Невского и других показали, что период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. По мнению ученых, лучшее средство преодоление педагогической запущенности детей - рационализация учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях и школе, изменение условий семейного воспитания ребенка. Большинство современных исследователей особенностей проявления педагогической запущенности у дошкольников (С.Д. Арзуманян, А.С. Белкин, Р.В. Овчарова, А.А. Рояк и др.) отмечают трудности в отношениях со сверстниками, неподготовленность к предстоящему обучению в школе.

Проблемой педагогической запущенности занимались такие видные педагоги, психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Д.И. Фельдштейн, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.С. Белкин, И.А. Невский, А.И. Кочетков и др . Но, несмотря на то, что уже существует громадный библиографический материал по данной проблеме, он так и остаётся невостребован педагогами в работе с детьми. В практике ДОУ как правило, отсутствует систематическая работа по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детей.

Возникает противоречие между необходимостью преодоления педагогической запущенности у детей дошкольного возраста и отсутствием специальной работы в условиях  Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы выпускной квалификационной работы: «Преодоление педагогической  запущенности детей дошкольного возраста»

Цель исследования: выявить и определить основные пути  предупреждения и преодоления педагогической запущенности.

Объект исследования: процесс преодоления педагогической   запущенности детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования: Этапы предупреждения и преодоления педагогической запущенности у детей старшего дошкольного возраста.

   Гипотеза исследования: В основу нашего экспериментального исследования было положено гипотетическое предположение о. том,  что преодоление педагогической запущенности будет эффективным, если будет осуществляться поэтапно:

1.    Преодоление нарушений коммуникаций в системах взаимодействия «ребенок – взрослый», « ребенок – сверстники»

2.   Расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности произвольной регуляции поведения.

3.   Самостоятельное применение детьми освоенных в играх навыков поведения, расширение их социальных связей, обеспечение успеха в наиболее трудных видах деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.Выявить  особенности педагогической запущенности детей дошкольного возраста.

 3. Выявить педагогическую запущенность у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать и экспериментально  апробировать  этапы,   направленные  на     предупреждение и преодоление  педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Методы  реализации цели и задач исследования:                                    

I. Теоретические:  анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

II. Практические: методика Т.А. Березиной, Р.В.Овчаровой Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, наблюдение, беседа, проведение коррекционных игр.

III. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, статистическая обработка результатов.

     Научная новизна  работы заключается в разработке этапов преодоления педагогической запущенности детей дошкольного возраста.

  Практическая значимость.  Возможность применения полученных результатов в практике ДОУ.

Методологической основой исследования является учение о личности, ее развитии и формировании в деятельности и общении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Д.И. Фельдштейн).

Теоретической основой исследования послужили труды выдающихся педагогов-практиков: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.С. Белкина, И.А. Невского, А.И. Кочеткова.

Исследовательская  работа проходила в 3 этапа.

Поисково-теоретический этап был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследований; разработке цели и задач исследования, формулированию гипотезы.

Опытно-экспериментальный этап был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и обработке диагностических методов исследования, проведению констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента.

На третьем, заключительно-обобщающем этапе исследования -обобщение результатов исследования; оформление ВКР.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ «Вишенка»  с. \\\ Ишимского района.

Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, библиография, приложения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под педагогической запущенностью в детском возрасте мы понимаем такое состояние личности ребенка, которое является следствием недостатков, отклонений, искажениях в знаниях, общем развитии, отношениях с окружающим миром, вызванных педагогическими причинами, а, следовательно, поддающихся устранению педагогическими средствами.

Среди множества причин, выделенных исследователями данной проблемы (И.А. Невский, Р.В. Овчарова, А.С. Белкин, С.Д. Арзуманян, А.А. Рояк и др.), мы придерживаемся подходов Р.В. Овчаровой, А.А. Рояк, выделяющих три группы причин.

К 1 группе причин относятся все причины, связанные с недостатками семейного воспитания ребенка.

Ко 2 группе причин относятся причины, обусловленные недостатками обучения и воспитания в ДОУ.

1 и 2 группы причин являются внешними причинами педагогической запущенности. 3 группа причин относится к внутренним причинам и связана с личностными недостатками ребенка.

Рассмотренные причины играют роль предрасполагающего фактора проявления педагогической запущенности в раннем возрасте.

Сущность педагогической запущенности заключается в необразованности, неразвитости и невоспитанности ребенка, вызванных педагогическими причинами.

Исследователи выделяют определенные ступени, уровни и стадии развития педагогической запущенности. Выделение стадий происходит на основе диагностики педагогической запущенности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пути и  преодоления педагогической запущенности. Этапы выделяют разные виды игр (ролевые, дидактические, сюжетно-ролевые).


 

Опытно-экспериментальная работа заключалась в выявлении и преодолении педагогической запущенности.

Контрольный срез после формирующего эксперимента позволил сравнить показатели с результатами констатирующего эксперимента.

Мы подтвердили наше гипотетическое предположение, что преодоление педагогической запущенности обеспечивается, если:

-   определены    критерии    выявления    педагогической запущенности;

-   разработаны  этапы,     направленные  на  преодоление  педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Также было подтверждено предположение о том, что коррекционные игры могут являться эффективным средством психолого-педагогической коррекции и профилактики таких поведенче­ских проблем старших дошкольников, как импульсивность, агрессивность, нерешительность, застенчивость, а также средст­вом развития у них навыков и умений социального поведения. Это может быть достигнуто, если работа будет осуществляться поэтапно:

1  этап – преодоление нарушения коммуникаций в системах «ребенок – взрослый»,  «ребенок – сверстники»;

2 этап – расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности произвольной регуляции поведения;

3 этап – самостоятельное применение детьми освоенных в играх навыков поведения, расширение их социальных связей, обеспечение успеха в наиболее трудных видах деятельности.

Таким образом, результаты исследовательской работы свидетельствуют о том, что коррекционные игры могут быть эффек­тивным средством преодоления трудностей в поведении до­школьников и должны применяться в повседневном педагоги­ческом процессе дошкольного учреждения. При этом было установлено, что для достижения оптимальных результатов такие игры должны входить в общую систему психолого-педагогической коррекции. Важными составляющими этой системы должны быть признание личностных достоинств детей со сторо­ны родителей и воспитателей, установление доброжелательных отношений с ними, обеспечение успешных результатов в раз­личных видах деятельности, постепенное включение в общение со сверстниками, развитие умений саморегуляции поведения.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

2.           Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

3.           Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. - Профиздат, 1981. - 211 с.

4.           Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр.  и доп. - М.:  Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

5.           Воспитание как часть педагогического процесса. Под ред. С.А.Смирнова /4-е изд., доп. М.: «Академия», 2001. - 280 с.

6.           Воспитателю  о  работе  с  семьей:   пособие  для  воспитателя  дет.   сада/ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.

7.           Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, 224с.

8.           Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. СПб.: СОЮЗ, 1999. - 114с.

9.     Диалоги о воспитании. Сост. О.Г.Свердлова / Под ред. В.Н.Столетова. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.

10.                       Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г.- 472 с.

11.                       Егорова     Т.В.     Эмоциональное     развитие     дошкольника.     Под     ред. А.Д.Кошелевой - М.: Просвещение. - 2000, - 56 с.

12.                       Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников.1974. – 321 с.

13. Зимбардо: Застенчивость. - СПб.: Питер-пресс. - 1999. - 256 с.

14.                       Игра  и дошкольник. Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник /подед. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой – СПб.: «Детство-Пресс», 2004, -192 с.

15.                       Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. -223с.

16.  Кочетов А.И. Перевоспитание подростка – М, 1972г.

17.                       Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.- 246 с.

18.                       Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) М.1980 г. -146 с

  1. 28. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев.1987 г.- 162 с.

20.  Кочетков А.И. Педагогика отношений - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

21.   Карабанова  О.  А.  Игра в  коррекции  психического  развития ребенка: Учебное пособие.- М.: Российское пед. Агенство, 1997. - 192с.

22.  Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. - К.: Рад. шк., 1988.-128с.

23.                        Н. Д. Левитов. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. -210 с.

24.  Леви В. Нестандартный ребёнок. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.

25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми. М.: Генезис, 2000. - 192 с.

26.  Махов Ф.С. Кого мы растим. Беседы о воспитании. - Профиздат, 1989.

27. Медведев Г.П. Педагогический перекрёсток.-М.: Сфера. - 1992 - 51с.

28.  Мир детства: Дошкольник / Сост. Л.Е.Журова, Т.С.Комарова, 2-е изд., доп. -    М.: Педагогика, 1987. - 256 с.

29.                       Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 200. - 112 с.

30.                       Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.

31.  Невский В.А. Трудный успех. М.: Профиздат. - 1981. - 211 с.

32.  Овчарова   Р.В.    Взаимодействие   семьи,   детского   сада   и   школы   в предупреждении педагогической запущенности детей.- М.: Сфера. - 1999. -       116с.

33.  Овчарова Р.В. Методы работы с   проблемными   детьми. М.: Факел, 1998. -150с.

34.  Панфилова М.А. Игротерапия общения. Коррекционные игры./ Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 128 с.

35.  Педагогика.   Учебник  для   студентов   ВУЗОВ   /  И.П.Подласый.   -  М.: Просвещение. - ВЛАДОС, 1996.-347 с.

36.  Практическая   психология   образования   /   Под   ред.   И.В.Дубровиной: Учебник   для   студентов   высших   и   средних   специальных   учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

37.  Психология   и   педагогика.   Учеб.   пособие   для   вузов.   Составитель   и ответственный редактор Радугин А.А. Научный редактор Кротков Е.А. Москва, 1996.-С. 336.

38.                       Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Подлесская Н.С. Преподавание курса дошкольной педагогики в пед. училище. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.

39.                       Савонько Е. Одиночка в «дружной компании». – «Комсомольская правда», 1973г. 30 июня.

40.  Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

41.  Тылевич И.М., Немцева А.Я. Физиология ребёнка. Изд.2-е, перераб. и доп.. Медицина, 1985.-216 с.

42.  Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.-191 с.

43.  Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8-М., 1969.-223 с.

44.  Фадеева Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ,2003.-96с.

45.  Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства. .: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. - 160 с.

46.  Фопель К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.

47.  Фридман И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.-116 с.

48.  Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Учебное   пособие   для студентов   и   слушателей   спецфакультетов:   Сост.   В.Астапов.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

49.    Хрипкова  А.   Г.,   Запорожец  А.В.   Мир   детства.   Дошкольник  -   М.: Педагогика. - 1979. - 19с.

50.  Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении: М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.

51.  Эльконин Д.Б. О психологии // Вестник Моск. Унив. Серия 14.2000. №2. С 9.

52.  Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.

53.                       Эльконин Д.Б. Детская психология. М.1960 г. – 457 с.

54.                        Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.1989 г. – 476 с.

55.                        Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г. - 458 с.

56.  Язмир Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7 лет. - Учеб.-практ. пособие / Волгоград: Перемена. - 1995. - 153 с.