Дипломная работа

Взаимодействие семьи  и ДОУ в предупреждении педагогической  запущенности детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА I.   ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ   ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.   Понятие педагогической запущенности  детей старшего

        дошкольного возраста  в психолого-педагогической литературе…10

1.2.    Содержание процесса предупреждения педагогической запущенности  детей старшего дошкольного возраста……………15

1.3.   Условия  взаимодействия семьи и детского сада в предупреждении  педагогической запущенности детей  дошкольного возраста……27

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ

 ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика    степени  педагогической    запущенности    у    детей   

старшего дошкольного возраста………………………………………….35

2.2. Реализация условий взаимодействия семьи и ДОУ  по предупреждению и преодоление педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста……..…………………………………..44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...59

 

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………..........61

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема «трудных» и педагогически запущенных детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированость нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Проявлениями     педагогической запущенности  являются  трудновоспитуемость и труднообучаемость, которая часто возникает по причине отсутствия согласованности в педагогическом подходе взрослых по отношению к детям. Таким образом, можно говорить о том, что педагогическая запущенность - это следствие неправильного, неполноценного воспитания ребёнка взрослыми.

Проблемой педагогически запущенных детей занимались многие  выдающиеся педагоги: П. П. Блонский, А С.Макаренко, В. Н. Мясищев,  А Сухомлинский, С Д. Арзуманян, А. С. Белкин, Л. М. Зюбин, А. И. Кочетов, Г. П. Медведев, И. А. Нев­ский, В. Г. Сенько, Р.В. Овчарова  и др. их выводы свидетельствуют о том, что причины педагогической трудности ребенка могут зак­лючаться не только в актуальной ситуации его развития, но и в условиях прошлого, сформировавшего личность. Они отмечают, что отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка могут обнаруживаться уже в дошкольном возрасте и проявляться в отсутствии у ребенка элементарных поведенческих навыков, нарушении общительности, эмоциональной неустойчивости, неадекватности самооценки.

В связи с этим   возникает   проблема   ранней  профилактики антиобщественного    поведения    несовершеннолетних,    которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей, отставаний и отклонений в их развитии, вызванных недостатками   воспитательно-образовательной   работы   в семье и  детском саду.

Анализ исследований вышеупомянутых авторов показал, что в исследованиях проблем взаимодействия различных воспи­тывающих сил (В. Г Бочарова, Б 3. Вульфов, Г. К. Димитрова, Ж. М. Дятчина и др. ), получили освещение общие вопросы совместной дея­тельности различных воспитательных институтов. Эти работы вносят определенную ясность в понимание проблемы педагогического взаимодействия, расширения воспитательных возмож­ностей семьи, но его особенности в случаях профилактики педагогической запущенности в дошкольном возрасте не рассматривают.

Актуальность исследования заключается в том, что дошкольное детство - период, когда формируются базовые ценности личности,  формируются многие, важные для  последующего развития, новообразования, закладывается фундамент стиля жизни. Следовательно, в этот период особое  внимание должно уделяться условиям воспитания и развития ребенка.

Однако  на практике современную ситуацию характеризуют как педагогическое отчуждение родителей от процесса воспитания ребенка в детском саду. Родители мало интересуются содержанием воспитания в детском саду. Воспитатели, в свою очередь, не стремятся активно использовать воспитательный потенциал семьи. Указанные обстоятельства провоцируют  конфликтную социализацию детей, формой проявления которой уже на этапе дошкольного детства может стать педагогическая запущенность ребенка.

Дети дошкольного возраста испытывают, прежде всего, влияние семьи и дошкольного учреждения. Р.В. Овчарова, проанализировав  исследования начала XX века П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, П.Ф. Лесгафта, В.Н. Мясищева, А.А. Невского и других, считает, что период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. По мнению ученых, лучшее средство преодоление педагогической запущенности детей - рационализация учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях и школе, изменение условий семейного воспитания ребенка. Большинство современных исследователей особенностей проявления педагогической запущенности у дошкольников (С.Д. Арзуманян, А.С. Белкин, Р.В. Овчарова, А.А. Рояк и др.) отмечают трудности в отношениях со сверстниками, неподготовленность к предстоящему обучению в школе.

Проблемой педагогической запущенности занимались такие видные психологи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. По их мнению, педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления. Поведение ребенка обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями человека; зрелостью эмоционально-волевой сферы, психическим здоровьем, системой отношений личности и окружающей среды, темпераментом, а также особенностями нервной системы. Чтобы помочь ребёнку благополучно адаптироваться в обществе, необходимо знать полную картину его развития, соотнести её особенностями его личности и характера, ознакомиться с социальной и семейной ситуацией развития.

Известные педагоги, исследователи подросткового возраста: А.С. Белкин, А.И. Кочетков, А.С. Макаренко, И.А. Невский, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн считают, что педагогическая запущенность - это состояние личности ребёнка, обусловленное недостатками в его развитии, деятельности и отношениях, вызванных педагогическими причинами.

Так А.С. Белкин  характеризует понятие педагогической запущенности как устойчивое состояние, характеризующееся противоречивостью развития, а именно: непродуктивностью, затрудненностью деятельности и отношений, увлечением игрой, затянувшейся по времени; реакцией ухода из-под опеки. А.С Белкин полагает, что педагогическая запущенность берет начало уже в раннем детстве, то есть совпадает с началом развития самосознания ребёнка.

По мнению Р.В.Овчаровой, кризисное состояние современного общества, социальная и культурная депривация детей в нашей стране, неблагоприятные условия жизни, опасная для детского организма экологическая обстановка, неудовлетворительное медицинское обслуживание, нерациональное дозирование психо­физических нагрузок приводят к ослаблению нервнопсихического и соматического здоровья детей в сензитивные периоды их развития, что предопределяет их большую уязвимость к воздействию неблагоприятных внешних социокультурных и психолого-педагогических факторов. Педагогический процесс в отно­шении детей группы риска часто оказывается неэффективным, а авторитарно-принудительная педагогическая система ставит их в положение отвергаемых, изолируемых, неприветствуемых.

Дети дошкольного  возраста испыты­вают, прежде всего, влияние малого круга (семья, детский сад). Следовательно, влияние микросреды во многом опреде­ляется особенностями личности родителей и педагогов, усло­виями воспитания и качеством воспитательно-образовательного процесса, социально-психологическим микроклиматом и куль­турной аурой, уровнем сотрудничества и взаимодействия детско­го сада и  семьи.

Но, несмотря на то, что уже существует достаточно разработанный  теоретический материал  по данной проблеме, в практике ДОУ как правило, проблема возникает тогда, когда перерастает в школьные трудности, а в ДОУ отсутствует систематическая работа по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детей, основанная на взаимодействии семьи и дошкольного учреждения.

Отмеченное свидетельствует о возникновении  противоречия между необходимостью объединения усилий родителей и ДОУ по предупреждению педагогической запущенности  дошкольников и их разобщенностью в реальном образовательном процессе. Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы выпускной квалификационной работы: «Взаимодействие семьи  и ДОУ в предупреждении педагогической  запущенности детей старшего дошкольного возраста»

Цель исследования: выявление условий, способствующих эффективному взаимодействию    родителей и    воспитателей  в предупреждении  педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста и их опытно-экспериментальная проверка.

Объект исследования:  процесс предупреждения педагогической  запущенности детей  старшего дошкольного возраста в ДОУ.

    Предмет исследования:  условия эффективного взаимодействия семьи и  детского сада  по предупреждению педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предупреждение будет успешным, если в их воспитании обеспечить:

- активное включение родителей в воспитательную  работу  и  профилактику  педагогической  запу­щенности детей в ДОУ.

- разработку и практическую реализацию  системы  игр и занятий,  для детей и родителей,      направленных     на     предупреждение педагогической запущенности.

В соответствии с целью, и гипотезой   исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и установить особенности явления «педагогическая запущенность» в дошкольном возрасте.

2. Определить содержание процесса предупреждения  педагогической запущенности у детей старшего дошкольного возраста.

 3. Выявить  и экспериментально проверить  условия взаимодействия  семьи и  детского  сада, способствующие  эффективности   предупреждения  педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Методологической  и теоретической основой исследования является учение о личности, ее развитии и формировании в деятельности и общении (А.С. Белкин, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.И. Кочетков, А.Н. Леонтьев,  А.С. Макаренко, И.А. Невский, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн и др. работы, посвященные проблемам  предупреждения и преодоления педагогической запущенности несовершеннолетних, и, особенно, детей дошкольного возраста (А.А. Невский, П.П. Блонский, А.С. Белкин, А.А. Рояк, Р.В. Овчарова и др).

 В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались методы:

- теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, государственных документов об образовании, учебных планов и программ дошкольных учреждений, методы теоретического обобщения, моделирования;

- эмпирические:  педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование,   педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующего,  формирующего и итогового). 

- математические методы обработки экспериментальных данных исследования.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ «Вишенка»  с. Неволино Ишимского района.

Исследовательская  работа проходила в  три этапа.

Первый этап - поисково-теоретический - был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследований; разработке цели и задач исследования, формулированию гипотезы.

Второй этап - опытно-экспериментальный - был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и обработке диагностических методов исследования, проведению констатирующего, формирующего и контрольного  этапа педагогического эксперимента.

На третьем, заключительно-обобщающем этапе исследования -обобщение результатов исследования; литературное оформление ВКР.

Научная новизна  исследования заключается в том, что процесс взаимодействия семьи и ДОУ рассмотрен в контексте предупреждения педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста; выделены и описаны условия  взаимодействия педагогов и  родителей в образовательном процессе ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке игр и занятий, направленных на предупреждение педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, библиография, приложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под педагогической запущенностью в детском возрасте мы понимаем такое состояние личности ребенка, которое является следствием недостатков, отклонений, искажениях в знаниях, общем развитии, отношениях с окружающим миром, вызванных педагогическими причинами, а, следовательно, поддающихся устранению педагогическими средствами.

Среди множества причин, выделенных исследователями данной проблемы (И.А. Невский, Р.В. Овчарова, А.С. Белкин, С.Д. Арзуманян, А.А. Рояк и др.), мы придерживаемся подходов Р.В. Овчаровой, А.А. Рояк, выделяющих три группы причин.

К 1 группе причин относятся все причины, связанные с недостатками семейного воспитания ребенка.

Ко 2 группе причин относятся причины, обусловленные недостатками обучения и воспитания в ДОУ.

1 и 2 группы причин являются внешними причинами педагогической запущенности. 3 группа причин относится к внутренним причинам и связана с личностными недостатками ребенка.

Рассмотренные причины играют роль предрасполагающего фактора проявления педагогической запущенности в раннем возрасте.

По мнению Р.В. Овчаровой, сущность педагогической запущенности заключается в необразованности, неразвитости и невоспитанности ребенка, вызванных педагогическими причинами.

Исследователи выделяют определенные ступени, уровни и стадии развития педагогической запущенности. Выделение стадий происходит на основе диагностики педагогической запущенности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пути и способы преодоления педагогической запущенности. Среди способов выделяют разные виды игр (ролевые, дидактические, сюжетно-ролевые).

Опытно-экспериментальная работа заключалась организации взаимодействия семьи и ДОУ в выявлении и преодолении педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Контрольный срез после формирующего эксперимента позволил сравнить показатели с результатами констатирующего эксперимента.

Мы подтвердили наше гипотетическое предположение, что эффективность взаимодействия семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогической запущенности детей обеспечивается, если:

- будет осуществляться коррекция условий их воспитания,  с активным включением родителей в воспитательную  работу  и  профилактику  педагогической  запу­щенности детей в ДОУ.

- будет разработана система  игр и занятий,  для детей и родителей,      направленных     на     преодоление педагогической запущенности.

Цели и задачи, поставленные нами в работе, были выполнены.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.    Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

2.                                 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

3.                                 Волкова, Е. Трудные дети или трудные родители. - Профиздат, 1981. - 211 с.

4.                                 Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр.  и доп. - М.:  Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

5.                                 Воспитание как часть педагогического процесса. Под ред. С.А.Смирнова /4-е изд., доп. М.: «Академия», 2001. - 280 с.

6.                                 Воспитателю  о  работе  с  семьей:   пособие  для  воспитателя  дет.   сада/ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.

7.                                 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, 224с.

8.                                 Выготский, Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. СПб.: СОЮЗ, 1999. - 114с.

9.                Диалоги о воспитании. Сост. О.Г.Свердлова / Под ред. В.Н.Столетова. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.

10.           Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г.- 472 с.

11.           Егорова,     Т.В.     Эмоциональное     развитие     дошкольника.  /  Под     ред. А.Д.Кошелевой - М.: Просвещение. - 2000, - 56 с.

12.           Запорожец, А.В., Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников.1974. – 321 с.

13.           Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. -223с.

14.           Кочетков, А.И. Перевоспитание подростка – М, 1972г.

15.           Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.- 246 с.

16.           Кочетков, А.И. Педагогика отношений - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

17.            Карабанова,  О.  А.  Игра в  коррекции  психического  развития ребенка: Учебное пособие.- М.: Российское пед. Агенство, 1997. - 192с.

18.           Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников. - К.: Рад. шк., 1988.-128с.

19.            Левитов, Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. -210 с.

20.                        Леви, В. Нестандартный ребёнок. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.

21.           Лисина, М.И., Галигузова, Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) М.1980 г. -146 с

22.            Лисина, М.И., Капчела, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев.1987 г.- 162 с.

23.   Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми. М.: Генезис, 2000. - 192 с.

24.                        Махов, Ф.С. Кого мы растим. Беседы о воспитании. - Профиздат, 1989.

25.   Медведев, Г.П. Педагогический перекрёсток.-М.: Сфера. - 1992 - 51с.

26.           Мир детства: Дошкольник / Сост. Л.Е.Журова, Т.С.Комарова, 2-е изд., доп. -         М.: Педагогика, 1987. - 256 с.

27.           Михайленко, Н.Я. Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 200. - 112 с.

28.           Мухина, В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.

29.                        Невский, В.А. Трудный успех. М.: Профиздат. - 1981. - 211 с.

30.           Овчарова,   Р.В.    Взаимодействие   семьи,   детского   сада   и   школы   в предупреждении педагогической запущенности детей.- М.: Сфера. - 1999. -     226с.

31.                        Овчарова, Р.В. Методы работы с   проблемными   детьми. М.: Факел, 1998. -150с.

32.                        Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Коррекционные игры./ Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 128 с.

33.                        Педагогика.   Учебник  для   студентов   ВУЗОВ   /  И.П.Подласый.   -  М.: Просвещение. - ВЛАДОС, 1996.-347 с.

34.                        Практическая   психология   образования   /   Под   ред.   И.В.Дубровиной: Учебник   для   студентов   высших   и   средних   специальных   учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

35.                        Психология   и   педагогика.   Учеб.   пособие   для   вузов.   Составитель   и ответственный редактор Радугин А.А. Научный редактор Кротков Е.А. Москва, 1996.-С. 336.

36.           Семушина, Л.Г., Борщанская, Б.Р., Подлесская, Н.С. Преподавание курса дошкольной педагогики в пед. училище. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.

37.           Савонько, Е. Одиночка в «дружной компании». – «Комсомольская правда», 1973г. 30 июня.

38.                        Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

39.                        Тылевич, И.М., Немцева, А.Я. Физиология ребёнка. Изд.2-е, перераб. и доп.. Медицина, 1985.-216 с.

40.                        Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.-191 с.

41.                        Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8-М., 1969.-223 с.

42.                        Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ,2003.-96с.

43.                        Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства. .: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. - 160 с.

44.                        Фопель, К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.

45.                        Фридман, И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.-116 с.

46.           Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Учебное   пособие   для студентов   и   слушателей   спецфакультетов:   Сост.   В.Астапов.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

47.             Хрипкова,  А.   Г.,   Запорожец,  А.В.   Мир   детства.   Дошкольник  -   М.: Педагогика. - 1979. - 19с.

48.                        Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении: М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.

49.                        Эльконин, Д.Б. О психологии // Вестник Моск. Унив. Серия 14.2000. №2. С 9.

50.                        Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.

51.           Эльконин ,Д.Б. Детская психология. М.1960 г. – 457 с.

52.            Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды (Под редакцией Давыдова, В.В., Зинченко, В.П.) М.1989 г. – 476 с.

53.            Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г. - 458 с.

54.                        Язмир, Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7 лет. - Учеб.-практ. пособие / Волгоград: Перемена. - 1995. - 153 с.