Дипломная работа

 «Взаимодействие семьи  и ДОУ в преодолении педагогической  запущенности детей дошкольного возраста»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..3

ГЛАВА I.  Теоретические основы исследования вопроса  организации взаимодействия семьи и ДОО по преодолению педагогической запущенности  детей дошкольного возраста

1.1. Сущность и содержание понятия педагогической запущенности детей дошкольного возраста.......................................................………..9

1.2.   Пути и способы преодоления  педагогической запущенности…………………………………………………………..18

1.3.   Организация  взаимодействия семьи и детского сада в преодолении педагогической запущенности в дошкольном возрасте………………27

ГЛАВА 2. . Опытно-педагогическая работа по преодолению  педагогической запущенности детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОО

2.1. Диагностика     педагогической    запущенности    у    детей   

старшего дошкольного возраста………………………………………..33

2.2. Работа по преодолению  педагогической запущенности в условиях взаимодействия семьи и ДОО …………………………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….52

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………........54

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема «трудных» и педагогически запущенных детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Кризисное состояние современного общества, социальная и культурная депривация детей в нашей стране, неблагоприятные условия жизни, опасная для детского организма экологическая обстановка, несбалансированное питание, неудовлетворительное медицинское обслуживание, нерациональное дозирование психо­физических нагрузок приводят к ослаблению нервнопсихического и соматического здоровья детей в сензитивные периоды их развития, что предопределяет их большую уязвимость к воздействию неблагоприятных внешних социокультурных и психолого-педагогических факторов. Педагогический процесс в отно­шении детей группы риска часто оказывается неэффективным, а авторитарно-принудительная педагогическая система ставит их в положение отвергаемых, изолируемых, неприветствуемых.

Дети дошкольного  возраста испыты­вают, прежде всего, влияние малого круга (семья, детский сад). Следовательно, влияние микросреды во многом опреде­ляется особенностями личности родителей и педагогов, усло­виями воспитания и качеством воспитательно-образовательного процесса, социально-психологическим микроклиматом и куль­турной аурой, уровнем сотрудничества и взаимодействия детско­го сада и  семьи.

Выводы многих выдающихся педагогов (П. П. Блонского, А С.Макаренко, В. Н. Мясищева, В А Сухомлинского), резуль­таты современных исследований (С Д. Арзуманяна, А. С. Белкина, Л. М. Зюбина, А. И. Кочетова, Г. П. Медведева, И. А. Нев­ского, В. Г. Сенько, И. П. Трушиной и др. ) свидетельствуют о том, что причины педагогической трудности ребенка могут зак­лючаться не только в актуальной ситуации его развития, но и в условиях прошлого, сформировавшего личность. Они отмечают, что отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка могут обнаруживаться уже в дошкольном возрасте и проявляться в отсутствии у ребенка элементарных поведенческих навыков, нарушении общительности, эмоциональной неустойчивости, неадекватности самооценки.

В связи с этим   возникает   проблема   ранней  профилактики антиобщественного    поведения    несовершеннолетних,    которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей, отставаний и отклонений в их развитии, вызванных недостатками   воспитательно-образовательной   работы   в семье и  детском саду.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эта важная проблема разработана пока недостаточно. Большинство современных исследований посвящены педагогической запущенности, трудновоспитуемости подростков. Одна­ко во многих из них указывается на возможность возникнове­ния их начальных форм в детском возрасте и на необходимость своевременной профилактики. Проблема взаимодействия семьи, детского сада и школы в этом процессе в них рассматривается лишь гипотетически.

В исследованиях проблем взаимодействия различных воспи­тывающих сил (В. Г Бочарова, Б 3. Вульфов, Г. К. Димитрова, Ж. М. Дятчина и др. ), получили освещение общие вопросы совместной дея­тельности различных воспитательных институтов. Эти работы вносят определенную ясность в понимание проблемы педагогического взаимодействия, расширения воспитательных возмож­ностей семьи, но его особенности в случаях коррекции педагогической запущенности в дошкольном возрасте не рассматривают.

Актуальность исследования заключается в том, что дошкольное детство - период, когда формируются базовые ценности личности,  формируются многие, важные для  последующего развития, новообразования, закладывается фундамент стиля жизни. Следовательно, в этот период особое  внимание должно уделяться условиям воспитания и развития ребенка.

Однако  на практике современную ситуацию характеризуют как педагогическое отчуждение родителей от процесса воспитания ребенка в детском саду. Родители мало интересуются содержанием воспитания в ДОУ. Воспитатели, в свою очередь, не стремятся активно использовать воспитательный потенциал семьи. Указанные обстоятельства провоцируют  конфликтную социализацию детей, формой проявления которой уже на этапе дошкольного детства может стать педагогическая запущенность ребенка.

Дети дошкольного возраста испытывают, прежде всего, влияние семьи и дошкольного учреждения. Р.В. Овчарова, проанализировав  исследования начала XX века П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, П.Ф. Лесгафта, В.Н. Мясищева, А.А. Невского и других, считает, что период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. По мнению ученых, лучшее средство преодоление педагогической запущенности детей - рационализация учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях и школе, изменение условий семейного воспитания ребенка. Большинство современных исследователей особенностей проявления педагогической запущенности у дошкольников (С.Д. Арзуманян, А.С. Белкин, Р.В. Овчарова, А.А. Рояк и др.) отмечают трудности в отношениях со сверстниками, неподготовленность к предстоящему обучению в школе.

Проблемой педагогической запущенности занимались такие видные психологи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. По их мнению, педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления. Поведение ребенка обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями человека; зрелостью эмоционально-волевой сферы, психическим здоровьем, системой отношений личности и окружающей среды, темпераментом, а также особенностями нервной системы. Чтобы помочь ребёнку благополучно адаптироваться в обществе, необходимо знать полную картину его развития, соотнести её особенностями его личности и характера, ознакомиться с социальной и семейной ситуацией развития.

Известные педагоги, исследователи подросткового возраста: А.С. Белкин, А.И. Кочетков, А.С. Макаренко, И.А. Невский, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн считают, что педагогическая запущенность - это состояние личности ребёнка, обусловленное недостатками в его развитии, деятельности и отношениях, вызванных педагогическими причинами.

Но, несмотря на то, что уже существует достаточно разработанный  теоретический материал  по данной проблеме, в практике ДОУ как правило, проблема возникает тогда, когда перерастает в школьные трудности, а в ДОУ отсутствует систематическая работа по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детей, основанная на взаимодействии семьи и дошкольного учреждения.

Отмеченное свидетельствует о возникновении  противоречия между необходимостью объединения усилий родителей и ДОУ по предупреждению педагогической запущенности  дошкольников и их разобщенностью в реальном образовательном процессе. Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы выпускной квалификационной работы: «Взаимодействие семьи  и ДОУ в преодолении педагогической  запущенности детей дошкольного возраста»

Объект исследования: процесс преодоления педагогической запущенности.

 Предмет исследования:  пути и способы преодоления педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить и экспериментально проверить содержание, основные пути и способы организации процесса   взаимодействия   родителей и    ДОО  в преодолении педагогической запущенности детей.

В соответствии с целью  исследования были поставлены следующие задачи:

1.       Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.        Установить особенности явления «педагогическая запущенность» в дошкольном возрасте.

3.       Определить содержание процесса преодоления  педагогической запущенности у детей старшего дошкольного возраста.

4.              Выявить и экспериментально  апробировать   пути и способы преодоления  педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: преодоление педагогической запущенности   дошкольников будет успешным, если в их воспитании обеспечить:

- активное включение родителей в воспитательную  работу по преодолению  педагогической  запу­щенности детей в ДОУ.

- разработку и практическую реализацию  системы  игр и занятий,  для детей и родителей,      направленных     на     преодоление педагогической запущенности.

Методологической основой исследования является учение о личности, ее развитии и формировании в деятельности и общении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Д.И. Фельдштейн и др).

Теоретической основой исследования послужили труды выдающихся педагогов-практиков: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.С. Белкина, И.А. Невского, А.И. Кочеткова и др.

В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались методы:

- теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, государственных документов об образовании, учебных планов и программ дошкольных учреждений, методы теоретического обобщения, моделирования;

-эмпирические:  педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование,   педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующего,  формирующего и итогового). 

- математические методы обработки экспериментальных данных исследования.

Исследовательская  работа проходила в 3 этапа.

1.     Поисково-теоретический этап был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследований; разработке цели и задач исследования, формулированию гипотезы.

2.     Опытно-экспериментальный этап был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и обработке диагностических методов исследования, проведению констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента.

3.     Заключительно-обобщающий этап исследования -обобщение результатов исследования; оформление ВКР.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ «Солнышко» с. Бердюжье.

 Научная новизна  исследования заключается в том, что процесс взаимодействия семьи и ДОУ рассмотрен в контексте преодоления педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста; выделены и описаны условия  взаимодействия педагогов и  родителей в образовательном процессе ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке игр и занятий, направленных на предупреждение педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, библиография, приложения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под педагогической запущенностью в детском возрасте мы понимаем такое состояние личности ребенка, которое является следствием недостатков, отклонений, искажениях в знаниях, общем развитии, отношениях с окружающим миром, вызванных педагогическими причинами, а, следовательно, поддающихся устранению педагогическими средствами.

Среди множества причин, выделенных исследователями данной проблемы (И.А. Невский, Р.В. Овчарова, А.С. Белкин, С.Д. Арзуманян, А.А. Рояк и др.), мы придерживаемся подходов Р.В. Овчаровой, А.А. Рояк, выделяющих три группы причин.

К 1 группе причин относятся все причины, связанные с недостатками семейного воспитания ребенка.

Ко 2 группе причин относятся причины, обусловленные недостатками обучения и воспитания в ДОУ.

1 и 2 группы причин являются внешними причинами педагогической запущенности. 3 группа причин относится к внутренним причинам и связана с личностными недостатками ребенка.

Рассмотренные причины играют роль предрасполагающего фактора проявления педагогической запущенности в раннем возрасте.

По мнению Р.В. Овчаровой, сущность педагогической запущенности заключается в необразованности, неразвитости и невоспитанности ребенка, вызванных педагогическими причинами.

Исследователи выделяют определенные ступени, уровни и стадии развития педагогической запущенности. Выделение стадий происходит на основе диагностики педагогической запущенности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пути и способы преодоления педагогической запущенности. Среди способов выделяют разные виды игр (ролевые, дидактические, сюжетно-ролевые).

Опытно-экспериментальная работа заключалась организации взаимодействия семьи и ДОУ в выявлении и преодолении педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Контрольный срез после формирующего эксперимента позволил сравнить показатели с результатами констатирующего эксперимента.

Мы подтвердили наше гипотетическое предположение, что преодоление педагогической запущенности   дошкольников будет успешным, если в их воспитании обеспечить:

- активное включение родителей в воспитательную  работу по преодолению  педагогической  запу­щенности детей в ДОУ.

- разработку и практическую реализацию  системы  игр и занятий,  для детей и родителей,      направленных     на     преодоление педагогической запущенности.

Цели и задачи, поставленные нами в работе, были выполнены.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.    Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. [Текст]/ Ю.П. Азаров. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

2.                                 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

3.                                 Волкова, Е. Трудные дети или трудные родители. [Текст]/ Е. Волкова. - Профиздат, 1981. - 211 с.

4.                                 Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр.  и доп. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В Волкова. - М.:  Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

5.                                 Воспитание как часть педагогического процесса. [Текст]/ Под ред. С.А.Смирнова /4-е изд., доп. М.: «Академия», 2001. - 280 с.

6.                Воспитателю  о  работе  с  семьей:   пособие  для  воспитателя  дет. сада [Текст]/ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.

7.                Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С. Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.

8.                                 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/Л.С, Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.

9.                Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст]/ Л.Н Галигузова. - М.1992 г.- 472 с.

10.           Диалоги о воспитании. [Текст]/  Сост. О.Г.Свердлова Под ред. В.Н.Столетова. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.

11.           Егорова, Т.В.     Эмоциональное     развитие     дошкольника.  [Текст]/  Т.В.     Егорова.  Под     ред. А.Д.Кошелевой - М.: Просвещение. – 2000. - 56 с.

12.           Запорожец, А.В., Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников. [Текст]/ А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.,1974. - 321 с.

13.           Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. [Текст]/  В.П. Кащенко.- М.: Просвещение, 1994. - 223с.

14.           Кочетков, А.И. Педагогика отношений [Текст]/ А.И. Кочетков.- М.: Новая школа, 1994. =  240 с.

15.            Карабанова,  О.  А.  Игра в  коррекции  психического  развития ребенка: Учебное пособие. [Текст]/ О.А. Карабанова.- М.: Российское пед. Агенство, 1997. - 192с.

16.           Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников. - К.: Рад. шк., 1988.-128с.

17.           Левитов, Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. [Текст]/ Н.Д Левитов.- М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. - 210 с.

18.                        Леви, В. Нестандартный ребёнок. [Текст]/ В. Леви. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.

19.    Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми. [Текст]/   Г.Б Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.

20.                        Махов, Ф.С. Кого мы растим. Беседы о воспитании. [Текст]/ Ф.С. Махов. - Профиздат, 1989.- 76 с.

21.   Медведев, Г.П. Педагогический перекрёсток. [Текст]/ Г.П. Медведев.- М.: Сфера,  1992. - 51с.

22.           Мир детства: Дошкольник [Текст]/ Сост. Л.Е. Журова, Т.С.Комарова, 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.

23.           Михайленко, Н.Я. Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. [Текст]/ Н.Я. Михайленко, Н.А.  Короткова. - М.: Гном и Д., 2000. - 112 с.

24.           Мухина, В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ В.С. Мухина (Под редакцией Петровского А.В.) - М.1973. - 287 с.

25.                        Невский, В.А. Трудный успех. [Текст]/ В.А. Невский. - М.: Профиздат. - 1981. - 211 с.

26.           Овчарова,   Р.В.    Взаимодействие   семьи,   детского   сада   и   школы   в предупреждении педагогической запущенности детей. [Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.: Сфера. – 1999,      226с.

27.                        Овчарова, Р.В. Методы работы с   проблемными   детьми. [Текст]/  Р.В. Овчарова.- М.: Факел, 1998, 150с.

28.                        Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Коррекционные игры. [Текст]/ М.А. Панфилова / Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -  128 с.

29.                        Педагогика.   Учебник  для   студентов   ВУЗОВ [Текст]/   И.П. Подласый.   -  М.: Просвещение. - ВЛАДОС, 1996. - 347 с.

30.                        Психология   и   педагогика.   Учеб.   пособие   для   вузов. [Текст]/ Составитель   и ответственный редактор А.А. Радугин. Научный редактор Е.А. Кротков. - Москва, 1996. - 336 с.

31.                        Практическая   психология   образования.  Учебник   для   студентов   высших   и   средних   специальных   учебных заведений. [Текст]/  Под   ред.   И.В.Дубровиной.  - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

32.           Семушина, Л.Г. и др. Преподавание курса дошкольной педагогики в пед. училище. [Текст]/ Л.Г.  Семушина,  Б.Р. Борщанская, Н.С.  Подлесская.  - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.

33.                        Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. [Текст]/ В.И.  Слуцкий. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

34.                        Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада [Текст]/  В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.

35.                        Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8. [Текст]/ К.Д.  Ушинский.  - М., 1969.-223 с.

36.                        Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Е.И. Фадеева.- М.: ЦГЛ,2003. - 96с.

37.                        Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства. [Текст]/ Д.И. Фельштейн. .: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. -  160 с.

38.                        Фопель, К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. [Текст]/ К. Фопель- М.: Генезис, 2001. - 160 с.

39.                        Фридман, И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. [Текст]/ Фридман, И.К.  - М.: ЦГЛ, 2003.-116 с.

40.           Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Учебное   пособие   для студентов   и   слушателей   спецфакультетов:   [Текст]/ Сост.   В.Астапов.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1995. -  264 с.

41.             Хрипкова,  А.   Г.,   Запорожец,  А.В.   Мир   детства.   Дошкольник  [Текст]/ А.   Г.   Хрипкова,  А.В.   Запорожец.   -   М.: Педагогика. - 1979. - 19с.

42.                        Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении: [Текст]/ Т.А.  Шилова. -, М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.

43.           Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.-Воронеж.1995, 458 с.

44.                        Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/ Д.Б. Эльконин.// Вестник Моск. Унив. Серия 14,  2000. №2. С 9.

45.                        Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.

46.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.,1960. – 457 с.

47.            Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин. (Под редакцией Давыдова, В.В., Зинченко, В.П.) М., 1989. – 476 с.

48.                        Язмир, Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7 лет. - Учеб.-практ. пособие[Текст]/ Р.М. Язмир.- Волгоград: Перемена,  1995, 153 с.