Курсовая работа

Воспитательные технологии современной школы

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 Глава 1. МЕСТО И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В         

                ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ  

                НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.

                    1.1. Сущность, цели и задачи воспитания

           1.2.Сущность понятия «воспитательные технологии».  Воспитательные  

                   технологии в мировой педагогики

 Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

           2.1. Изучение состояния проблемы экологического воспитания в  

                 современной школе

          2.2. Методика реализации системы уроков биологии, нацеленных    

                 на  экологическое воспитание  учащихся

          2.3. Анализ эффективности уроков биологии, направленных на        

                 экологическое воспитание подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен особенностями времени, в которое мы живем. Глобальные изменения, произошедшие и  происходящие в России,  вызвали перемены в мире в целом и, безусловно, в России в особенности. Эти изменения задели буквально все области и структуры нашего общества и в том числе, воспитательную и образовательную систему.  Изменения социальных условий современного периода привело к изменению приоритетов в процессе воспитания. В связи с этим в современной педагогике возникла необходимость переосмысления и пересмотра применяемых воспитательных технологий с учетом реалий современного общества. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Это процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Путь к новой модели воспитания, к перестройке позиции педагога лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функций и роли учителя воспитателя. Современная наука предлагает педагогу комплексный взгляд на человека, его роль в масштабе социума и вселенной в целом. В связи с этим тема нашей курсовой  работы: «Воспитательные технологии современной школы» представляется актуальной.

Значительная часть российских педагогов понимает воспитание как «целенаправленный процесс формирования личности», т.е. идущий только от задач социума[1]. Цель воспитания определяется как превращение объективного требова­ния общества в субъективную норму поведения.

Под воспитательной технологией  пони­мается совокупность особым образом связанных между собой человеческих, материально-технических, инфор­мационных, нормативно-правовых и других компонентов хода учебно-воспитательного процесса и результатов воспитания[2]. В нашей работе мы придерживались этой трактовке понятия «воспитательная технология».

Цель исследования: изучить  существующий  мировой и отечественный опыт  создания и применения воспитательных технологий,  разработать  методы практического применения  воспитательных технологий  с учетом задач, которые ставит перед нами современная действительность.

1. Объект исследования: воспитание, как процесс нравственного формирования личности.

2. Предмет исследования: воспитательные технологии, направленные на экологическое воспитание учащихся.

3. Задачи исследования:

         1.Изучить психолого – педагогическую, методическую  литературу по теме исследования.

         2.Изучить практический  опыт по созданию и применению  

             воспитательных технологий.

         3.Разработать и провести с учетом изученного теоретического материала серию занятий с практическим применением воспитательных технологий, направленных на экологическое воспитание  учащихся.

        4. Разработать методические рекомендации по реализации воспитательных технологий в процессе обучения предмету биология. 

Методологическая основа исследования: воспитательный опыт зарубежных школ (исследования А.Н. Джуринского В.М.Кларина, С.Д Смирнова и др.), исследования опыта разработки воспитательных концепций в России (Н.И Щуркова, Т.И Шамова, А.С Агафонова,  В.С. Лазарева, В.А.Сластенина, И.Ф. Исаева,  А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова  и др.)

Этапы исследования:

1. Первый  этап (август – сентябрь.) заключался в выборе темы исследования, подборе психолого – педагогической литературы по теме исследования,  определении проблемы исследования, формулировке объекта, предмета и цели исследования, определения методов исследования и выбору базы исследования.

2. Второй этап (сентябрь – октябрь.) включал в себя теоретическое обоснование темы исследования, разработку конспектов занятий, направленных на экологическое воспитание учащихся на уроках биологии.

3. Третий этап (октябрь – ноябрь)  включал реализацию системы разработанных уроков, обработку полученных результатов по теме исследования, формулирование выводов исследования, оформление курсовой работы.

Структура работы:

введение, в котором представлена тема исследования, цели и  задачи данной работы;

первая глава, в которой рассматриваются теоретические аспекты, научная литература и опыт мировой педагогики по теме исследования;

вторая глава, где представляется применение воспитательных технологий на уроках биологии;

заключение;

библиография.

 

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя ", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей. Особенно важно в детстве воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд. Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

Совершенствование воспитательных технологий значительно раздвигает пределы развития личности, воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных.

Технологи воспитания личности осуществляется на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Большое внимание в воспитательном процессе нужно уделять проблеме воспитания гражданина. Педагогам необходимо помнить, что целью является воспитание не физика, а человека.

К. Д. Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить. Такого же мнения придерживались Л. Н. Толстой и выдающийся советский педагог А. С. Макаренко.

Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат.

Технологии воспитания, которые мы попытались рассмотреть в рамках нашей  работы представляют практический интерес учителям, педагогам организаторам, руководителям кружков, клубов, всем, кто работает или организует работу с детьми, всем, кто "воспитывает " детей. Это не инструкции, по которым надо работать, не отступая от них ни на шаг, не "мудрые советы ", выполнять которые необходимо. Это лишь ориентиры, опираясь на которые, мы считаем, педагог сможет проанализировать свою деятельность и увидеть, что необходимо изменить, о чем узнать, от каких действий отказаться.

Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и роли учителя – воспитателя. Хочется надеяться, что наша работа поможет  открыть новые подходы в работе школы, в воспитательной деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.     Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток/ Пер. с англ. - М., 1991.

2.     Брунер Дж. Прогресс обучения / Пер. с англ. — М., 1962.

3.     Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1974.

4.     Вульфсон Б.Л., М алькова З.А. Сравнительная педаго­гика. — М.-Воронеж,  1996.

5.     Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и совре­менность. — М., 1992.

6.     Джуринский А.Н. Зарубежная школа. Современное с­остояние и тенденции  развития. — М., 1993.

7.     Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надеж­ды и действительность.      — М., 1989.

8.     3анков Л.В. Обучение и развитие: Избранные психологические труды.   — М., 1990. - Ч. 1, гл. 3.

9.     Иванов С.И./Где ваш дом, дети?..-Л.: Лениздат, 1990.

10.                       Илларионов Э.Ф. Поурочные разработки по биологии.6 класс. – М., «Вако». 2003.

11.                       Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.

12.                       Кларин В.М. Инновационные модели обучения в зарубеж­ных  педагогических поисках. — М., 1994.

Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д., 1996.

Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. — М., 1983.

Макаренко А.С. Соч. т. 5, - М., 1960.

13.                       Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по  педагогике. - Ярославль, 1997.

Методологические проблемы сравнительной педагогики: Сб. научи, трудов.  — М., 1991.

 

14.                       Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

15.                       Пономарева И.Н. Кучменко В.С. Симонова Л.В. Биология./ Методическое пособие. 6 класс.- М., Изхд. центр «Вентана-граф», 2004.

16.                       Реформы образования в современном мире. — М., 1995. — Гл. 3, 4.      

17.                       Саймон Б. Общество и образование / Пер. с англ. — М., 1989.

Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. –  М.: Сов. энциклопедия, 1985.

18.                       Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. - М., 1990.

19.                       Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом  возрасте. - 1972

Щуркова Н.И. и др. Новые технологии воспитательного про­цесса. - М.,  1994.

      25.Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Запад­ной    

Европы и  США. - М., 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



            [1] Вульфсон Б.Л., М алькова З.А. Сравнительная педаго­гика. — М.-Воронеж,  1996.  с 24.

 

[2]Щуркова Н.И. и др. Новые технологии воспитательного про­цесса. - М.,  1994. с. 12.