Курсовая работа

Предметно-игровая среда как фактор развития детей раннего возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………............................................................................……..3

Глава 1. Теоретические основы развития детей раннего возраста

1.1.   Проблема развития детей раннего возраста……………………….7

1.2.   Особенности развития детей раннего возраста…………………..20

1.3.   Организация предметно- игровой   развивающей среды

 в  ДОУ …………………………………………………………………………..34

Глава  2. Опытно-педагогическая работа по организации предметно-игровой среды для развития детей раннего возраста

2.1. Диагностика уровня развития детей раннего возраста и предметно-игровой среды группы ДОУ ……………………………………………….43

2.2. Реализация педагогических условий организации предметно-игровой среды для развития детей раннего возраста……………………..….57

Заключение…………………………………………………………….……64

       Библиография………………………………………………………………65

 

Введение

 

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

Ведущая деятельность ребенка раннего возраста — предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода — произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых.

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста.

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Процесс обновления сопровождается возникновением новых видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг. В новых условиях функционирует и система дошкольного образования. Перед дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) стоит ответственная задача – выбрать такую программу, которая была бы ориентирована на целостное, полноценное развитие детей и могла бы быть успешно реализована педагогическим коллективом.

Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации к ее организации в педагогическом процессе.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Т.В.Антонова, О.В.Артамонова, Т.Н.Доронова, Е.В.Зворыгина, Н.Т.Гринявичене, Л.М.Кларина, В.И.Логинова, С.Л.Новоселова, Г.Н.Пантелеев, Л.Н.Пантелеева, Л.А.Парамонова, В.А.Петровский, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова).

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребенка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовать. В связи с этим представляется актуальной проблема организации предметно-игровой среды в ДОУ для детей раннего возраста.

Но, к сожалению,  в педагогической практике часто наблюдается недостаточное использование факторов окружающего ребенка предметного мира в процессе развития ребенка раннего возраста. В этой связи можно зафиксировать противоречие  между высоким потенциалом предметно-развивающей среды  и его недостаточным использованием в практической деятельности воспитателей детских садов.

Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: каково влияние предметно-игровой среды на развитие детей раннего возраста.

Актуальность, выявленное противоречие и проблема позволили сформулировать тему исследования «Предметно-игровая среда как фактор развития детей раннего возраста».

Целью исследования стало определение педагогических условий организации предметно-игровой среды как фактора развития детей раннего возраста.

Объектом исследования является процесс развития детей раннего возраста.

Предметом исследования являются условия развития детей раннего возраста.

В качестве гипотезы выступило предположение, развитие детей раннего возраста будет проходить наиболее эффективно при условии  специальной организации предметно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении.

Для достижения поставленной цели исследования и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:

1.                          Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам развития детей раннего возраста и организации предметно-игровой развивающей среды в ДОУ.

2.                          Определить содержание и специфику построения предметно-игровой среды в ДОУ для детей раннего возраста.

3.                              Разработать условия  построения предметно-игровой среды для детей раннего возраста в ДОУ возраста и экспериментально проверить их влияние на развитие детей раннего возраста.

Методологической основой исследования явились теоретические положения о влиянии среды на развитие личности (Т.И.Белова, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, Р.С.Немов), об организации развивающей среды ДОУ (С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина и др.).

Для подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов, диагностика, наблюдение.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный  – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении курсовой работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся детский сад  «Елочка» г. Ишима  с включением десяти  детей первой младшей группы.

Научная новизна исследования состоит в выявлении условий построения предметно-игровой среды  для развития детей раннего возраста.

Практическая значимость исследования заключается в моделировании предметно-игровой среды для развития детей раннего возраста. Данная модель может быть использована  в практике ДОУ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Заключение

    Теоретическое изучение проблемы развития детей раннего возраста  и вопроса моделирования предметной среды позволило выяснить требования к организации предметно-игровой  развивающей среды. С точки зрения различных исследований это возрастная адресованность игрушек, их разнообразие, но при этом возможность использования игрушек для различных игр, то есть полифункциональность.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил сформулировать гипотезу нашего исследования. Основу её составляет положение о том, что предметно-пространственное окружение воздействует на развитие ребенка раннего возраста. Развитие детей раннего возраста будет наиболее эффективно, если будут учтены следующие условия:

- ориентация на проектировочные принципы организации предметно-пространственной среды (принцип открытости, принцип функционального зонирования, принцип мобильности, принцип полифункциональности предметного мира);

- возрастная адресованность предметно-игровой среды, учет особенностей развития детей раннего возраста.

 Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно – экспериментальное обследование: На констатирующем этапе исследования мы выявили уровень развития предметной деятельности  у детей раннего возраста; провели анализ предметной среды в экспериментальной группе.

На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации предметно-игровой развивающей  среды. Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития предметной деятельности детей.

Таким образом, наше гипотетическое предположение нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.

 

Библиография

 

         Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/  О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.

1.                Болотина, Л. Р. и др.  Дошкольная педагогика. [Текст]/ Л. Р. Болотина, Т.С.Комарова, С. П.  Баранов. - М.: Академия, 1998.

2.                Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст]/ Н. А. Ветлугина. // Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.

3.                Воспитание детей раннего возраста [Текст]/под ред. М.Н. Аксариной. – М.: Педагогика, 2007. – 304с.

4.                Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детада [Текст]/ / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982.

5.                Выготский, Л.С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла. // Геззел А. Педология раннего возраста. [Текст] / Л.С.  Выготский. – М.: Педагогика, 1982.

6.                Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2007.- 176с.

7.                Дьяченко, О. М. и др. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ О. М. Дьяченко, Т. В.  Лаврентьева. - М.: просвещение, 1984.

8.                Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. [Текст]/ А. В.  Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.

9.                Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст]/ А. Н.  Леонтьев. // Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.

10.           Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.

11.           Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. [Текст]/ Б. П. Никитин. - М.: Педагогика, 1991.

12.           Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» [Текст]/ С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — №  4.

13.           Основы психодиагностики. [Текст]/ Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.

14.           Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. [Текст]  - М.,1960.

15.           Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ/ Дошкольное образование в России. [Текст]/  В. А. Петровский— М., 1997.

16.           Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976.

17.           Психологический словарь. [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.– М.: Педагогика, 1983.

18.           Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст]/ авт. – сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008.- 297с.: ил.

19.           Ребенок поступает в детский сад [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ под ред. Н.Д. Ватутиной. – М.: Просвещение, 2003.- 104с.

20.           Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. [Текст]/  С. Л.  Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1956.

21.           Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) [Текст]/ Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. –М.: Просвещение, 1986.

22.           Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды [Текст]/ / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — № 1.

23.           Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. [Текст]/ В. А.  Сухомлинский. – М., 1979. - Т. I.

24.           Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками[Текст]/   О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5.

25.           Усова, А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими [Текст]/ А. П. Усова //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1947. - Т. 56.

26.           Эльконин, Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. [Текст]/ Д. Б.  Эльконин. // Дошкольное воспитание. – 1976. - №5.

27.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.:Просвящение,1960.

28.           Ясли – это серьезно [Текст]/ под ред. В.Г. Алямовской. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,1999. – 200с. 

29.           Интернет-ресурс: http://psylib.org.ua/books/obuhl01/liter.htm