Дипломная работа

Приемная семья как условие реабилитации детей  с ЗПР, оставшихся без попечения родителей

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ДЕПРИВАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЫ  В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1.1.   Организационно-правовые основы деятельности приемной семьи…………………………………………………………………..…7

1.2.   Проблемы воспитания детей с нарушениями психического развития, оставшимися без попечения родителей………………15

1.3.   Условия успешной адаптации детей – сирот с нарушениями психического развития в приемной семье…………………………….24

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

2.1.    Диагностика     социально направленных взаимоотношений детей…33

2.2.Система коррекционных игр и занятий, направленных на повышение эффективности адаптации детей в приемной семье…37

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………...46

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………49

 

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..50

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нестабильность экономической и политической ситуации в Российской Федерации не смогли не повлиять на институт российской семьи. В настоящее время по статистическим данным число разводов в России значительно превышает число заключающихся браков, многие семьи находятся за чертой бедности. Разумеется, в такой ситуации, прежде всего, страдают дети.

Бесправность и обездоленность российских детей, возросшая детская беспризорность и проституция отбрасывают нашу страну далеко назад в годы постреволюционной разрухи и голода. Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков совершенно не подготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды. Возможно, некоторые из существующих проблем и призвана решить приемная семья.

Профессиональная семья является одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей-сирот и детей, ли­шенных родительского попечения.

Понятие профессиональной замещающей семьи лишь недавно стало актуальным в нашей стране и еще не обрело официального статуса.

Профессиональная семейная забота до сих пор остается малоиз­вестным и почти не изученным явлением. В  настоящее время разрешить проблемы сиротства за счет усыновления детей российскими семья­ми практически невозможно. Кроме того, очень серьезной проблемой, на  наш взгляд,0 является такой  аспект сиротства в России, как между­народное усыновление. Массовая передача детей на усыновление в другие страны подрывает и без того ослабленное демографическое положение страны. Поэтому и в настоящее время, и в достаточно отдаленной перспективе миссия профессиональных замещающих се­мьей должна быть заметной в государственной семейной политике: в них создаются условия для развития и социализации детей, лишен­ных родительского попечения.

Проблема влияния условий жиз­ни в сиротском учреждении на развитие и социализацию ребенка-сироты изучалась как отечественными, так и зарубежными педагогами и психологами. Российскими педагогами и психологами  был проведен целый ряд исследова­ний, убедительно показавших негативные последствия институцио­нального воспитания (Мухина В.С; Лисина М.И.,  Соколова Е.Т., Грибанова Г.В,  Прихожан А.М., Ослон В.Н. и др). Экспериментальным путем было доказано, что институциональное воспитание детей-сирот строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормо­зящие психическое развитие.  Исследования Трошихина Е.Г., Соколовой Е.Т., Грибановой Г.В,  Прихожан А.М.  показали, что в результате недостат­ков институционального воспитания возникают различные виды депривации: обеднение среды приводит к сенсорной депривации; недостаточность коммуникаций с окружающими — к социальной депривации; отсутствие эмоциональных связей с воспитателями — к эмо­циональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома — к когнитивной депривации.

Все вышесказанное позволяет говорить об актуальности и большой социальной значимости проблемы создания социально-психологических условий для компенсации депривационных расстройств у детей-сирот, воспитывающихся в про­фессиональных замещающих семьях.

 

Актуальность  данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы «Приемная семья как условие реабилитации детей  с ЗПР, оставшихся без попечения родителей»

Цель исследования: выявить и определить основные пути  адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессиональной замещающей семьи.

Объект исследования: процесс адаптации и социализации приемных детей в профессиональной замещающей семье.

Предмет исследования: условия реабилитации детей с ЗПР в приемной семье.

   Гипотеза исследования: В основу нашего экспериментального исследования было положено гипотетическое предположение о. том, что эффективность адаптации детей в приемной семье и преодолении депривации обеспечивается, если:

1.  В процессе адаптации осуществляется коррекция условий их семейного воспитания,  приемные родители активно включаются в воспитательную  работу  по  преодолению педагогической  запу­щенности детей.

2.  Работа с детьми  опирается на знание причин, признаков и проявлений депривации детей и научно-обоснованную методику ее преодоления.

3. Разработана и реализована система  игр и занятий,        способствующих повышению эффективности процесса адаптации и      преодолению педагогической запущенности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, специальную литературу,  по теме исследования, отечественный и зарубежный опыт организации  работы приемной семьи.

2.Выявить  особенности воспитания детей с нарушениями психического развития, оставшимися без попечения родителей.

3. Определить условия успешной адаптации детей – сирот с нарушениями психического развития в приемной семье.

 

 4. Разработать и экспериментально  апробировать серию занятий и игр, направленных на повышение эффективности адаптации и на  преодоление  педагогической запущенности детей с ЗПР в приемной семье.

Методы  реализации цели и задач исследования:                                    

I. Теоретические:  анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

II. Практические: методика Т.А. Березиной, Р.В.Овчаровой Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, наблюдение, беседа, проведение коррекционных игр.

III. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, статистическая обработка результатов.

     Научная новизна  работы заключается в разработке условий адаптации детей в приемной семье.

  Практическая значимость.  Возможность применения полученных результатов в практике профессиональной замещающей семьи.

Теоретической основой исследования послужили труды  М.И. Лисиной, Л.Н. Галигузова, В. Н. Ослона,  В.С. Мухиной, Г.В Грибановой,  А.М. Прихожана, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Д.И. Фельдштейна  и др.

Исследовательская  работа проходила в 3 этапа.

Поисково-теоретический этап был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследований; разработке цели и задач исследования, формулированию гипотезы.

Опытно-экспериментальный этап был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и обработке диагностических методов исследования, проведению констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента.

На третьем, заключительно-обобщающем этапе исследования -обобщение результатов исследования; оформление ВКР.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе приемной семьи /////////  г. //////Тюменской области.

Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, библиография.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Опытно-экспериментальная работа заключалась в выявлении условий эффективной адаптации детей с задержкой психического развития в приемной семье.

В процессе работы подтвердилась актуальность и социальная значимость проблемы создания социально-психологических условий для компенсации депривационных расстройств у детей-сирот, воспитывающихся в про­фессиональных замещающих семьях.

 

 Анализ психолого-педагогической литературы и проведенное экспериментальное исследование позволило  выявить и определить основные пути  адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессиональной замещающей семьи.

Контрольный срез после формирующего эксперимента позволил сравнить показатели с результатами констатирующего эксперимента.

Мы подтвердили наше гипотетическое предположение о том, что   эффективность адаптации детей в приемной семье и преодолении депривации обеспечивается, если:

1.  В процессе адаптации осуществляется коррекция условий их семейного воспитания,  приемные родители активно включаются в воспитательную  работу  по  преодолению педагогической  запу­щенности детей.

2.  Работа с детьми  опирается на знание причин, признаков и проявлений депривации детей и научно-обоснованную методику ее преодоления.

3. Разработана и реализована система  игр и занятий,        способствующих повышению эффективности процесса адаптации и      преодолению педагогической запущенности.

Цели и задачи, поставленные нами в работе, были выполнены.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.                Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и доп. [Текст]/ Ю.П.  Азаров. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

2.                Андреева, А.Д.и др. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. [Текст]/ А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова, Н.И Чуткина. под ред. М.В. Дубровиной М., 1995.-  576 с.

3.                                 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/ И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

4.                                 Волкова, Е. Трудные дети или трудные родители. [Текст]/ Е.  Волкова. - Профиздат, 1981. - 211 с.

5.                                 Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр.  и доп. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М.:  Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

6.                                 Воспитание как часть педагогического процесса. 4-е изд., доп. [Текст]/  С.А.Смирнов.- М.: «Академия», 2001. - 280 с.

7.                                 Воспитателю  о  работе  с  семьей:   пособие  для  воспитателя  дет.   сада[Текст]/  Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.

8.                                 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/ Л.С. Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224с.

9.                Диалоги о воспитании. [Текст]/ Сост. О.Г.Свердлова / Под ред. В.Н.Столетова. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.

10.           Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст]/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.1992.- 472 с.

11.           Гамезо, М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. [Текст]/  М.В. Гамезо,  В.С. Герасимова, Л.М.  Орлова.-  М., 1998,- 463 с.

12.           Запорожец, А.В., Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников. [Текст]/ А.В. Запорожец, М.И.  Лисина.- М.1974. – 321 с.

13.           Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. [Текст]/  А.И.  Захаров. - СПб., 1997. – 368 с.

14.           Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. [Текст]/ Д.Н.  Исаев.–Л.: Медицина, 1982.-224с.,ил.

15.           Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. [Текст]/ В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994. -223с.

16.           Кочетков, А.И. Педагогика отношений [Текст]/ А.И.  Кочетков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

17.            Карабанова, О. А.  Игра в  коррекции  психического  развития ребенка: Учебное пособие. [Текст]/ О. А. Карабанова,  - М.: Российское пед. Агенство, 1997. - 192с.

18.           Левитов, Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. [Текст]/ Н. Д. Левитов.- М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. -210 с.

19.                        Леви, В. Нестандартный ребёнок. [Текст]/ В.  Леви. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.

20.           Лисина, М.И., Галигузова, Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст]/ М.И. Лисина, Л.Н.  Галигузова. - М.1980 г. -146 с.

21.   Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми [Текст]/ Е.К.Лютова,  Г.Б. Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.

22.           Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст]/ И.М. Марковская. – СПб.:Речь.. 2005.-149 с.

23.                        Махов, Ф.С. Кого мы растим. Беседы о воспитании. [Текст]/ Ф.С.  Махов. - Профиздат, 1989.- 217 с.

24.   Медведев, Г.П. Педагогический перекрёсток. [Текст]/ Г.П. Медведев. -М.: Сфера. - 1992 - 51с.

25.           Мухина, В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ В.С.  Мухина. Под редакцией А.В. Петровского.-  М.1973.- 386 с.

26.                        Невский, В.А. Трудный успех. [Текст]/ В.А.  Невский.- М.: Профиздат. - 1981. - 211 с.

27.           Овчарова,   Р.В.    Взаимодействие   семьи,   детского   сада   и   школы   в предупреждении педагогической запущенности детей. [Текст]/ Р.В.  Овчарова.   - М.: Сфера. - 1999. -     226с.

28.           Овчарова, Р.В. Методы работы с   проблемными   детьми. [Текст]/ Р.В.  Овчарова.   - М.: Факел, 1998. -150с.

29.           Ослон, В. Н.  Жизнеустройство детей-сирот [Текст]/ В. Н. Ослон.- М.2006.- 326 с. 

30.                        Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Коррекционные игры./ Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. [Текст]/ М.А.  Панфилова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 128 с.

31.                        Педагогика.   Учебник  для   студентов   ВУЗОВ [Текст]/   И.П. Подласый.   -  М.: Просвещение. - ВЛАДОС, 1996.-347 с.

32.           Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. [Текст]/ Н.Пезешкиан. – М.: Изд МГУ,1998. – 112 с.

33.           Психология   и   педагогика.   Учеб.   пособие   для   вузов. [Текст]/    Составитель   и ответственный редактор А.А. Радугин. Научный редактор Е.А. Кротков. – М., 1996.- 336 с.

34.           Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст]/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова.–М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 104с.

35.           Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). [Текст]/ В.В. Ковалев.-М.: Медицина, 1979ю - 608с.

36.           Петровский, А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, [Текст]/ А.В. Петровский, М.Г.  Ярошевский. – М., 1990.- 674 с.

37.           Психологическая диагностика. [Текст]/ под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. - М., 1997.- 469 с.

38.           Платонов, К.К. Психологический практикум. [Текст]/ К.К.   Платонов. - М., 1980. – 472 с.

39.           Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) [Текст]/ Г.Е. Сухарева.-М.: Медицина, 1965. -337с.

40.                        Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада [Текст]/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.-191 с.

41.                        Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8. [Текст]/ К.Д.   Ушинский. - М., 1969.-223 с.

42.                        Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Е.И.  Фадеева. - М.: ЦГЛ,2003.-96с.

43.                        Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства. [Текст]/ Д.И.  Фельдштейн. -М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. - 160 с.

44.                        Фопель, К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. [Текст]/ К.Фопель- М.: Генезис, 2001. - 160 с.

45.                        Фридман, И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. [Текст]/ И.К.  Фридман. - М.: ЦГЛ, 2003.-116 с.

46.           Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Учебное   пособие   для студентов   и   слушателей   спецфакультетов:   [Текст]/ Сост.   В.Астапов.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

47.            Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. [Текст]/ К.Флейк-Хобсон.-  М., 1993.- 105 с.

48.           Хрипкова,  А.   Г.,   Запорожец,  А.В.   Мир   детства.   Дошкольник [Текст]/ А.   Г.   Хрипкова,  А.В.    Запорожец.  -   М.: Педагогика. - 1979. - 19с.

49.           Шевандрин, Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности [Текст]/ Н.Н. Шевандрин.- М., 1988.- 328 с.

50.                        Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении: [Текст]/ Т.А.  Шилова. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.

51.                        Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/ Д.Б. Эльконин. // Вестник Моск. Унив. Серия 14.2000. №2. С 9.

52.                        Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.  - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.

53.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.  М.1960 г. – 457 с.

54.            Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин. Под редакцией В.В.Давыдова,  В.П. Зинченко, М.1989 г. – 476 с.

55.            Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - Воронеж.1995 г. - 458 с.

56.           Язмир, Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7 лет. - Учеб.-практ. пособие [Текст]/ Р.М.  Язмир. - Волгоград: Перемена. - 1995. - 153 с.