Курсовая работа

Приемы формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста

1.1.   Сущность понятия, структура и компоненты учебной деятельности …………………………………………………………...7

1.2.   Особенности   формирования учебной деятельности младших школьников……………………………………………………………17

1.3.   Приемы формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста…………………………………………………..23

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по формированию учебной деятельности младших школьников

2.1. Организация и методика исследования……………………….29

2.2. Диагностика сформированности учебной деятельности младших школьников……………………………………………………………..31

2.3. Методические рекомендации по  формированию учебной деятельности младших школьников…………………………..………38

Заключение………………………………………………………….46

      Библиография………………………………………………………48

Приложение

 

 

 

Введение

 

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития  ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога.

Опыт практического обучения и воспитания современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые по ряду причин на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время.

В связи с этим  проблема формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста представляется актуальной.

Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы формирования учебной деятельности младших школьников раскрыты в работах Г.И. Вергелеса, В.В.Давыдова, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина и других исследователей. В них подчеркивается, что именно младший школьный возраст характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, положительной мотивацией учебной  деятельности, эмоциональной готовностью к овладению знаниями, легкостью и прочностью запоминания информации. Однако, в работах указанных авторов рассмотрены общие закономерности, принципы и условия формирования учебной деятельности младших школьников. Что же касается приемов формирования учебной деятельности младших школьников, то в такой постановке проблема остается малоисследованной.

Таким  образом, возникает противоречие между необходимостью формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте и недостаточностью теоретических и методических разработок педагогических приемов, способствующих формированию учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе современной начальной школы.

Отсюда вытекает основная проблема исследования: каковы приемы  эффективного формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста?

Выявленное противоречие и указанная проблема обусловили выбор темы курсовой работы: «Приемы формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность приемов формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

 Предмет исследования: приемы формирования учебной деятельности младших школьников.

В ходе исследования была сформулирована гипотеза: формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста будет осуществляться более успешно при использовании учителем приемов, способствующих формированию мотивации учебной деятельности,  направленных на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

– включение учеников в коллективистические формы деятельности;

– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;

– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты).

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1)                      Изучить состояние проблемы формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе;

2)                      Выявить особенности формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста;

3)                      отобрать и экспериментально проверить приемы формирования учебной деятельности младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют общая теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, В.В. Репкин, И.А. Зимняя, В.Я. Ляудис, П.Я. Гальперин, Ю.И. Бабанский и др.), положения о ведущем виде деятельности и особенностях развития личности младшего школьника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Вергелес, М.С. Каган, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования. В работе использованы методы теоретического анализа (изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме). Эмпирические методы – наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, методы обработки  данных (количественной и качественной).

Экспериментальной базой исследования явилась школа № 7 г. Ишим с включением сорока учащихся первого класса.

Исследование проводилось в три этапа.

 Первый этап (сентябрь – октябрь 2008 г.)  — поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

Второй этап (ноябрь 2008г – январь 2009 г.)  — опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с отбором приемов формирования учебной деятельности младших школьников.

Третий этап (февраль – март 2009 г.) - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации полученных результатов исследования, оформлению курсовой работы.  

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выявлены особенности учебной деятельности младшего школьника как ведущей на данной ступени возрастного развития (в результате ее осуществления происходят изменения в самом ученике; социальный опыт и знания выступают средствами деятельности учения и изменениями опыта субъекта; учебная деятельность направлена на формирование индивидуальности учащегося и является неотъемлемой частью любой другой деятельности);

- раскрыты функции учебной деятельности младшего школьника, определены и обоснованы уровни овладения ими;

- выделены приемы формирования учебной деятельности младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и реализована на практике система учебных занятий, направленная на формирование учебной деятельности приемами организации учебной деятельности, которая может быть использована в образовательном процессе учебных заведений.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография (44 наименований), приложений. Общий объём работы 45 страниц. Работа содержит 8   таблиц, 3 рисунка.

Заключение

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится формирование учебной деятельности, особенно в младшем школьном возрасте.

В ходе работы подтвердилась актуальность проблемы формирования учебной деятельности младших школьников. Работа по формированию учебной деятельности должна начинаться с самого начала обучения ребенка в школе и быть последовательной и систематичной. Практика обучения детей предполагает одновременное формирование поведенческих, общих учебных действий и начальных логических операций, связанное с работой по решению образовательных задач обучения (усвоения программ учебных дисциплин).

В ходе работы над темой исследования было изучено и проанализировано состояние проблемы формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе; выявлены особенности формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста; подобраны приемы формирования учебной деятельности младших школьников. Таким образом, задачи исследования были выполнены.

В работе  были теоретически обоснованы и экспериментально апробированы приемы  формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста –т.е. цель исследования была достигнута.

Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу, согласно которой формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста будет осуществляться более успешно при использовании учителем приемов, способствующих формированию мотивации учебной деятельности,  направленных на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее учителями начальных классов в процессе формирования учебной деятельности школьников.


Библиография

 

1.     АбульхановаСлавская К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. АбульхановаСлавская. – М.: Наука, 2000. – 327 с.

2.     Антипова, В.П. и др. О методах диагностики уровня развития потребности в знаниях у школьников [Текст]/ В.П. Антипова, Г.А. Бокарева, В.С. Ильин.// Методы научно-педагогического исследования. - Ростов-на-Дону: Слово, 2002. – С.- 32- 54.

3.     Аристова, Л.П. Активность учения школьника. [Текст]/ Л.П. Аристова— М.: Педагогика, 2001. –186 с.

4.     Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. [Текст] .:ГУ ВШЭ, 2004. – 97 с.

5.     Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Педагогика, 1987. – 439 с.

6.     Баранов, С.П. Сущность процесса обучения. [Текст] / С.П. Баранов. - М.: Педагогика, 2006.- 253 с.

7.     Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. [Текст]/ Л. И. Божович, Л. С.  Славина. - М.: Наука, 1979.- 354 с.

8.     Бормотова, М. М. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. [Текст]/ М.М. Бормотова http://www.mirknig.com.

9.     Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пособие. [Текст]/ Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. остов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2006. -265 с.

10.                       Вардянян, А.У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся. [Текст]/ А.У Вардянян // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. – Уфа: МЕГА+, 2005. -217 с.

11.                       Венгер, А. Л. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого [Текст]/ А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопр. психологии. 1998. № 4.-  С. 56–63.

12.                       Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. [Текст]/ А.Б.  Воронцов. - М.: Рассказов, 2002. – 98 с.

13.                                                Воротилкина, И.М.   Дневник школьника.  [Текст]/И.М. Воротилкина. –  Биробиджан: Изд-во  БГПИ,  2003.- 74 с.

14.                       Вергелес, Т.Н. и др. Младший школьник: помоги ему учиться. [Текст]/ Т.Н. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Альфа, 2000.-126 с.

15.                       Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». [Текст]/ П.Я.  Гальперин— М.: Наука, 1965. – 378 с.

6. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства. [Текст]/ Т.В. Габай.  — М.: Педагогика, 2001.

7. Гебос, А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении). [Текст]/А.И. Гебос. — Кишинев: Книга, 2004. – 213 с.

16.                       Гитман, А.В. Технология самоуправления учением на основе рефлексивного дневника (для начальной школы): Методическое пособие. [Текст]/ А.В. Гитман. – Краснодар: КГУ, 2007. – 108 с.

17.                       Гребенюк О.С. Теория обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 418 с.

18.                       Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст]/ В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 394 с.

19.                       Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. [Текст]/ В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1982. – 426 с.

9. Данилов, М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости. [Текст]/ М.А. Данилов.— М.: ВЛАДОС, 2006. – 64 с.

10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. [Текст]/  / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера, - М., 1981. – 125 с.

11. Егошина, Е.В. Методика исследования мотивов учения [Текст]/Е.В. Егошина. // Начальная школа. 2005. №6.- С.21-23.

12. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. [Текст]/ Н.В. Елфимова. — М.: Альфа-центр, 2006. -184 с.

13. Еникеев, М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. [Текст]/М.И. Еникеев. — Казань: Кiтап, 2004. – 264 с.

20.                       Занков, Л.В. Обучение и развитие. [Текст]/ Л.В. Занков М.: Педагогика, 1975. – 376 с.

21.                                              Ильин, Е.П.  Мотивация и мотивы  [Текст]/Е.П. Ильин.  – СПб.: Питер. – 2000. -314 с. 

22.                       Изучение личности младшего школьника [Текст]/ Сост. М.Д. Коновалова, Л.В. Шипова. — Саратов: Культура, 2001.- 253 с.

23.                       Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. [Текст]/ Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Сфера, 2003. -282 с.

24.                       Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. [Текст]/ З.И. Калмыкова.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. -68 с.

25.                       Коул, М.  Социально-исторический подход в психологии обучения. [Текст]/М. Коул. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.- 72 с.

26.                       Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976. – 327 с.

27.                       Курганова, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. [Текст]/ Курганова С. Ю.//  http://www.mirknig.com.

28.                       Куликова, С.И. Построение личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы. [Текст]/С.И.Куликова http://www.mirknig.com.

29.                       Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание. [Текст]/ В.А. Лекторский .: Психология, 2005.- 107 с.

30.                       Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст]: избранные труды / Н.С.Лейтес. Рос. Акад. Образования, Моск. Психолого-социальный ин-т. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж, Модек 2003. – 346 с.

31.                       Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. [Текст]/ А.И. Липкина, Л.Н.  Рыбак. – М.: Педагогика, 2002.- 214 с.

32.                       Люблинская, А.А. Развивающие возможности учебной деятельности. [Текст]/ А.А. Люблинская //Начальная школа. 2002. №1.- С.14-16.

33.                       Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. [Текст]/ — М.: Логос, 2006. – 309 с.

34.                       Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьников. Избр. псих. произв. [Текст]/ Н.А.  Менчинская.– М.: Наука, 1989. -416 с.

35.                       Нежнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст]/ Т. А.  Нежнова. // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 50–61.

36.                       Разина Н.А. Изучение особенностей адаптации первоклассника к школе в психолого-педагогической литературе // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде : сб. матер. / общ. ред. В.Н. Гурова, А.Е.Шабалдаса, Л.Н. Харченко, С.В. Степанова. – Ставрополь : СКИПКРО, 2004. – Вып.18.– С. 50-54.

37.                       Репкин,  В.В.   О понятии учебной деятельности. Строение учебной деятельности  [Текст]/ В.В.     Репкин  // Вести ХГУ.  – 1976. – Т. 132,  Вып. 9. http://www.mirknig.com.

38.                       Репкина, Г.В. и др. Оценка уровня сформированности учебной деятельности:  в помощь учителю начальных классов  [Текст]/Г.В. Репкина, Е.В. Заика.  – Томск: «Пеленг». –  1993. -74 с.

39.                       Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. [Текст]/ О.А. Степанова. - М.: ИНФРА, 2003.- 214 с.

40.                       Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. [Текст]/ Н. Ф.  Талызина. - М.: Педагогика, 1998. – 386 с.

41.                       Формирование учебной деятельности школьников [Текст]/ / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. – 457 с.

42.                       Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности.   [Текст]/ Г.А. Цукерман. – М.: Сфера, 2002.- 217 с.

43.                       Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

44.                       Эльконин,  Д. Б.     Психология  обучения  младшего школьника. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. –  М.: Знание,  1974.- 384 с.