Курсовая работа

Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития творческого потенциала

в системе дополнительного образования

1.1.   Сущность  творческого потенциала и особенности его развития…..7

1.2.   Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования………………….18

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала

в системе дополнительного образования.

2.1. Организация и методика исследования……………………………….27

2.2. Результаты экспериментального исследования и их анализ..………37

Заключение…………………………..………………………………………41

Библиография………………………………………………………………..42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема творческого развития. В условиях быстро меняющегося мира   от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как  именно творческая личность способна не только   адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность. 

В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности у каждого учащегося,  является одной из приоритетных педагогических задач. Развитие творческой личности школьника, а также создание условий для его самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации.

  Исследование проблемы развития творческого потенциала личности отражено в исследованиях зарубежных и отечественных ученых (А. Адлер, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, Н.В. Клопова, А.Ю. Козырева, А. Маслоу, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, Р. Мэй, В.Ф. Овчинников,    К.Р.  Роджерс,    С.Л.  Рубинштейн,   А.Г.  Спиркин,   В.  Франкл,   Э. Фромм,  Е.Л. Яковлева).

    Для нашего исследования значимыми явились работы, раскрывающие развитие творческой личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, О.А. Белянина, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Т.Н.  Гущина,   В.Ю.  Лешер,   В.Ф.  Ломова,    Е.В.  Ремнева,   А.Б.  Фомина, И.В.  Чеднева,   А.И. Щетинская).   

В педагогической науке изучалась проблема дополнительного образования детей как средства их творческого развития (В.А. Березина). Особое внимание нами было уделено развитию творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования (В.Ю. Лешер). Анализ работ В.И. Козловского, М.В. Копосовой, В.Н. Харькина позволяет констатировать, что имеются исследования, посвященные проблеме развития творческого потенциала детей средствами театрального искусства, однако их количество достаточно ограничено и названная проблема остается малоизученной. Вместе с тем, в силу объективных причин сегодня наиболее благоприятные  условия для раскрытия  и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности. 

Очевидным становится противоречие между современными возможностями использования системы дополнительного образования и недостаточной изученностью  этих возможностей для развития творческого потенциала школьника.

Данное противоречие обусловило выбор темы курсовой работы:  «Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования».

Объект исследования: процесс развития творческого потенциала.

Предмет исследования: развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния  дополнительного образования на развитие творческого потенциала детей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение школьников в систему дополнительного образования способствует  развитию творческого потенциала школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1.                     Проанализировать состояние проблемы развития творческого потенциала в психолого-педагогической литературе

2.                     Определить  сущность и особенности процесса развития творческого потенциала детей в системе дополнительного образования.

3.                     Определить критерии и уровни развития творческого потенциала детей старшего школьного возраста.

4.                     Экспериментально выявить влияние системы дополнительного образования на развитие творческого потенциала школьников.

Методологической основой исследования послужили: научные исследования в области  внешкольного образования  (А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий,  Д. Элькина); фундаментальные положения развития творческих способностей  личности     отечественными    и    зарубежными    психологами,   педагогами (А.  Адлер,    Б.Г.  Ананьев,    Л.С.  Выготский,  Дж.  Гилфорд,  А. Маслоу, Р.С. Немов, П. Торенс, Д.И. Фельдштейн,  Д.Б. Эльконин);  концептуальные подходы к проблеме развития творческого потенциала личности зарубежными и отечественными учеными (Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм,  Е.Л. Яковлева);

Методы исследования. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы, тестирование; математическая и статистическая обработка данных.

Этапы исследования.

I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической и специальной литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный: проведение  экспериментального исследования.

III – заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление курсовой работы.

Исследование проводилось на базе   СОШ №1   г. Ишима с включением двадцати  детей старшего школьного возраста.

Структура работы: введение, две главы,  заключение,  библиография.

 

Заключение

В  ходе  нашей работы подтвердилась актуальность проблемы исследования.

Развитие творческого потенциала школьника является наиболее актуальной проблемой в системе общего и дополнительного образования, в связи с этим одной из главных задач современного образования становится создание педагогических условий для активизации развития подростка в учреждении дополнительного образования детей. 

Учреждения дополнительного образования обладают значительными педагогическими ресурсами развития творческого потенциала подростка.

Проведённое исследование показало, что система дополнительного образования  содержит неограниченные возможности для развития творческого потенциала подростков, что позволяет сделать вывод о том, что дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства и обосновывает целесообразность их использования для решения задач творческого  развития личности ребенка.

Выводы    исследования    подтверждаются    результатами   диагностики

эксперимента и указывают на наличие существенного качественного раскрытия творческого потенциала и стремления к самореализации у подростков, обучающихся по в системе дополнительного образования

Исследование не претендует на окончательное решение и предполагает дальнейшее изучение.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.     Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М.: Психология, 1998.- 285 с.

2.     Большой толковый психологический словарь. [Текст] / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

3.     Блонский,  П. П. Избранные педагогические и психологические
сочинения/Под ред. А. В. Петровского.М.: Педагогика, 1979.—
Т. 2.- С. 8—117.

4.     Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]/ Л.И. Божович.  - М.: Педагогика,1998.- 347 с.

5.     Большой толковый психологический словарь. [Текст] / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

6.     Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. [Текст] / Л.М. Веккер. - М.: Педагогика Т. 3. Л., 1981. -473 с.

7.     Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] / Л.С. Выготский.М., 1956.—  469 с.

8.     Венгер, Л. А. Восприятие и обучение [Текст]/ Л. А. Венгер. - М.: Наука, 1969. - 365 с.

9.     Выготский,  Л.С. Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте. [Текст]/ Л.С.  Выготский.  – М.: Психология, 2001. -457 с.

10.           Выготский, Л.С. Обучение  и  развитие  в  детском  возрасте. [Текст]/  Л.С.  Выготский.– М.: Просвящение, 1956. – 347 с.

11.           Грязнов,  Б.С. Логика, рациональность, творчество. [Текст]/ Б.С. Грязнов  – М.: Наука, 2002. – 256с.

12.           Жукова,  Е.С. Динамика  становления  творческих  способностей  на  протяжении  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста. [Текст]/ Е.С.  Жукова  – М.: Наука, 2000. – 423с.

13.                                                                                                                                                                                                                                                                                          Исследование проблем психологии творчества. [Текст] /  Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. -687 с.

14.           Казакова,  Т.Т. Развитие  творчества  у  школьников. [Текст]/ Т.Т. Казакова.  – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.

15.           Калошина,  И.П. Структура  и  механизмы  творческой  деятельности. [Текст]/  И.П. Калошина.  – М.: МГУ, 2003. – 168 с.

16.           Леонтьев,  А.Н. Проблемы  развития  психики. [Текст]/ А.Н. Леонтьев  – М.: Просвещение, 1965. – 473 с.

17.           Лурия, А. Р. Язык и сознание. [Текст]/ А. Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.

18.           Марцинковская, Т.Д. Диагностика  психического  развития  детей. [Текст]/ Т.Д. Марцинковская  – М.: Сфера, 2004. – 297 с.

19.           Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст]/ Р. С.   Немов. .: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. -576с.

20.           Немов  Р.С. Психология: Учебное  пособие  для  студентов  ВУЗов. [Текст]/ Р. С.   Немов. - М.: Просвещение, 2001.- 486 с.

21.           Немов  Р.С. Психология: Учеб. для  студентов  высш. пед. учеб. заведений: В  3 кн. Кн. 1. Общие  основы  психологии. – 3-е  изд. [Текст]/ Р. С.   Немов. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

22.           Немов  Р.С. Психология: Учеб. Для  студентов  высш. пед. учеб. Заведений: В  3 кн. Кн. 2. Психология  образования. – 3-е  изд. [Текст]/ Р. С.   Немов.  – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

23.           Общая  психология [Текст]/  под  ред. А.В. Карпова. – М.: Психология, 2002. – С.109-111.

24.           Педагогика [Текст]/ под  ред. В.А. Сластенина.– М.: Школа-пресс, 1997. – 512 с.

25.           Поддъяков,  Н.Н. Новый  подход  к  развитию  творчества  у  дошкольников [Текст]/ Н.Н.  Поддъяков  // Вопросы  психологии. – 1990. - № 1.- С.97-102.

26.           Практическая психология: Учебно-методическое пособие [Текст] /Под. ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. – М. 1997. -212с.

27.           Пономарев, Я.А. Психология  творчества  и  педагогика. [Текст]/ Я.А. Пономарев.  – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

28.           Практикум  по  возрастной  и  педагогической  психологии. [Текст]/  / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под  ред. И.В. Дубровиной.– М.: Академия, 1998. – 160 с.

29.           Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. [Текст]/ Е. И.  Рогов, .: ВЛАДОС, 1996. -529с.

30.           Рибо, Т. Творческое воображение. [Текст]/ Т. Рибо. – М.: Сфера, 2001. – 457 с.

31.           Столяренко,  Л.Д. Психология  и  педагогика  в  вопросах  и  ответах: Учебники, учебные  пособия. [Текст]/ Л.Д.Столяренко, С.И. Смыгин.  – Ростов  н: «Феникс», 2000. – 576с.

32.           Тихомиров, О.К. Психологические исследования творческой  деятельности. [Текст]/ О.К. Тихомиров.  – М.: Наука, 1975. – 257 с.

33.           Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 1978. -327 с.