Курсовая работа

«Наглядность как фактор  развития познавательных интересов  дошкольников».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Вопросы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста  в психолого-педагогической литературе

1.1.   Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………7

1.2.   Сущность и специфика развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………11

1.3.   Наглядность, как фактор   развития познавательных интересов …….19

 

ГЛАВА 2. Опытно-педагогический эксперимент по развитию познавательного интереса  дошкольников посредством наглядности

 2.1. Выявление уровня сформированности познавательных интересов

у старших дошкольников……………………………………………………….23

2.2.    Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………39

                                                                                    

                                                ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развивать  познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес у дошкольника проявляется в умении принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную  задачу,  составлять план действий,  отбирать средства и способы   ее   решения   с   использованием   надежных   приемов,   выполнять определенные действия и операции получать и проверять результат.

Проблеме  познавательного интереса дошкольников, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И. Божович, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.); как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (М.Б. Беляев, С.Л. Рубинштейн и др.); в связи  с  избирательной  направленностью  личности  (И.М.   Цветков,  Г.И., Щукина и др.); в контексте развития мотивационной   сферы   личности   (А.К. Маркова, Л.М. Фридман и др.).

Во многих исследованиях развитие познавательных интересов связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т.д., то есть интерес представляет как синтез сложных личностных процессов ( Л.И. Божович, Н.Д. Купарадзе, В.Г. Леонтьев, А.А. Люблинская и др.).

В работах исследователей по данному вопросу отмечается, что в период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мышления к логическим, именно поэтому у дошкольников можно развить познавательный интерес  посредством наглядности. Следует отметить,  что наглядность, как  средство, обеспечивающее ребенку  чувственно-образное  восприятие действительности, является важным средством достижения  повышения познавательного интереса дошкольников. Обусловлено это тем, что у  детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический  процесс в детском саду должен строиться на развитии познавательного интереса в период дошкольного детства. 

Анализ психолого-педагогической литературы,  посвященной вопросу развития познавательного интереса, привел нас к следующим выводам: вопрос развития познавательного интереса достаточно глубоко разработан в психолого - педагогической теории, но данный аспект  нуждается в дальнейшем изучении, особенно в плане его развития у детей дошкольного возраста, где в процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как, правило, они строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на          «закрепление» этих знаний. Дети на таких занятиях обычно   лишены   возможности   проявить   собственную   познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателя» информации.

Таким образом, возникает противоречие между достаточной  разработанностью теоретического аспекта развития познавательного интереса детей дошкольного возраста и отсутствием целенаправленной деятельности по применению наглядности, как  средства повышения познавательного интереса дошкольников.

Выявленные противоречия  вопросов позволили обозначить  проблему исследования, которая заключается в поиске форм и методов использования наглядности как фактора, обеспечивающего развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Наглядность как фактор  развития познавательных интересов  дошкольников».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить значение наглядности для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на занятиях  ДОУ.

Определение темы, проблемы и цели  исследования позволили определить объект исследования: процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – наглядность  как фактор развития познавательных интересов дошкольников.

Исходя из объекта, цели,      предмета исследования можно выделить  следующие задачи исследования:

1.     Изучить   состояние   понятия  «познавательных
интересов» в психолого-педагогической литературе.

2.                                             Выявить структуру и специфику познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

3.                                             Определить      значение применения наглядности  в формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

4.                                             Разработать      и       экспериментально       проверить       эффективность  занятий, направленных на развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

       В процессе исследования была выдвинута гипотеза,  согласно которой,  формирование познавательных интересов у старших дошкольников может осуществляться более успешно при использование наглядных средств обучения.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Методологической  основой исследования являются теоретические положения: о развитии познавательного интереса у детей Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, Л.С. Выготского, В.А. Венгера, Т.А. Куликовой Н.Н. Поддъякова и др.

База исследования: ДОУ «Брусничка» пос. Сосьва Ханты-Мансийского АО

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный  – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении курсовой работы.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие познавательных интересов у детей, под которым понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира и наблюдается стремление личности заниматься именно этой деятельностью, является одной из важных задач системы дошкольного воспитания.

Включение ребенка в процесс познания окружающего мира - одно из путей развития познавательных интересов. Средствами развития познавательных интересов могут стать: познавательно - исследовательская деятельность детей в процессе экспериментирования и использование наглядности при организации в учебно-воспитательного процесса.

Нами была изучена проблема наглядности как фактора  развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при формировании временных понятий.

Познавательный интерес — это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Это  важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес представляет собой избирательную направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующую психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. В этом возрасте у детей развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Педагогический механизм развития познавательных интересов включает в себя следующие элементы: собственная самостоятельная активность ребенка, полностью определяемая им самим, его внутренним состоянием и активность ребенка, стимулируемая взрослым.

В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы в количестве 20 человек.

На    основе    выделенных  нами  критериев    были    определены    уровни сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Качественный анализ результатов полученных на констатирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что большая часть детей экспериментальной и контрольной групп имела средний и низкий уровень сформированности познавательного интереса.

На формирующем этапе эксперимента мы реализовали условия, необходимые для успешного формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста:

-   включение детей в поисково-исследовательскую деятельность в виде
экспериментирования;

-   использование наглядности в процессе обучения.

Мы выявили, что уровень развития познавательных интересов у детей экспериментальной группы повысился, а у детей контрольной группы остался на прежнем уровне, так как с ними не проводились занятия в системе.

Полученные нами экспериментальные данные дают основание для общего вывода о том, что использование наглядности при включении дошкольников в осмысленную познавательно - исследовательскую деятельность, в процессе которой они  сами  смогли  бы  обнаруживать  все   новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно, позволяет значительно повысить уровень развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

                                         БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.     Баранова, Э.А. Диагностика познавательных интересов у младших

школьников и дошкольников [Текст]/ Э.А. Баранова. - СПб.: 2005 - 26с.

2.           Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка
[Текст]/ П.Я. Гальперин// Вопросы психологии. - 1969.- № 1.-е 15-25.

3.     Денисенкова, Н.И.   Формирование   познавательного   отношения   к учебной задаче[Текст]/ Н.И. Денисова // Дошкольное воспитание.- 1991.- №3.- С.48- 50.

4.       Детская    практическая    психология:    Учебник  [Текст] /   Под.    ред.    Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики, 2001.-255 с.

5.        Занков, Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3[Текст] /Л.В. Занков. Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1966. В сокращении.-547 с.

6.       Ивченко С. Картинки – помощники [Текст] /С. Ивченко  // Дошкольное воспитание. – 2005. - №2. – С. 57.

7.                 Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416с.

8.                 Короткова, Н.А. Познавательно - исследовательская деятельность в
детском саду[Текст] / Н.А. Короткова  // Ребенок в детском саду. - М.: 2003. - №3.- С.74.

9.                Куликова, Т. А. О воспитании познавательного интереса[Текст]/   Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. - №9. – С.41.

10.        Мухина,   В.С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития,
детство, отрочество[Текст] /   В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000.- 456с.

11.            Психология детей дошкольного возраста:  Развитие  познавательных процессов[Текст] / Под. ред. А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина.- М.: 1964.- 352 с.

36. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте [Текст]/Под ред. Г.М. Поляковой .- М., 1986.- 372 с.

41.       Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи [Текст]/Л. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 1999. - №4. – С.54-56

48.  Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности [Текст] / Р.А. Хабиб.- М.: Педагогика, 1979.- 480 с.

49. Шумакова, Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности [Текст] / Н.Б. Шумакова. - М.:1985. - 238с.

52.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике[Текст] / Г.И. Щукина.- М., 1971.- 486 с.

53.      Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст]/ Д.Б. Эльконин  – М., 1995, - 342 с.