Дипломная работа

Сюжетно-ролевая игра в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.                                       Сущность и содержание понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»………………………………………… …….9

1.2.                                       Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………19

1.3.                                       Сюжетно-ролевая игра в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………….35

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      2.1.  Диагностика уровня патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………. ……………………………53

     2.2. Опытно-педагогическая работа по воспитанию патриотизма у старших дошкольников………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….71

     ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена тем, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства  очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

При этом следует отметить, что практически нет исследований, посвященных проблеме патриотического воспитания посредством сюжетно-ролевой игры. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид  деятельности. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность.

Выдающиеся педагоги и психологи: Л.С. Выгодский,  Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.С. Спиваковская и другие отмечают огромное значение игры в развитии детей. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отражаемых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отражаемых событий (шофер ведёт машину, лётчик самолет). Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Игра занимает большое место в системе физического, эстетического, трудового, нравственного и патриотического  воспитания.

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:

- между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России, и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания в современных условиях;

 - между пониманием того, игра является ведущей деятельностью ребенка, определяющей его дальнейшее развитие и неразработанностью проблемы использования игры в процессе патриотического воспитания дошкольников как на теоретическом уровне, так и в практике работы дошкольных учреждений.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы нашей  выпускной квалификационной  работы: «Сюжетно-ролевая игра в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Проблема исследования: какова роль сюжетно ролевой игры в процессе воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Рассмотреть педагогические возможности игровой деятельности в  патриотическом воспитании старших дошкольников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при условии использования специально разработанных сюжетно-ролевых игр, направленных на процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование  патриотического отношения к стране и государству с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи:

1.                Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

2.                Выявить содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3.                Обосновать сущность и значение, изучить возможности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников, условия ее успешного применения в целях патриотического воспитания.

4.                Реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, анализ противоречий в современном образовании и воспитании,  аналогия и обобщение; эмпирические методы исследования - изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы; методы математической и статистической обработки данных.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

-  концепции деятелъностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.;

- идеи народности в воспитании Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.;

- современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, З.Н. Богуславской, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева,  М.И. Махмутова, А.В. Мудрика, В.Г. Нечаевой, Н.М. Скаткина, В.А. Сластенина  и др.;

- теории социально-психологического и педагогического взаимодействия Л.В. Байбородовой, В.Н. Белкиной, Н.Ф. Виноградовой, А.А. Леонтьева, Т.А. Марковой, Л.И. Новиковой, Е.В. Субботского и др.;

- теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста посредством организации и проведения   сюжетно-ролевых игр.

Теоретическая значимость исследования:

- рассмотрены и соотнесены различные толкования понятий «патриотизм» и «воспитание патриотизма»;

- определены показатели и критерии сформированности патриотизма детей старшего дошкольного возраста;

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная система сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на воспитание патриотизма, может быть использована в практике воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Исследование проводилось на базе дошкольно-образовательного учреждения (ДОУ)  «Елочка» г. Ишима.

Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе  - подготовительном - осуществлялись подбор и анализ научной и методической литературы по проблеме, изучение и обобщение практического опыта, определение гипотезы и методологической базы исследования, разрабатывался понятийный аппарат, проводилось констатирующее исследование уровня сформированности патриотизма детей старшего дошкольного возраста определились приоритетные задачи патриотического воспитания.

На втором этапе - собственно экспериментальном    была организована опытно-экспериментальная работа, в ходе которой разрабатывались сюжетно-ролевые игры, направленные на воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась  их апробация.

 На третьем этапе обобщались теоретические и практические результаты исследования, проводились обработка и анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, оформление выпускной квалификационной  работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография.

 

Заключение

В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Изменения в современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня, деидеологизация воспитательно-образовательного процесса в педагогической практике привели к тому, что проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказались, как бы изъяты из наших образовательных программ. Препятствием,  затрудняющим процесс воспитания патриотизма детей дошкольного возраста является отсутствие научно обоснованной, теоретической базы, неизученность начальной ступени формирования ребенка как патриота, гражданина, неумение педагогов применять адекватные формы этой работы в современных условиях. Практика остро нуждается в технологических разработках данного вопроса.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности интеллекта и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра имеет большое воспитательное значение, она тесно связана с с наблюдениями повседневной жизни.

В ходе работы над темой исследования была достигнута цель, поставленная в начале работы: была теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая технология использования сюжетно-ролевой игры в  патриотическом воспитании старших дошкольников.

Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили эффективность работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников при условии использования специально разработанных сюжетно-ролевых игр, направленных на процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование  патриотического отношения к стране и государству с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Полученные результаты исследования являются подтверждением гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста посредством организации и проведения  системы сюжетно-ролевых игр.

Теоретическая значимость исследования:

- рассмотрены и соотнесены различные толкования понятий «патриотизм» и «воспитание патриотизма»;

- определены показатели и критерии сформированности патриотизма детей старшего дошкольного возраста;

- показана специфика патриотического воспитания в условиях детского сада.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная система сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на воспитание патриотизма, может быть использована в практике воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

 

Библиография

 

1.    Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе.[Текст]/ Н.П. Аникеева. -   Новосибирск: Альфа, 2004. – 275 с.

2.    Барташникова, И.А. Учись играя. [Текст]/ И.А. Барташникова, А.А.  Барташников. - Харьков: Фолио, 1999.-172 с.

3.    Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над  детьми//Избранные психологические произведения, [Текст] / М.Я.Басов. - М.: Знание, 1975. – 107 с.

4.    Бондаренко, А.И. Воспитание детей в игре. [Текст] / А.И. Бондаренко– М. : Инфра, 1983. – 278 с.

5.    Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия. 2002 - 528 с.

6.    Болотина, Л.Р. Дошкольная  педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Л.Р. Болотина, Т.С.  Комарова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 -197 с.

7.    Богомолова Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки [Текст]/ Н.Н.  Богомолова // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -  М.: МГУ, 1977. - С 180 – 205.

8.    Венгер, Л.А Игра как вид деятельности. [Текст]/ Л.А Венгер.// Вопр.псих, №3 – 78. - С 163-165.

9.    Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Составитель Дубровина И.В., Прихожан  А.М., Зацепин В.В.- М.: Издательский центр «Академия»,  2001 – 368 с.

10.                       Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Книга для воспитателя детского сада.- [Текст]/ Н.А.Ветлугина, Р.С. Буре; Под ред. Л.А Паромоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение , 1987. – 187 с.

11.                       Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст]/ Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.

12.                       Выготский,  Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/  Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991- 536 с.

13.                       Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.

14.                       Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

15.                       Государственная символика  России.   История  и  современность: Наглядное пособие. [Текст] (Комплект: книга + компьютерный диск).—М.:ЦНСО, 2003. – 107 с.

16.                       Гурская, С.Г. Чувство Родины. [Текст] / С.Г. Гурская.- Ставрополь, 1994.- 182 с.

17.                       Данилина, П.Н. Дошкольнику — об истории и культуре России:  Пособие для  реализации   Государственной  программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». [Текст] / П.Н.  Данилина. - М: АРКТИ, 2003. – 372 с.

18.                       Детская психология: Учебное пособие. [Текст]/  Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.

19.                       Доронова, Т. Использование игровых методов при обучении дошкольников. [Текст]/ Т. Доронова, С. Якобсон // Дошкольное воспитание  1998 №2. –С. 24-26.

20.                       Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов. [Текст]/ Под редакцией В.И. Логиновой П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.

21.                       Дьяченко, О. М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. - М., 1984. -476 с.

22.                       Евдокимова, Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. [Текст]/ Е. Евдокимова. // Дошкольное воспитание, 2005, №3.

23.                       Ерохина, Е.Л., Круглова, Т.А. Государственные символы России. Флаг, герб, гимн. [Текст] / Е.Л.Ерохина, Т.А. Круглова. — М: Ювента, 2002.- 124 с.

24.                       Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре. [Текст]/ Р. И. Жуковская - М.: Педагогика,1993. -234 с.

25.                       Запорожец А.В.Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. [Текст]/ А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. -  М.: Педагогика, 1978. -427 с.

26.                       Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное  и переработанное. [Текст]/ И.А.  Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.

27.                       Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия» 2000.-176 с.

28.                       Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. – Издание четвертое, стер. [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А. Куликова– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.

29.                       Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для для учителя. [Текст]/ Я.Л. Коломинский, Е.Л.  Панько. – М.: Просвещение 1988 – 190с.

30.                       Коррекционные и развивающиеся игры для детей 6 – 10 лет: Учеб. пособие [Текст]/ сост. Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 86 с.

31.                       Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]/ Н.В. Краснощекова. – Ростов н/дон: Феникс, 2007. – 215 с.

32.                       Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст]/ А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

33.                       Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ А.А.  Люблинская. – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.

34.                       Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд.; стереотип. [Текст]/ Мухина В.С. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 456 с.

35.                       Особенности психологического развития детей 6 – 7-лет-             него возраста [Текст]/ Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.: Науч. – исслед. Институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.

36.                       Подласий, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]/ И.П.  Подласий. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.

37.                       Поздняков, Н. А. Исследователь игры детей дошкольного возраста. [Текст]/ Н. А. Поздняков, Д. В.  Менджерицкая //Дошкольное воспитание. – 1995, № 12. – С24-27.

38.                       Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических заведений [Текст]/ Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 408 с.

39.                       Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) [Текст]/ Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.

40.                       С чего начинается Родина? [Текст] / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 273 с.

41.                       Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 304 с.

42.                       Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. [Текст]/ - М.: Наука, 1988.- 457 с.