Дипломная работа

Формирование предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста   

 

 

Содержание.

Введение ____________________________________________3-5

Глава 1. Теоретические аспекты формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

1.1.   Учебная деятельность как педагогическое явление  _____6-18

1.2.   Специфика и содержание предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста______________________19-34

1.3.   Условие формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста_____________________ 35-41

 

Глава 2. Опытно-эксперементальная работа по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

2.1. Диагностика уровня сформированности предпосылок учебной деятельности  старших дошкольников______________________42-54

2.2.Реализация условий формирования предпосылок учебной деятельности старшего дошкольного возраста___________________________ 55-67

Заключение

Библиография

Приложение

 

 

                                                   Введение

Одной из важных проблем подготовки детей к школе является формирование предпосылок учебной деятельности, но не всегда  этому уделяется должное внимание. Выявлено, что в целом ряде случаев несформированность предпосылок учебной деятельности ведет к значительному снижению успеваемости детей в школе: они часто испытывают затруднения при выполнение указаний взрослого, при регуляции поведения на основе системы правил, оценивание своей работы, нахождение и исправлении ошибок. В конечном итоге дети плохо успевают,  объяснение педагога легко теряют последовательность его рассуждений, что отрицательно сказывается  и на их самостоятельной деятельности.

   О важности формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста указывают в своих работах А.Л. Венгер, В.И. Логинова, Д.Б. Эльконин, У.В. Ульенкова, А.П. Усова.

               Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольные годы при подготовке детей к учебной деятельности в школе важное значение имеет формирование у детей соответствующих умений и навыков.

            Д.Б. Эльконин обсуждая проблему готовности ребенка к школьному обучению на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

        В процессе исследования проблемы формирование предпосылок  учебной деятельности у старших дошкольников было выявлено противоречие между необходимостью формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и отсутствий условий их формирования в ДОУ.

        Все вышеизложенное позволило сформировать тему выпускной работы “Формирование предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста”, проблема, которая заключается в выявление условий формирования предпосылок учебной деятельности. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

      Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

      Предмет исследования: условия формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

        Задачи исследования:

1.     Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2.     Уточнить содержание понятия “предпосылки учебной деятельности” и определить особенности формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

3.     Выявить уровень сформированности предпосылок учебной деятельности.

4.     Определить и экспериментально проверить условия формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

         Гипотеза исследования: формирования предпосылок учебной деятельности будет осуществляться успешнее при соблюдении следующих условий:

      - самостоятельность при выполнении задания

      - поэтапное формирование навыков самоконтроля.

     Методологической основой исследования является концепция Д.Б. Эльконина о  предпосылках, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью.  

  Для решения поставленных задач и проверки гипотез были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ, результатов эксперимента.

Опытно-эксперементальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ №\\\\\\\\ города Ишима. Исследование проводилось в 3 этапа.

     Первый этап (март-декабрь.)- изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирование и уточнение цели,  гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

   Второй этап (январь-февраль) проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

   Третий этап (март-май) анализ эффективности экспериментальной работы.

 Научная новизна исследования состоит в том, что формирование предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема. Экспериментально обоснованы условия эффективного формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

    Практическая значимость исследования заключается в возможности исследование результатов исследования в практике дошкольного образования.

    Структура и объем исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

    

 

Заключение

Для успешного обучения ребенка в школе учебную деятельность важно сформировать уже в старшем дошкольном возрасте. На данном этапе развития целесообразно формировать только предпосылки учебной деятельности.

И.А. Барташникова, А.А. Барташников и Л.А. Венгер считают, что важными умениями при формировании предпосылок учебной деятельности является самостоятельность и самоконтроль.

Целью нашей работы являлось теоретическое обоснование  и экспериментальная проверка условий формирования предпосылок учебной деятельности. Гипотетическое предположение заключалось в том, что формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности будет успешным, если будут реализованы следующие условия: самостоятельность при выполнении задания и формирование действий самоконтроля. В экспериментальном исследовании определили уровни сформированности предпосылок учебной деятельности. При анализе мы пришли к выводу о том, что у большинства испытуемых средний и низкий уровни сформированности предпосылок учебной деятельности. Что свидетельствовало о необходимости создания условий для формирования предпосылок учебной деятельности. Для формирования предпосылок учебной деятельности мы разработали различные условия. Контрольный эксперимент свидетельствовал о повышении уровня сформированности предпосылок учебной деятельности. В процессе проведения исследования достигнута поставленная цель, согласно которой мы теоретически и экспериментально проверили условия формирования предпосылок учебной деятельности. Проблема исследования решена, тема раскрыта. Гипотеза о том, что формирование предпосылок  учебной деятельности у старших дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие условия: самостоятельность при выполнении задания и формирование действий самоконтроля получила подтверждение.

 

 

 

Библиография

 

1.                            Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Под редакцией А.А Бодалева и др. – Москва: Педагогика 1980.

2.                            Барташникова И.А. Барташников А.А. Учись играя.- Харьков: Фолио, 1999.

3.                            Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

4.                            Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь - Москва: Большая Российская энциклопедия. 2002 - 528 с.

5.                            Болотина Л.Р., Комарова Т.С. Дошкольная  педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - Москва: Издательский центр «Академия», 1997 -197 с.

6.                            Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Составитель Дубровина И.В., Прихожан  А.М., Зацепин В.В.- Москва: Издательский центр «Академия»,  2001 – 368 с.

7.                            Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Книга для воспитателя детского сада».- /Ветлугина Н.А., Буре Р.С. и др.; Под редакцией Паромоновой Л.А, Ушаковой О.С. – М.: Просвещение , 1987. – 187 с.

8.                            Выготский  Л.С. Педагогическая психология. /Под редакцией Давыдова В.В.- М.: Педагогика, 1991- 536 с.

9.                            Выготский Л.С. Собрание сочинений в  шести томах. Т. 4. Детская психологияод редакцией Элькопина Д.Б. – М.: – Педагогика, 1984. – 438 с.

10.                       Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2003. - 240 с.

11.                       Галезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и  педагогическая  психология. – М.: Просвещение. 1984 – 256 с.

12.                       Горбачева В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР 1948. Вып.18.

13.                       Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия»  2004. – 239 с.

14.                       Детская психология: Учебное пособие /Коломинский Я.Л. Панько Е.А, Белоус А.Н. и другие.; Под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Мн: Университетское, 1988 – 399 с.

15.                       Доронова Т, Якобсон С. Использование игровых методов при обучении дошкольников.// Дошкольное воспитание  1988 №2 страницы 24-26.

16.                       Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов. / Под редакцией Логиновой В.И. Саморуковой П.Г. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.

17.                       Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное  и переработанное.- М.: Логос, 2002 -384 с.

18.                       Ибрагимова Р.Н. Первые зачатки чувства долга у детей дошкольного возраста: Автореферат кандидата дисциплины М.: 1980 – 38 с.

19.                       Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия» 2000.-176 с.

20.                       Козлова С.А.Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. – Издание четвертое, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.

21.                       Коломинский Я.Л., Панько Е.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для для учителя. – М.: Просвещение 1988 – 190с.

22.                       Коррекционные и развивающиеся игры для детей 6 – 10 лет: Учеб. пособие /Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 86 с.

23.                       Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе – СПБ.: Питер, 2004. – 68 с.

24.                       Кузьмишина Т.Л.К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе //Психологическая наука и образование, 2005 №2 стр. 100 – 106.

25.                       Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат 1975. – 304 с.

26.                       Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.

27.                       Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – 92 с.

28.                       Матюшина Н.М. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1975. – 198 с.

29.                       Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.

30.                       Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд.; стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 456 с.

31.                       Мухина В.С. Психологи дошкольника. Учеб. пособие   для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищод ред. Венгера Л.А. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.

32.                       Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

33.                       Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.

34.                       Новиков Г. Психолого-педагогическая готовность  к школе // Дошкольное воспитание, 2005 №8 стр.95 – 100.

35.                       Особенности психологического развития детей 6 – 7-лет-             него возрастаод ред. Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.: Науч. – исслед. Институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.

36.                       Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2009 «Муз. воспитание» /Болотина Л.Р., Баранов С.П., Семушина. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с.

37.                       Подласий И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов педагогичеких колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

38.                       Подласий И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.

39.                       Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. Дубровиной Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 1997. – 528 с.

40.                       Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических заведений /Сост. Урунтаева Г.А. – 2-е изд., перераб доп. – М.: Изд. центр «Академия», 200. – 408 с.

41.                       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.

42.                       Рыжова Т. Через год в школу //Ребенок в детском саду, 2002 №4, стр. 48 – 50.

43.                       Сидорская С.В. Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности //Ребенок в детском саду 2004 №2 с 14 – 16.

44.                       Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов Н/Д; «Феникс», 200. – 400 с.

45.                       Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей //Дошкольное воспитание, 1989 №3 – 4, стр. 51 – 57.

46.                       Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии /Под ред. Урунтаевой Г.А. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 304 с.

47.                       Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. Запорожца А.В. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

48.                       Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

49.                       Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

50.                       Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1985. – 178 с.