Курсовая  работа

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы формирования мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

1.1.   Сущность понятия  и составляющие компоненты готовности к обучению в школе …………………………………………………..…7

1.2.   Особенности развития мотивационной сферы  дошкольников……………………………………………..……………17

1.3.   Формирование мотивационной  готовности к обучению в школе………………..………………………………………………….29

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста    

2.1.   Диагностика  сформированности мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста……………………..…………………….36

2.2.   Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………47

2.3.   Динамика сформированности мотивационной готовности старших дошкольников……………………………………………………………….54

Заключение……………………………………………………………….…56

Библиография………………………………………………………………..57

 

Введение

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.  На сегодня проблема готовности к школе рассматривается психологами, педагогами, физиологами, которые в ходе исследований отмечают, что поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей.

Практический опыт показывает, что дети далеко не всегда всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе, поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одной из них, нам видится в отсутствии или несвоевременной психолого-педагогической помощи, которая основывается на выявлении и формировании мотивации к обучению. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость строить рассмотрение проблемы психического развития ребенка на базе изучения динамического единства его мотивационно-потребностной сферы, деятельности и поведения. Мотивационная готовность – это зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности.

В связи с вышеизложенным проблема формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе представляется актуальной.

Проблема готовности к школьному обучению изучалась многими  видными учеными. В психолого-педагогическом аспекте большое теоретическое и практическое значение имеют работы П.К. Анохина, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина и др.

Но при этом следует отметить, что, несмотря на научно-теоретическую обоснованность данной проблемы,  в практике ДОУ, как правило,  отсутствует единая технология создания условий, способствующих лучшей мотивационной   подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.

Таким образом, существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню мотивационной готовности к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на ее формирование является обоснованием актуальности проблематики нашего исследования.

 Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных условий формирования  мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Тема  курсовой работы: «Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: определить условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования мотивационной готовности  к обучению в школе.

Предметом исследования являются условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно при следующих условиях:

-  расширение представлений ребенка о школе;

-  развития стремления стать школьником;

- использования комплекса занятий, направленных на формирование мотивационной готовности к школьному обучению.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической  литературе.

2. Определить содержание понятия мотивационной готовности к школьному обучению.

3. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста и экспериментально изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать и экспериментально проверить комплекс  занятий,  направленный  на  повышение  уровня мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Методологической основой  исследования явились труды о готовности к школьному обучению,  о сензитивных периодах личностного развития дошкольников Л.И. Божович, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Г.Г.Кравцова, В.С. Мухиной, Д.Б.Эльконина  и др.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, метод наблюдения,  психолого-педагогический эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных.

Исследование проводилось на базе ДОУ «\\\\» г. Ишима. В исследовании приняли участие десять  детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проходило в три этапа

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий эксперимент с целью определения уровня  мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

  На втором этапе нами была организована опытно - экспериментальная работа, разработан и проведен комплекс занятий, направленный на повышение уровня  мотивационной готовности детей к школе.

   На третьем этапе были систематизированы  и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена курсовая работа.

  Научная новизна работы заключается в анализе и обобщении  психолого-педагогических подходов к проблеме формирования мотивационной  готовности к школе.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования в практике ДОУ разработанных занятий по формированию мотивационной  готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

Заключение

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них.

Проблема готовности детей к обучению в школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Готовность к школьному обучению – это достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в системе школьного обучения.

Для изучения мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста нами был использован ряд методик.

По результатам констатирующего эксперимента нами был выявлен недостаточный  уровень мотивационной готовности к школьному обучению, что привело к выводу о необходимости целенаправленной опытно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности дошкольников.

Результаты контрольной диагностики свидетельствуют о эффективности проведения формирующего эксперимента.  Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в целом получила экспериментальное подтверждение. Цель, поставленная в нашем исследовании, достигнута, задачи выполнены.

 

 

Библиография

1.                            Болотина, Л.Р. Дошкольная  педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Л.Р. Болотина, Т.С.  Комарова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 -197 с.

2.                            Бородина, В.Г. Готов ли ребёнок к школе? [Текст]/ В.Г. Бородина //Нач.шк.: плюс - минус, 2002. -№5.-С.4-10;

3.                            Венгер, Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе [Текст]/ Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1997 – 214 с.

4.                            Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Составитель Дубровина И.В., Прихожан  А.М., Зацепин В.В.- М.: Издательский центр «Академия»,  2001 – 368 с.

5.                            Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Книга для воспитателя детского сада.- [Текст]/ Н.А.Ветлугина, Р.С. Буре; Под ред. Л.А Паромоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение , 1987. – 187 с.

6.                            Выготский,  Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/  Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991- 536 с.

7.                 Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.

8.                            Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

9.                            Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. [Текст]  – М.: Олимп, 2000. – 160с.

10.                       Готовность к школе [Текст]/  Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Знание, 2004. – 193 с.

11.                       Детская психология: Учебное пособие. [Текст]/  Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.

12.                       Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов. [Текст]/ Под редакцией В.И. Логиновой П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.

13.                       Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности.[Текст]/ Б.И. Додонов  // Вопросы психологии, 2007. -№4. – С.6-8.

14.                       Дьяченко, О. М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. - М., 1984. -476 с.

15.                       Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное  и переработанное. [Текст]/ И.А.  Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.

16.                       Ковалёва, Л.В. Готовим детей к школе. [Текст]/ Л.В. Ковалёва. // Нач.шк., 2006. -№1. -С.21-22;

17.                       Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. – Издание четвертое, стер. [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А. Куликова– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.

18.                       Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для для учителя. [Текст]/ Я.Л. Коломинский, Е.Л.  Панько. – М.: Просвещение 1988 – 190с.

19.                       Кравцова, Е. Готовность к школе (Из цикла статей «Беседа о воспитании личности ребёнка»). [Текст]/ Е. Кравцова, Г. Кравцов. //Дошос., 2007. -№7. - С.81-84

20.                       Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе [Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер, 2004. – 68 с.

21.                       Кузьмишина, Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе[Текст]/  Т.Л. Кузьмишина //Психологическая наука и образование, 2005, №2. С. 100 – 106.

22.                       Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина. .1986. – 317 с.

23.                       Мотив. Психологический словарь. [Текст]/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М.: Логос, 2004. – 224 с.

24.                       Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

25.                       Новиков, Г. Психолого-педагогическая готовность  к школе[Текст]/ Г.  Новиков // Дошкольное воспитание, 2005,  №8. - С.95 – 100.

26.                       Особенности психологического развития детей 6 – 7-лет-             него возраста [Текст]/ Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.: Науч. – исслед. Институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.

27.                       Подласий, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]/ И.П.  Подласий. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.

28.                       Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических заведений [Текст]/ Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 408 с.

29.                       Развитие мотивов поведения и формирование самосознания [Текст]/  под ред. Л.А. Венгер, В.С. Мухиной.– М.: Психология, 1998. 347 с.

30.                       Развитие мотивационной сферы ребенка [Текст]/ сост Я.Л.Коломинский.  – СПб.: Питер, 2004. – 476 с.

31.                       Рыжова, Т. Через год в школу [Текст]/ Т. Рыжова //Ребенок в детском саду, 2002 №4. - С. 48 – 50.

32.                       Шляхтина, Т. Подготовка детей к обучению в школе. [Текст]/ //Дошое., 2006. -№11.-С.39-41;

33.                       Шадриков, В.Д. О подготовке детей к школе [Текст] В.Д. Шадриков //Нач.шк., 2007. -№2. -С.3-4.

34.                       Эльконин Д. Б. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. [Текст]/ - М.: Наука, 1988.- 457 с.