Курсовая работа

Формирование экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы экономического воспитания дошкольников

1.1. Сущность понятия, цели  и содержание  экономического воспитания

1.2    . Особенности эконо¬мического воспитания детей дошкольного возраста 

1.3. Условия (средства) экономического воспитания старших дошкольников

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа  по экономическому воспитанию дошкольников

2.1. Диагностика уровня экономической воспитанности дошкольников  

2.2. Опытно-экспериментальная работа по экономическому воспитанию дошкольников

2.3. Динамика результатов …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Введение

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". Но, на наш взгляд, проблематично он не звучал, так как основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А.(1985 г.), а затем переработанная и дополненная Гербовой В.В. и Комаровой Т.С., и которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время.

Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И.А. «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу". В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными [1].

По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

Таким образом, возникает противоречие, которое заключается в том, что на современном этапе обучения и воспитания в теории и практике большое внимание уделяется вопросам экономики, но у детей обнаруживаются отсутствие или низкий уровень экономических знаний.

Проблема, которого заключается в том, чтоб выявить эффективные условия, способствующие формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы формирования экономических знаний, понятий, категорий, развития экономического мышления практически не рассматривались и недостаточно изучены в дошкольной педагогике и психологии.

Несмотря на отсутствие научно-теоретического обоснования данной проблемы в области дошкольного воспитания, учебных программ, технологии формирования экономических знаний, развития экономического мышления, многие дошкольные учреждения осуществляют работу по экономическому образованию и воспитанию, порой на чисто интуитивном уровне.

Теоретическая и практическая значимость экономического образования, ее недостаточная разработанность в области образования детей дошкольного возраста, послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Цель курсовой работы: определить и экспериментально проверить условия экономического формирования знаний старших дошкольников.

Объектом является процесс формирования экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Следовательно, предметом нашего исследования будут условия, способствующие эффективному формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Задачами нашего исследования являются:

1. Осуществить анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования. 

2. Конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическое знание» старших дошкольников.

3. Уточнить критерии и условия сформированности экономических знаний детей дошкольников.

4. Определить, апробировать условия формирования экономических знаний старших дошкольников.

Методы исследования:

1. Анализ психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

2. Беседа.

3. Наблюдение.

4. Психолого – педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа:

1.Постановочный. На этом этапе мы определили исходные теоретические позиции, цели и задачи исследования. Происходило генерирование ведущих идей и замысла, подбор материала, анализ источников, планирование эксперимента.

2.Собственно-исследовательский. Выполнялась запланированная работа.

3.Оформительско-обобщающий. Включает итоговое обобщение, интерпретацию результатов, написание курсовой работы.

Новизна исследования, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме.

Практическая значимость: наши выводы могут быть применены в работе методиста ДОУ, воспитателя , родителей.

Данная курсовая работа состоит из:

- введения, которое раскрывает актуальность темы исследования, а также его цели и задачи;

- основной части, в которой раскрывается содержание темы и приводятся данные экспериментального исследования, проведенной в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности воспитанников дошкольного учреждения. Одновременно осуществляется систематизация и оценка данных, полученных в ходе эксперимента;

- заключения, в котором приводятся и обосновываются выводы по ходу проведенного эксперимента и педагогические рекомендации;

- списка литературы, использованной при написании работы;

- тематических приложений.

Экспериментально – опытная работа проводилась на базе старшей группы ДОУ №\\ г. Ишима. В исследовании принимало участие 14 детей.

 

 

Заключение.

В исследовании при анализе и обобщении психолого – педагогической литературы и состоянии практики образования в детском саду мы определили проблему, которая заключается в том, чтоб выявить эффективные условия, способствующие формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема актуальна, так как несмотря на отсутствие научно-теоретического обоснования данной проблемы в области дошкольного воспитания, учебных программ, технологии формирования экономических знаний, развития экономического мышления, многие дошкольные учреждения осуществляют работу по экономическому образованию и воспитанию, порой на чисто интуитивном уровне.

Была поставлена цель - определить и экспериментально проверить условия экономического формирования знаний старших дошкольников.

Исследование проводилось на базе детский сад №6 «Жемчужинка», г. Ишим, ул Привокзальная. В нем приняло участие 14 детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня сформированности экономических знаний использовался метод опрос. Детям было предложено ответить на четыре вопроса: «Что такое труд?», «Зачем многие взрослые работают?», «Что такое деньги?», «Как взрослые получают деньги?». При анализе условий семейного воспитания выяснилось, что среди детей, подчеркивающих денежный аспект работы, очень высок процент детей более или менее регулярно получающих от родителей деньги на карманные расходы(71%) С этими данными согласуются и ответы детей на второй вопрос – «Зачем многие взрослые работают?». Большинство детей (70,2%) дают ответы типа «Чтобы деньги зарабатывать» и только 19,2% ответили «не знаю». (10,6%) детей дали ответ «не знаю» и не до конца осознают основную функцию денег. Количество ответов о том, что деньги зарабатываются на работе (55,3%).Таким образом, цель нашего исследования была достигнута.

Дальнейшая работа по проблеме исследования возможна в следующих направлениях:

- продолжение анализа и обобщение психолого – педагогической и научно – методической литературы по проблеме исследования;

- применение дополнительного метода исследования, такого как, анкетирование детей, с целью более полного сбора данных об экономических знаниях детей;

- внедрение игр по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста в учебно – воспитательный процесс ДОУ.

Результаты исследования по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста позволили сделать следующие выводы:

1.     Изучение научно – методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны.

2.     Из результатов диагностики было установлено, что ребенок, который дал один из основных ответов, имеет хотя бы зачаточное представление о труде, (89,1%).

3.     В результате в мотивационной структуре личности мотив денег не выходит на первый план и не подчиняет себе личность. Ребенок осознает «богатство» лишь как необходимую предпосылку цивилизованного образа жизни. Такая личность стремиться добиться экономического успеха, для того, чтобы материальные проблемы перестали быть значимыми для нее, а экономическое благополучие обеспечило возможность удовлетворения других культурных потребностей.

4.     Недостатки работы были таковы: мало литературного материала для более глобального изучения данной темы;

5.     Но, в общем, цель работы была достигнута, а задачи реализованы.

 

Список литературы.

1.     Шатова А., Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное  воспитание – 1994 - №8 – с. 49 – 53.

2.     Сеничев А.А., Развитие предпринимательской культуры личности в условиях профильного обучения [текст]  / А.А. Сеничев  // Профильная школа – 2008. - №2. – с. 51 – 56. – ч/з.

3.     Даринский А.В., Экономическая подготовка школьников. // Педагогика – 2000. - №3. – с. 14 – 17.

4.     Козлова Е.В., Особенности осознания детьми роли денег, труда, и их взаимосвязи. // Начальная школа – 2000. - №1. –  с. 22 – 26.

5.     Панкратьева Л., Три столпа рынка: знание, дело и воля: [Об эконом  . образовании школьников] // Нар. образование. – 1993. - №6. – с. 66 – 69.

6.     Щетинин В.П., Мясников В.А., Экономика образования как наука и учебный предмет. // Педагогика. – 1993. - №4. – с. 59 – 64.

7.     Матюша И.К., Связь трудового и экономического воспитания.// Современная педагогика. – 1989. - №9. – с. 32 – 36. – (Вопросы обучения и воспитания).

8.     Курак Е.А., Экономическое воспитание дошкольников.

9.     Смоленцева А.А., Проблемно – игровая технология экономического образования дошкольников. //  Примерная программа. 

10.                       Орлова И.Ю., Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ.

11.                       Сасова И.А., Экономическое воспитание детей в семье.

12.                       Бояринцева А.В., Психологические проблемы экономической социализации.// Педагогика. – 1994. - №4. – с. 12 -17.

13.                       Поляков В.А., Сасова И.А., Непрерывное экономическое образование молодежи.// Педагогика. – 1994. - №4. – с. 19 – 26.

14.                       Хараш А.У., Человек рынка. // Общественные науки и современность. – 1992. - №5. – с. 22 – 26.

15.                       Педагогический энциклопедический словарь.// Большая российская энциклопедия. – М., 2002, - с.323.

16.                       Методическое пособие для воспитателей «Занятия по экономике для детей старшего дошкольного возраста».: Челябинск, изд. «Факел».

17.                       Кон И. С., Социология личности. – М.: 1967.

18.                       Кон И. С., Ребенок и общество.-М.: 1988. С. 129.

19.                       Асмолов А. Г., Психология индивидуальности.- М.: 1986. – с. 7.

20.                       Мудрик А. В., Социализация и «смутное время». – М.: 1991. С. 23.

21.                       Фромм Э., Психоанализ и этика. – М.: 1993. с. 74.

22.                       Братусь Б.С., К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. – 1993. - №1. – с. 10.