Дипломная работа

Воспитание эстетической культуры у младших школьников средствами народной педагогики

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.  Теоретические основы воспитания эстетической культуры в психолого-педагогической литературе

1.1. Эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте……….8

1.2. Формы и методы  воспитания эстетической культуры…………………………………………………….……………………17

1.3.  Народная педагогика как средство воспитания эстетической культуры…………………………………………………………………………35

Глава 2.  Экспериментальная работа  по воспитанию эстетической культуры

2.1. Диагностика уровня эстетической культуры детей младшего школьного возраста……………………………………………………………50

2.2. Методические рекомендации по воспитанию эстетической культуры средствами народной педагогики……………………………….54

Заключение…………………………………………………………….63

          Библиография…………………………………………………………64

          Приложение 

 

Введение

Роль эс­тетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и дея­тельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной при­тче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фи­лософ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

 Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отме­чал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь науч­ного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же.  Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателя. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствуй развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.  

Однако влияние искусства на воспитание человека в опреде­ляющей мере зависит от его художественно-эстетического разви­тия. Оно приносит удовольствие и наслаждение толь­ко человеку, который имеет соответствующую подготовку и в до­статочной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью кото­рых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной под­готовки и соответствующего понимания. Даже интересный рас­сказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. За­дача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его дейст­венным средством познания окружающей действительности, разви­тия мышления и нравственного совершенства.

Все вышесказанное определяет актуальность вопроса воспитания эстетической культуры.

Вопросами эстетического воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи, такие как  Н.Л.  Арнина, Н.А. Ветлугина, Б.Т.  Лихачев, С.А. Герасимова, Л.С. Выготский, Л.И. Маленкова и другие.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы эстетической культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В произведениях  устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.  Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». Исследователи народной педагогики Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях.

Но изучение  психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам эстетического воспитания, позволила нам выявить  существующие противоречие между достаточно разработанным теоретическим аспектом данной проблемы и отсутствием  систематизированного подхода к нему - в практике учебных учреждений наблюдается  отсутствие  целенаправленной работы  по воспитанию эстетической культуры путем использования средств народной педагогики.

Данное противоречие  обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы:  «Воспитание эстетической культуры у младших школьников средствами народной педагогики».

Цель исследования: выявление возможностей средств народной педагогики в эстетическом воспитании младших школьников.

Объектом исследования является процесс воспитания эстетической культуры.

Предмет исследования:  воспитание эстетической культуры средствами народной педагогики.

В нашей работе мы  выдвинули следующее гипотетическое предположение:  воспитание эстетической культуры будет проходить наиболее эффективно при обращении в учебно-воспитательном процессе к   народному  музыкальному  творчеству и культуре как к  одному из важных средств формирования гармонически развитой личности.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1.           Определить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе. Изучить взгляды выдающихся педагогов на процесс формирования и воспитания эстетической культуры.

2.            Рассмотреть  сущность, содержание, методы и средства воспитания эстетической культуры школьников.

3.           Выявить и экспериментально апробировать наиболее эффективные условия для эстетического воспитания младших школьников на образцах народной культуры

В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы,  методы теоретического обобщения, моделирования;

-эмпирические:  педагогическое наблюдение;   анкетирование; количественная и качественная обработка эмпирических данных исследования.

Методологической основой нашего исследования являются  работы Н.Л.  Арниной, Н.А. Ветлугиной, Б.Т.  Лихачева, С.А. Герасимова, Л.С. Выготского, посвященные  вопросам эстетического развития и воспитания.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап  — поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с отбором средств народной педагогики для решения поставленных задач. Работа включала разработку технологии  воспитания эстетической культуры детей младшего школьного возраста.

Третий этап  - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации полученных результатов исследования, оформлению выпускной квалификационной работы.

Экспериментальной базой для проведения исследования явилась средняя общеобразовательная школа  деревни \\\\\  района  Тюменской области в составе 15 учащихся второго класса.

Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография, приложение.

 

 

Заключение

 В ходе исследования подтвердилась актуальность  вопроса воспитания эстетической культуры школьников. Влияние  искусства на воспитание человека зависит от его художественно-эстетического разви­тия. Оно приносит удовольствие и наслаждение толь­ко человеку, который имеет соответствующую подготовку и в до­статочной степени эстетически образован. За­дача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его дейст­венным средством познания окружающей действительности, разви­тия мышления и нравственного совершенства.

В процессе работы был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

Цели и задачи, поставленные нами  в начале исследования были выполнены.

Результаты опытно-педагогической работы по воспитанию эстетической культуры школьников экспериментальной группы подтвердили гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования о том, что воспитание эстетической культуры будет проходить наиболее эффективно при обращении в учебно-воспитательном процессе к   народному  музыкальному  творчеству и культуре как к  одному из важных средств формирования гармонически развитой личности.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в   практике учителей общеобразовательной школы и художественных студий для воспитания эстетической культуры детей.

 

 

Библиография

1.      Арнина, Н.Л. Уроки прекрасного. [Текст]/ Н.Л. Арнина.- М., 1983.

2.      Барг, М.А.  Эпохи и идеи. [Текст]/ М.А.   Барг. - М., 1987.

3.      Библер, В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) [Текст]/ В.С. Библер // Вопросы философии. 1989. № 6.

4.      Взаимодействие искусств в педагогическом про­цессе. [Текст]/ Межвуз. сб. научн. трудов. Л-д,1989.

5.      Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка.  [Текст]/ Н.А.  Ветлугина.- М.: Просвещение, 1988.

6.      Выготский, Л.С.. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк[Текст]/ Л.С. Выготский. - М., 1967.

7.      Готовцев, Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. [Текст]/ Г.А Готовцев.- М.: Новая школа, 1993.

8.      Государственный образовательный стандарт (научно-региональный компонент образования). [Текст]/ Екатеринбург. 1999.

9.      Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2 т. [Текст]/  Сост. В.П. Шестаков М., 1973.

10. Кабалевский,  Д. Б. Воспитание ума и сердца. [Текст]/ Д. Б. Кабалевский.- М., 1984.

11. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. [Текст]/ Н.Д.Левитов.- М., 1964.

12. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. [Текст]/ Б.Т. Лихачев.- М., 1985.

13. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника. [Текст]/ А. А.  Люблинская. - М.: Просвещение, 1977.

14. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника. [Текст]/  М. В. Матюхина. - М.: Просвещение, 1976. 

15. Мельников, М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», [Текст]/ М.Н. Мельников.- Новосибирск:  Просвещение, 1987.

16. Мир детства. Младший школьник. [Текст]. - М.: Педагогика, 1988.

17. Мир профессий - том «Человек - человек» Статья Л.А. Балакирева « Учитель начальных классов». [Текст]/ Под редакцией Р.Д. Кавериновой, Л.М. Зюбина.-М., 1986.

18. Назаров, Л. Введение в песенный фольклор. [Текст]/ Назаров Л. //Народное творчество. №6, 1999, № 1, 2000.

19. Немов, Р.С. Психология. [Текст]/ Р.С. Немов.- М., 1999.

20. Основы эстетического воспитания. [Текст]/ Под редакцией Н.А. Кушаева.- М., 1986.

21. Онищук, В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. - [Текст]/ В. А. Онищук.- М.: Просвещение, 1981.

22. Раченко, И.П. НОТ учителя. [Текст]/ И.П. Раченко. - М., 1989.

23. Смирнов, С. Педагогика. [Текст]/ С. Смирнов. – М.: Академия, 1998.

24. Старикова, К.Л. У истоков народной мудрости. [Текст]/ К.Л.Старикова. - Екатеринбург, 1994.

25. Старикова К.Л. «Народные обряды и обрядовая поэзия», [Текст]/ К.Л.Старикова. - Екатеринбург, 1994.

26. Система эстетического воспитания школьников. [Текст]/  Под редакцией С.А. Герасимоваю - М., 1983.

27. Фомина, Н.Н. Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации уроков. 1-4 кл. [Текст]/ Н.Н. Фомина. – М., 1991,

28. Хижняк, Ю.Н. Как прекрасен этот мир. [Текст]/ Ю.Н. Хижняк.- М., 1986.

29. Шамина, Л. Работа с самодеятельным коллективом. [Текст]/ Л.  Шамина.- М.: Музыка 1983.

30. Щиряков, Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. [Текст]/ Н.Н. Щиряков.- Минск, 1970.

31. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст]/  /Сост.  Т. К. Короткина, Л.Б. Шалыт. - Минск, 1989.

32. Эстетическое воспитание школьников. [Текст]/ Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева.- М., 1974.