Дипломная работа

«Развитие познавательных интересов  у детей старшего дошкольного возраста».

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1.  Образовательная система школы:  индивидуальный и дифференцированный подходы

1.1.   Понятия "дифференциация" и "индивидуализация" обучения. Становление и развитие индивидуального и дифференцированного  подходов в образовательном процессе………………………………..…7

1.2.   Цели дифференциации и индивидуализации в обучении…………….14

1.3.   Педагогические условия реализации индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения……………….35

 

ГЛАВА 2.  Опытно-экспериментальная  работа по изучению и актуализации индивидуального и дифференцированного подходов в образовательной системе школы (на примере уроков биологии)

2.1. Диагностика  уровня  познавательных особенностей школьников в рамках урока биологии на констатирующем этапе эксперимента…………..49

2.2. Реализация педагогических условий  индивидуального и дифференцированного подходов на уроках биологии ……………………... 56

2.3. Эффективность реализации педагогических условий индивидуального и дифференцированного подходов  на уроках биологии………………………68

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………72

 

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………77

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Актуальность исследования обусловлена тем, что обновление всех сфер общественной жизни в последние годы со всей определённостью
выявило потребность изменения форм индивидуального обучения
подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного
обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации
процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы
учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации. Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации внутриклассной дифференциации процесса обучения школьников на уроках биологии.
Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как
включать внутриклассную дифференцированную самостоятельную работу в
процессе усвоения учащимися знаний и умений, какова степень эффективности такой работы.

Необходимо также отметить, что возможности урока в развитии
самостоятельности детей используется в практике работы многих учителей
 совершенно недостаточно. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса, с одной стороны, и отсутствием
теоретического и опытно – экспериментального обоснования реализации этой возможности – с другой.

Возникшее  противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Интеграция  индивидуального и дифференцированного обучения на уроках биологии в общеобразовательной школе».

Проблема исследования заключается в изучении возможности индивидуального и дифферинцированного подхода в процессе обучения и определении условий его реализации в педагогическом процессе. Рассматривая проблему мы ограничились учебно – познавательной  деятельностью на уроках биологии.

Решение данной проблемы определило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса обучения на уроках биологии  в 10  «А» классе «МОУ Ново-селезневская средняя общеобразовательная школа».

Объект исследования: образовательная система школы.

Предмет исследования: индивидуальный и дифференцированный подходы. 

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения проблемы индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

2. Определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной  дифференциации.

3.  Разработать и экспериментально проверить эффективность системы  заданий для уроков биологии в десятом  классе,  ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной индивидуализации и  дифференциации.

Гипотеза исследования: Процесс обучения будет наиболее успешным, если развивать познавательные способности учащихся
посредством практической деятельности; разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков биологии в десятом классе; целенаправленно, педагогически обоснованно осуществлять индивидуальный подход; внедрить в практику технологию внутриклассной индивидуальной самостоятельной работы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной  школы с. Ново-Селезнево Казанского района Тюменской области с  участием 48  учащихся 9 класса: 24 учащихся  экспериментальной группы и 24 учащихся контрольной группы.

Этапы исследования:

1 этап   - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении выпускной квалификационной  работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Методологической основой  исследования послужили работы как отечественных исследователей по проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения (И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и др.);  работы учёных-методистов по разработке  и внедрению  дифференцированного и индивидуального подходов (А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.); работы западных исследователей проблемы личностного роста (И.Э.Унт А. Ад­лер, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки, Э. Эриксон и др.).

Новизна и практическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в педагогике,  психологии  и методике по вопросам индивидуализации и дифференциации процесса обучения  в условиях современной школы. Представляется  возможным использовать данную работу в практике  учителей биологии при  организации образовательного процесса.

Структура работы: введение,  две главы, заключение, библиография.

Положения, выносимые на защиту:

1. Роль и значение современного урока биологии в системе индивидуального и дифференцированного подходов.

2. Педагогические условия  и эффективность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе исследовательской работы нами были получены следующие
результаты:
1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
2. Определены условия эффективности индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.
3. Разработаны технологии индивидуализации и внутриклассной
дифференциации процесса обучения  на уроках биологии.
4. Разработана система дидактических заданий для уроков биологии в десятом классе, ориентированных на реализацию в условиях
внутриклассной дифференциации.

5. Изучены особенности воздействия разработанной системы на
индивидуальное развитие учащихся.

В ходе экспериментального исследования наша гипотеза подтвердилась, т.е. при целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутриклассной дифференциации процесса обучения на уроках биологии.

Зная особенности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.

Дифференцированность обучения детей каждой индивидуально-
типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников.

Итак, завершающий этап эксперимента показал эффективность применения дифференцированного и индивидуализированного подхода к обучению школьников на уроках биологии.  

Практической задачей дифференциации обучения является:
ответить на вопрос, как подойти к тому или иному ученику, чтобы повысить уровень его обученности и обучаемости. Может показаться, что слишком большое количество групп учащихся усложнит практическую работу учителя. Однако каждый педагог различает учеников по уровню их успеваемости, разве пятибалльная система отметок не означает такого деления учеников? Едва ли удастся привести примеры, когда бы школьник ни знал, кто он есть – отличник, "троечник" или неуспевающий. Данная типология, на наш взгляд, хороша тем, что даёт возможность показать, что хорошо успевающий, среднеуспевающий и слабо успевающие – это далеко не однородные группы по своему составу, каждая из них делится на подгруппы учащихся, которые в свою очередь обладают определённой спецификой. Несомненно, между подгруппами не может быть чёткой, неподвижной границы, однако различать их не представляет особого труда. Конечно, выделенные группы не должны являться чем-то застывшим, абсолютно устойчивыми, так как это привело бы к
следующим отрицательным последствиям:

1.      постепенное вырабатывание сознания превосходства над коллективом одной части учащихся и чувства неполноценности у другой;

2.       углубление отставания слабых учащихся от уровня подготовки класса;

3.       у учителя складывается стереотип восприятия ученика.

  Напротив, при условии успешной дифференциации учебной работы
слабоуспевающие ученики должны перейти в разряд среднеуспевающих,
"средние" – стать хорошо успевающими, а последние сделаться ещё более знающими, умеющими и способными.

 Анализ литературы по исследуемой теме позволил определить ряд условий, необходимых для эффективной реализации личностного и дифференцированного подходов. Важным этапом в процессе работы педагога, придерживающегося ориентации на дифференцированный подход в обучении, должны быть, по всей видимости, определение и отработка системы работы с каждой из выделенных групп учащихся.

Работа с дифференцированными группами учащихся должна вестись по двум основным направлениям:

1.                            Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.

2.                             Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.

При усвоении общеобразовательного программного материала дифференцированный подход направлен, прежде всего, на предупреждение и устранения пробелов в знаниях и ошибок в проблемах деятельности. В связи с этим работу учителя целесообразно разделить на два направления.
1.Предупреждение ошибок в овладении общеобязательными знаниями и типическими приёмами самостоятельной деятельности. Среди основных первоочередных мер такой работы необходимо, прежде всего, выделить меры, направленные на повышение обучаемости, организованности и обученности ученика.

2. Устранение пробелов в знаниях и ошибок в приёмах самостоятельной деятельности. Исследования педагогической литературы убеждает, что первоочередными задачами дифференцированной работы со школьниками,
направленной на устранение ошибок и пробелов в самостоятельной
деятельности являются следующие: 

  а) Помощь в осознании ошибок в учебной деятельности и путей их устранения, задания на усвоение наиболее существенного в пройденном материале; временное обеспечение заданий.

  б). Помощь в расширении и углублении программных знаний, в
формировании индивидуально – своеобразных приёмов
самостоятельной деятельности.

в) Помощь учащимся в расширении и углублении программных знаний.

г) Помощь школьнику в выработке индивидуального стиля самостоятельной деятельности.

д) Обеспечение оптимального развития склонностей ученика в учебной и внеучебной творческой деятельности.

Подводя итог сказанному в  данной работе, можно сделать некоторые выводы:
        Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию
учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а следовательно понятия "внутренняя дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.
        Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
        Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в
обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
       Основной целью индивидуализации и дифференциации является
сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
        Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в
обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

а) быть единой для всех групп учащихся;

б) показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

в) наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;

г) представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

1.                   Анохина, Г.Н.  Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения [Текст] / Г.Н. Анохина // Инновации в образовании. 2003. №1 С. 94-103.

2.                Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях современной школы: [Текст] / Материалы итоговой научно-практической конференции, 23-24 мая 1999 г. /Под ред. П. Л. Васильченко - М.: ПРИОР, 2000.-164 с.

3.                Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студент. вузов. [Текст] / Г.С. Абрамова - М.: Академия, 1997 – 638 с.

4.                Анастасова, Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. [Текст] /  Л.П. Анастасова, В.С.  Кучменко. — М., 2000.- 278 с.

5.                Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. [Текст] / Б.Г. Ананьев /Под ред. А.А. Боданева. .: МГУ, 2000.Т.2-288 с.

6.                Бабанский,, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

7.                Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский, М.: Прсвещение, 1989. -558 с.

8.                Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский,  М.: Просвещение, 1989. -256 с.

9.                Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Проспект, 2001. -192 с.

10.           Бутузов, И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое
средство эффективного обучения школьников. [Текст] / И.Т. Бутузов М., 1968.- 214 с.

11.           Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания био­логии. [Текст] /Н.М.  Верзилин, В.М. Корсунская — М., 1983. – 306 с.

12.           Воскресенская, Н.М. Великобритания: Стратегические направления развития образования[Текст] /Н.М. Воскресенская  //Педагогика - 1996 г. №4 -  С. 91-98

13.           Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] / Л.С. Выготский - М.. Дело, 1995.-240с.

14.           Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.

15.           Гоноблин, Ф.Н. Книга об учителе. [Текст] / Ф.Н. Гоноблин. М.: Юнити, 2001. -240 с.

16.           Григорян, С. Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе. [Текст] /  С.Т. Григорян М.: БЕК, 2002. -162 с.

17.            Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В. Давыдов – М., 1978 – 321 с.

18.           Зимняя, И. А. Педагогическая психология. [Текст] / И.А. Зимняя – Ростов  на Дону: Феникс, 1997 – 476 с.

19.           Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.

20.           Кабанова – Меллер, Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности   и умственное развитие учащихся. [Текст] /Е.Н. Кабанова – Меллер. -  М., 1968. – 243 с.

21.           Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. [Текст] / А.А. Кирсанов.  азань, 1992.-124 с.

22.           Кларин, М.В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике XX века [Текст] / М.В. Кларин //Сов. педагогика. - 1987 г. - №47 – С.120-126.

23.           Кон, И.С. Ребенок и общество. [Текст] / И.С. Кон - М.: МГУ, 2000 .-269 с.

24.           Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для- студентов пед.институтов. [Текст] / Н.А. Константинов .: Просвещение, 1992.-447 с.

25.           Краткий словарь по социологии [Текст] /Под ред. А.С. Айзикович. / - М.: МГУ, 2000,-447с.

26.           Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / /Под ред. А.В. Петровского. .: Знания, 2000.-494 с.

27.           Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. [Текст] / Н.В. Кузьмина .: Перспектива, 2002.-174 с.

28.           Калмыкова, З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся. [Текст] / З.И. Калмыкова//Вопросы психологии. 1961 №2.- С.97.

29.           Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как  педагогическая проблема. [Текст] / А.А. Кирсанов Казань, 1982.- 264 с.

30.           Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной системы. [Текст] /Е.А. Климов. - Казань, 1969.- 315 с.

31.           Конев, А.Н. Индивидуально – типологические особенности
школьников как основа дифференцированного обучения. [Текст] / А.Н. Конев М., 1968.- 231 с.

32.           Колеченко, А.К. "Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] /  А.К. Колеченко С.-Пб., 2002. -  367 с..

33.           Конюшко, В.С. и др."Методика обучения биологии".[Текст]/В.С. Конюшко. -  Минск,2004г. – 246 с.

34.           Кучменко, В.С. и др. "Проблемы модернизации биологического
образования"[Текст] / В.С. Кучменко  // Биология в школе, 2003 г., № 5. – С.85-88.

35.            Кучменко, В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] /  В.С. Кучменко — М., 2000. – 347 с.

36.            Леонтьев, Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность – 2 – е изд. [Текст] /  Л.Н. Леонтьев – М., 1977 – 364 с.

37.            Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст] / А.М. Матюшкин.- М.,  1972. – 185 с.

38.            Махмутов, М.И. Об индивидуализации обучения [Текст] / М.И. Махмутов. // Народное образование. 1964.№2. – С.64.

39.            Марина, А.В., Соломин, В.П., Станкевич, П.В. Школьное биологичес­кое образование: проблемы и пути их решения. [Текст] / А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. СтанкевичСПб., 2000. – 341 с.

40.            Майоров,  А.Н.   "Тесты  и  их  виды",  [Текст] / А.Н. Майоров //Школьные технологии, 1998 г., №4. С.   176-178 

41.           Рабужский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения       школьников. [Текст] / Е.С. Рабужский М., 1975.- 268 с.

42.           Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика  воспитания. [Текст] / B.C. Селиванов. - М.: Академия, 2000. - 335 с.

43.            Онищук, В.А. Урок в современной школе. [Текст] / В.А. Онищук. - М., 1981.- 236 с.

44.            Орлова, Л. Н. Теоретико-методологические основы преподавания био­логии. [Текст] /Л.Н.  Орлова — Омск, 2001.- 276 с.

45.            Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] /  Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1996 – 168 с.

46.                          Понамарева, И.Н.  и др.  "Общая методика обучения биологии".[Текст] /  И.Н. Понамарева. - М.,2003 г., с.240-244.

47.            Репкина, Г.В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст] / Г.В.Репкина, Е.В. Заика. Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

48.           Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Текст] /Л.Д. Столяренко М.: Ростов-на-Дону,  Феникс, 2003.-544 с.

49.           Тутушкина, М.К. Практическая психология. [Текст] / М.К. Тутушкина. М.: Дидактика Плюс,  2001.- 368с.

50.           Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И.Э.Унт. ., 1990. – 367 с.

51.           Хелус, З. Понимаете ли вы ученика? [Текст] / З.  Хелус. - М., 1987.- 162 с.

52.           Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении 
школьников [Текст] / З.П.  Шабалина//Начальная школа. 1990. №6. – С.76-79.

53.           Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого. [Текст]/ С.Д. Шевченко  М., 1991. – 217 с.

54.           Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. [Текст] /Г.И. Щукина М., 1971.- 137 с.

55.            Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф.Талызина – М.: Академия, 1998 – 497 с.

56.            Фридман, Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.  Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

57.            Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин  – М., 1995, - 342 с.

58.            Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] /  Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии – 1971, - №4 – с. 57 – 61.