Дипломная работа

 «Компьютерные проекты как средство  формирования  познавательных интересов старшеклассников».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса у старших школьников

1.1.   Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе……...………………………………………………………………….9

1.2.   Особенности  формирования познавательного интереса у  старшеклассников……………………………………………………………..…15

1.3.   Средства и методы развития познавательного интереса старшеклассников……………………………………………………...………...26

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию познавательных интересов старшеклассников

2.1. Диагностика  стартового уровня познавательных интересов……..33

2.2. Организация работы над компьютерными проектами…………..42

2.3. Результаты  экспериментального исследования ……..…55

Заключение……………………………………………………………………..60

Библиография…………………………….................................................................62

Приложения

 

 

 

Введение

 

Развитие познавательных интересов учащихся может быть сегодня рассмотрено в ракурсе проблемы повышения качества образования. В настоящее время в обеспечении качества российского общего образования существуют определенные трудности, связанные с недостаточным уровнем подготовленности значительной части учащихся, их неумением применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, о чем свидетельствуют как результаты ЕГЭ, так и международных сравнительных исследований образовательных достижений PISA-2008, PISA-2009. В связи с этим становится актуальным поиск средств, обеспечивающих повышение образовательной подготовки выпускников школ, способных полноценно функционировать в современном постиндустриальном обществе — гибко адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, активно взаимодействовать с социумом в различных сферах жизнедеятельности, самостоятельно решать различные проблемы личного и социального характера.

Реализуемые в настоящее время меры по повышению качества российского образования в рамках его модернизации (стандартизация содержания, введение Единых государственных экзаменов) зачастую носят достаточно прагматичный характер, направленный на ситуативное преодоление существующих проблем, и не делают акцент на развитии познавательных интересов учащихся, детерминирующих успешность образовательной деятельности. На наш взгляд, долгосрочный результат в образовании может быть достигнут на основе развития познавательных интересов учащихся, определяющих их активность и самостоятельность в познании окружающей действительности.

Проблема развития познавательных интересов имеет особую актуальность в старшем школьном возрасте, что обусловлено необходимостью жизненного и профессионального самоопределения.

В качестве адекватного средства развития познавательных интересов старшеклассников может рассматриваться их проектная деятельность. Проблема проектной деятельности учащихся и развития их познавательных интересов не является новой в педагогической теории и практике. В трудах отечественных и зарубежных педагогов (Э. Коллингс, Т.Д. Корнейчик, Л. Левин, А.П. Пинкевич и др.) раскрыты философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся. В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом историко-педагогических исследований (Л.И. Богомолова, А.И. Пискунов, Е.Ю. Рогачева, Н.В. Турчина и др.), рассматривается со стороны педагогических закономерностей (И. А. Зимняя, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко и др.), психологических (Н.В. Матяш) и методических особенностей (М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, П.А. Петряков и др.).

Различные аспекты проблемы развития познавательных интересов учащихся нашли отражение в научных работах, раскрывающих сущность познавательного интереса (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина и др.),  педагогические способы и условия развития познавательных интересов учащихся (Л.И. БожовичА.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.).

Вместе с тем, в психолого-педагогической теории не выявлены содержательные особенности проектной деятельности и педагогические средства ее организации, обеспечивающие успешное развитие познавательных интересов учащихся.

Социальный заказ общества ориентирует школьное образование на развитие творческой личности, умеющей определить себя в новой экономической и социально-политической системе, а также на эффективное использование достижений современных технологий. Однако систематическое использование современных информационных технологий происходит только на уроках информатики, что не позволяет максимально эффективно и полно реализовать задачи, стоящие перед образованием, его информатизацией. Готовность к изучению учебных дисциплин с использованием информационных технологий не возникает сама по себе, ее формируют в специально созданных для этого условиях и при целенаправленном воздействии на субъекты образовательного процесса.

В условиях информатизации образования, когда наряду с традиционными методами обучения необходимо готовить учащихся к широкому применению принципиально новых, основанных на использовании компьютера как источника информации и инструмента ее преобразования, актуальной становится проблема формирования и развитие познавательного интереса школьника, побуждение его интереса к познанию окружающего мира средствами современных информационных технологий.

Таким образом, возникает противоречие:

- между потребностью в развитии познавательных интересов, обеспечивающих долгосрочный результат в обучении, и отсутствием систематической целенаправленной работы в практике образовательных учреждений по использованию адекватных современных педагогических средств развития познавательного интереса учащихся;

- между современными реалиями, когда использование компьютера является неотъемлемой частью деятельности человека, и недостаточным использованием компьютерных технологий в качестве средства формирования познавательных интересов учащихся, которым предстоит жить и работать в информационном обществе.

Выделенные противоречия определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Компьютерные проекты как средство  формирования  познавательных интересов старшеклассников».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические возможности проектной деятельности с использованием компьютерных технологий как средства развития познавательных интересов старшеклассников.

 

Объект исследования - процесс формирования  познавательных интересов у детей старшего школьного возраста.

Предмет исследования - педагогические возможности компьютерной проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся старших классов.

Гипотеза исследования: компьютерные проекты  могут выступать эффективным средством развития познавательных интересов старшеклассников, если: будет обеспечено участие старшеклассников в проектах различного типа (исследовательских, ролевых, творческих, информационных, прикладных и др.), учитывающих индивидуально-личностные интересы  учащихся.

Исходя из объекта, цели,      предмета исследования можно выделить  следующие задачи исследования:

1.                      Изучить сущность понятия «познавательных
интересов» в психолого-педагогической литературе.

2.                      Выявить структуру и специфику познавательного интереса у детей старшего школьного возраста.

3.                      Раскрыть особенности проектной деятельности учащихся (в плане ее содержания, организации и педагогического взаимодействия), способствующие развитию познавательных интересов старшеклассников

4.                      Разработать  и экспериментально     апробировать        средства развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста.

Методологической основой исследования являются:

-фундаментальные положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л.И.Божович, И.С.Кон, Н.С.Лейтес, А.К.Маркова, Р.С.Немов, ДБ. Эльконин и др.);

-теория развития познавательных интересов учащихся (Л.И. Божович, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Ф.К.Савина,  Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);

-концептуальные идеи организации проектной деятельности учащихся в системе основного и дополнительного образования (Д. Дьюи, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова и др.);

-современные концепции использования метода проектов в различных предметных и образовательных областях (П.Р. Атутов, М.Б. Павлова, П.А. Петряков, Дж. Питт, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко и др.). Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация научных данных; педагогический эксперимент; интервьюирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение.

База исследования: Дубынская СОШ Казанского района Тюменской области.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный  – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении выпускной квалификационной  работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Научная новизна исследования состоит в том, что вопрос использования компьютерного проекта как средства формирования познавательных интересов у детей старшего школьного возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы условия применения проектных компьютерных средств обучения для эффективного формирования познавательных интересов у детей старшего школьного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в педагогике,  психологии  и методике по вопросам применения компьютерных проектов для формирования познавательных интересов  детей старшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике  педагогов  при  организации учебного процесса в  системе среднего образования.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.

 

 

Заключение

 

Развитие познавательных интересов у детей, под которым понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира и наблюдается стремление личности заниматься именно этой деятельностью, является одной из важных задач системы образования.

Познавательный интерес — это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Это  важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес представляет собой избирательную направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующую психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

Педагогический механизм развития познавательных интересов включает в себя организацию компьютерной проектной деятельности старшеклассников.

В эксперименте приняли участие учащиеся 10 класса в количестве 20 человек.

На    основе    выделенных  нами  критериев    были    определены    уровни сформированности познавательных интересов у детей старшего школьного возраста.

Качественный анализ результатов полученных на констатирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что большая часть детей экспериментальной и контрольной групп имела средний и низкий уровень сформированности познавательного интереса.

На формирующем этапе эксперимента мы разработали и апробировали организацию компьютерной проектной деятельности  старшеклассников, как средства формирования познавательных интересов у детей старшего школьного возраста:

Мы выявили, что уровень развития познавательных интересов у учащихся  экспериментальной группы повысился, а у школьников контрольной группы остался на прежнем уровне, так как с ними не проводились занятия в системе.

Это доказывают количественные данные: На высоком уровне до проведения формирующего эксперимента - 10%, после проведения - 50%, на среднем уровне соответственно 60% - 50%, на низком уровне - 30% - 0.

Полученные нами экспериментальные данные дают основание для общего вывода о том, что использование компьютерных проектов позволяет значительно повысить уровень развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста.

Таким образом, результаты экспериментального исследования служат подтверждением выдвинутой нами гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.     Авраменко, Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. [Текст]/ Е.А. Авраменко // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35. – С.27.

2.     Агафонова, М.А. Метод проектов. [Текст]/ М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35 – С 32.

3.     Божович, Л.И. О мотивации учения /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина [Текст]/Л..Божович. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.- 320с.

4.     Бокуть, Л.В. Компьютерные технологии для эффективной познавательной деятельности. [Текст]/ Л.В. Бокуть  // Минск: Материалы международной научно – метод. конф. «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития», – 2004. – С. 166–167.

5.     Бойкова, Л.В. Уроки информатики с элементами метода проектов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 29 апреля. [Электронный ресурс]/ Л.В. Бойкова // http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-02.htm.

6.     Булгакова, Т.Е. Образовательный потенциал новых информационных технологий. [Текст]/ Т.Е. Булгакова  // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки» №2 (14), 2005.  - С. 84–89.

7.     Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках [Текст]/С.О.Вишневская // Интернет-журнал "Эйдос". – 2009.

8.           Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка
[Текст]/ П.Я. Гальперин// Вопросы психологии. - 1969.- № 1.-е 15-25.

9.     Гафитулин, М.С. Уровни познавательной активности [Текст] / М.С. Гафитулин // Технологии творчества. – Челябинск, 2009. - № 2. – С. 24–28.

10.                       Горемычкин, А.И. О стратегии компьютеризации [Текст]/А.И.Горемычкин // Информационные технологии. - 2009. - № 2. - C.10-16.

11.                       Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса [Текст]/С.В.Гурьев. – М.:Просвещение, 2002. – 234 с.

12.                       Гусев, В.В. Информационные технологии в образовательном процессе [Текст]/В.В.Гусев, П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. - Орел: ВИПС, 2007. - 126 с.

13.                       Детская    практическая    психология:    Учебник  [Текст] /   Под.    ред.    Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики, 2001.-255 с.

14.                        Дусавицкий, А.К. Познавательные мотивы /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина [Текст]/А.К.Дусавицкий. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.- 320с.

15.  Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения[Текст] /   А.Н. Леонтьев М.: 1983.-Т.1.- 367 с.

16.                       Маркова, А.К. Формирование мотивации учения[Текст]/А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.В. Орлов.- М.: 1990.- 247 с.

17.  Мухина,   В.С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития,
детство, отрочество[Текст] /   В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000.- 456с.

18.                       Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. [Текст]/ Н.Ю. Пахомова //Учитель-№1. 2009. - С.41-45.

19.  Поддъяков,  Н.Н.   Актуальные  проблемы  современной  психологии [Текст] /   Н.Н. Поддъяков.- М.: 1983.- 364 с..

20.              Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров [Текст] /    Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

21.                       Прохорова,    Л.Н.    Детское   экспериментирование   - путь познания   окружающего  мира. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. - Владимир. - 2008.- 112 с.

22.                       30 . Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Бим-Бад.-М., 2000-508с.

23.                       Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. [Текст] / И.В. Роберт. -  М.: Школа-Пресс. 2004. – 205 с

24.  Российская педагогическая энциклопедия[Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М., 1993.- 573 с.

25.  Ротенберг, В. Психология поиска[Текст] / В. Ротенберг.   // Педология. - 2007.№6.- С.28.

26.                       Фридман, Л.П. Психологический справочник учителя. [Текст]/Л.П. Фридман, М.Ю.  Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

27.           Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности [Текст] / Р.А. Хабиб.- М.: Педагогика, 1979.- 480 с.

28.                        Хохлова, Н.М. Информационные технологии. [Текст] / Н.М.  Хохлова – М.: Приор-издат, 2007. – 192 с.

29.                       Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся [Текст] /  Г.И. Щукина— М.: Педагогика, 2007. —358 с.

30.                       Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /  Г.И. Щукина– М.: Педагогика, 2006. – 216 с.

31.           Щукина,      Г.И.      Педагогические      проблемы      формирования
познавательных интересов учащихся[Текст] / Г.И. Щукина.- М.: Педагогика, 2008. -523 с.

32.   Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся [Текст] /Г.И.Щукина.-М.-2007.- 320 с.

33.                Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст]/ Д.Б. Эльконин  – М., 1995, - 342 с.