Дипломная работа

 «Организация игровой деятельности как путь формирования  ученического сообщества младших школьников».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3

 

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы  организации игровой деятельности  младших школьников  для формирования  коллектива младших школьников

1.1.   Сущность значения игровой деятельности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………...8

1.2.   Сущность и пути развития детского сообщества………………..16

1.3.   Виды игр, способствующих формированию ученического сообщества младших школьников  и условия их применения………………36

 

ГЛАВА 2.  Формирование ученического сообщества в начальных классах

2.1.   Анализ состояния детского сообщества экспериментальной группы…………………………………………………………………………...48

2.2.   Реализация игровой деятельности в экспериментальной группе……………………………………………………………………………57

2.3.   Динамика развития детского сообщества……………………….70

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….75

 

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………79

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


  Игра является ведущей деятельностью ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, т.к. игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ситуации ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре. Игра возникает на основе реальной жизни и развития в единстве с потребностями ребёнка. Неосуществимые для малыша в данный момент желания может быть реализованы в игре.

Игра-  ведущая деятельность ребенка, определяющая его дальнейшее  психическое развитие прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация.

Основой  детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. Игровая воображаемая ситуация вырабатывается у детей к трём годам. Но умения их действовать в условном воображаемом плане постепенно формируется взрослыми. Такая работа ведётся с детьми уже с раннего возраста. В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни , которые его заинтересовали.

Отечественные психологи (Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, что развитие ребёнка происходит в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности  (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития  вид деятельности.

В современной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые, игры – драматизации, музыкальные игры- забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры, игрушками.

Выдающиеся педагоги и психологи: Л.С. ВыгодскийЭльконин Д.Б. Леонтьев А.Н., Спиваковская А.С. и другие отмечают огромное значение игры в развитии детей. Н.К Крупская сравнивала игру с учёбой и трудом по тому развивающему интеллектуальному эффекту, который игра оказывает на детей, играя ребёнок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отражаемых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отражаемых событий.  Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысления её выступают на первый план.

  В младшем школьном возрасте игра продолжает оставаться ведущим видом деятельности ребенка, поэтому  вопрос организации игровой деятельности является актуальным для учителя начальных классов. Игра способствует не только умственному, но и социальному развитию ребенка. В процессе игры дети приобретают необходимые навыки общения, развивают нравственные и гуманные чувства. Это, безусловно, способствует формированию ученического сообщества.

 Социальное воспитание детей является одним из важных факторов  стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Формирование детского сообщества, групповой  сплоченности также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос  педагогики и  психологии.

Реальность общественных отношений всегда выступает как реальность отношений между социальными группами, поэтому вопрос изучения  формирования детского сообщества является актуальным.    

Вопросом изучения внутригруппового взаимодействия  и способов  его конструктивного  формирования занимались такие видные психологи, философы, социологи и педагоги, как И.В.Дубровина, М.И Лисина, И.А. Зимняя, Е.Мелибруда, Е.И. Рогов, Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина, Д.И. Фельдштейн  и др.

Но, несмотря на достаточную освещенность проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, учителя начальной школы недостаточно работают  над созданием условий для формирования  детского сообщества путем организации игровой деятельности школьников.

Возникает противоречие между достаточной  теоретической изученностью  данного вопроса и отсутствием в психолого-педагогической практике системной работы по организации игровой деятельности с целью  формирования детского ученического сообщества. Данное противоречие обусловило выбор темы нашей  выпускной квалификационной  работы: «Организация игровой деятельности как путь формирования  ученического сообщества младших школьников».

Объект исследования:   педагогический процесс в начальной школе, направленный на формирование ученического сообщества в классе.

Предмет исследования:  Игровая деятельность с целью формирования детского сообщества.

Цель: Рассмотреть педагогические возможности игровой деятельности в  формировании классного сообщества младших школьников.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому  использование сюжетно-ролевой игры, групповой деятельности в игровой инструментовке, будет способствовать повышению уровня сформированности детского сообщества.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи:

 1. Обосновать сущность и значение игровой деятельности младших школьников, условия ее успешного применения в целях развития коллектива.

2. Изучить возможности игры в формировании классного сообщества.

3. Реализовать комплекс игр, направленных на развитие детского сообщества и проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента; беседа; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

При этом  необходимо реализовать следующие условия:

1. учитывать уровень сформированности коммуникативных умений  детей класса

2. учитывать их социальный и  жизненный опыт

3. учитывать индивидуальные особенности и способности детей класса.

    Исследование проводилось на базе Прокуткинской средней школы с участием 20 человек.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап  заключался в оформлении выпускной квалификационной  работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Методологической основой  являются  научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Б.Г. Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, Д.Б. Эльконина,  Г.А. Урунтаевой,  Е. О. Смирновой, О.С.Газмана, В.ВЛебединского, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М. Либлинг, И.М. Юсупова, А.А.Крыловой, Е.И. Рогова, П.Н.Мальковской, В.Г.Немировского и др.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по вопросам организации игровой деятельности младших школьников и особенностям  формирования  детского сообщества.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике  учителей младших классов при  формировании детского  сообщества (класса,  объединения по интересам и т.д.).

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В проведенном нами исследовании по теме:  «Организация игровой деятельности как путь формирования  ученического сообщества младших школьников», объектом исследования являлся   педагогический процесс в начальной школе; предметом  исследования:  игровая деятельность с целью формирования детского сообщества.

В ходе работы были рассмотрены   особенности организации игровой деятельности как пути формирования классного сообщества.

В процессе работы нами были выполнены следующие задачи, поставленные нами в начале исследования:

 1. Обоснована сущность и значение игровой деятельности младших школьников, условия ее успешного применения в целях развития коллектива.

2. Изучены и проанализированы возможности игры в формировании классного сообщества.

3. Разработан и экспериментально апробирован комплекс игр, направленных на развитие детского сообщества.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента; беседа; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

В ходе работы подтвердилась актуальность темы исследования.

В результате теоретического анализа исследуемой проблемы возникло предположение о том, что игра может эффективно использоваться для развития детского сообщества и формирования у детей младшего школьного возраста  навыков общения.

 В соответствии с данным предположением было проведено экспериментально-педагогическое исследование, в задачи которого входила разработка и практическое применение комплекса игр, направленных на формирование ученического сообщества.

С целью проведения анализа состояния детского сообщества младших школьников нами был проведен эксперимент. Исследование осуществлялось на базе  Прокуткинской средней общеобразовательной школы.

В ходе исследования было выявлено следующее:

На стартовом уровне четверо  детей контрольной и экспериментальной групп  показали высокий уровень коммуникативных умений, средний уровень был выявлен у двенадцати  детей, наблюдения за тремя детьми указывают на низкий уровень коммуникативных умений.

Формирующий эксперимент проводился с десятью  учащимися экспериментальной группы в рамках внеклассных занятий  - театрального кружка.  В работе с детьми контрольной группы комплекс игр-занятий для формирования сообщества не применялся.

Целью проводимого комплекса игр – занятий  являлось: формировать умение выражать дружеские чувства, эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу), тактично критиковать и хвалить друг друга, совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

Мы сравнили результаты контрольного эксперимента с результатами констатирующего эксперимента и сделали вывод, что специально разработанные театрализованные игры-занятия позволили повысить уровень коммуникативных умений у учащихся экспериментальной группы.

Таким образом, у детей экспериментальной группы, которые занимались по специально разработанной системе игр, уровень коммуникативных умений стал  значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилась целенаправленная работа по данной группе игр. Из результатов контрольного эксперимента следует, что в контрольной группе изменений не наблюдается, а в экспериментальной группе, после проведения формирующего эксперимента, результаты повысились.

Из этого следует, что  использование игр, направленных на развитие коммуникативности, умений согласовывать свои действия с действиями партнера, выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы и др., способствуют развитию детского сообщества. Таким образом, гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале исследования, подтвердилось.

В ходе эксперимента нами были разработаны рекомендации по основным требованиям, предъявляемым к организации игровой деятельности младших школьников с целью формирования детского сообщества.

 Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по вопросам организации игровой деятельности младших школьников и особенностям  формирования  детского сообщества.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике  учителей младших классов при  формировании детского  сообщества (класса,  объединения по интересам и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.   Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. [Текст] /  Н.П. Аникеева - М., 1987.-214 с.

2.  Аникеева, Н.П., "Игра в педагогическом процессе"[Текст] / Н.П. Аникеева. - Новосибирск, 1989. -320 с.

3.  Аникеева, Н.П., "Педагогика и психология игры"[Текст] /  Н.П. Аникеева -М., 1986.- 245 с.

4.   Анисимов О.С., Данько Т.П.    Игровой тренинг мыслительной деятельности.  уч.пособ. [Текст] / О.С. Анисимов, Т.П.  Данько. - М.,1992.-457 с.

5.  Ананьева, Е.Г., Алексеев, В.Е., Губенков, С.Ю. и др. "Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр"[Текст] /  Е.Г. Ананьева, В.Е. Алексеев, С.Ю. Губенков. -М.,1991. – 198 с.

6.  Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.  уч.пособ. д.студ. [Текст] / А.М Айламазьян.  -М.: изд-во МГУ-1989. -364 с.

7.  Богомолова Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии"[Текст] / Н.Н.  Богомолова - М. – МГУ, 1977. – 205 с.

8.   Вуарен, Н. Что такое игра? [Текст] /Н. Вуарен. // «Культура», 1982., №4. – с 38-41.

9.  Венгер, Л.А.  Игра как вид деятельности [Текст]/ Л.А. Венгер //   Вопр.псих, №3 - 78, с. 163-165.

10.           Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.,1988.-568 с.

11.           Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Выготский Л.С.  -М.,1934. – 469 с.

12.           Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С.  Выготский - М.,1960.

13.           Газман, О.С. , «Социальные аспекты развития» [Текст] / О.С.  Газман // Советская педагогика, 1988 г., №5. – с.87-94.

14.           Годовикова, Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками,  Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Д.Б.  Годовикова Под редакцией М.И. Лисиной .1980.-427 с.

15.           Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О.  Смирнова -М.1992. – 217 с.

16.           Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии [Текст] /  В.В. Давыдов, В.П.  Зинченко. // Вопросы философии", 1980., №12. - с. 47 – 60.

17.           Добрынская, Е.И. Свободное время и развитие личности. [Текст] /  Е.И. Добрынская. Ленинград, -1983. – 116 с.

18.           Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка. [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А.   Маркова. - М., 1978. – 412 с.

19.           Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.

20.           Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций.. Учебное пособие для студентов  педн-тов. [Текст]/  Т.А. Ильина – М., 1984.-496 с.

21.           Игровое моделирование: методология и практика. Сб.пук. Ладенко И.С. [Текст] / И.С. Ладенко -Новосибирск: Наука, 1987. -312 с.

22.           Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева,  Ю.В. Касаткина -Ярославль. 1996. – 247 с.

23.           Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.

24.           Ладенко, И.С. Игровое моделирование методологии и практики. [Текст] / И.С.  Ладенко -Новосибирск, изд-во Наука, 1987.- 249 с.

25.           Луначарский, А.В. "Вместо введения // Игра"[Текст] / А.В. Луначарский.   - Петроград, 1918, №1. – с.34-37.

26.           Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] А.А. Леонтьев // Вопросы философии.1979 г.№1- с.64-69.

27.           Лисина, М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. -М., 1980. – 314 с.

28.           Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И.  Лисина М., 1986.- 362 с.

29.           Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /  Б.Ф. Ломов, -М.1975. -  280 с.

30.           Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е.  Мелибруда - Мрогресс,1986-174 с.

31.           Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / - Л.Ф. Обухова. М.,95.-146 с.

32.           Педагогика и психология игры.  [Текст] /   Межвузовский сборник научной трактовки,  -Новосибирск: НГПИ – 1985. – 362 с.

33.            Праздников Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека[Текст] / Г.А.  Праздников. - Ленинград, 1976. – 156 с.

34.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педн-тов. [Текст]/  В.А. Сластенин,  И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М., 2000.-512 с.

35.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред  П.И. Пидкасистого. [Текст]/ П.И. Пидкасистый .- М., 2004.-608 с.

36.           Педагогика. Учебное пособие для студентов  педн-тов. Под ред Ю.К. Бабанского. [Текст]/ Ю.К. Бабанский .- М., 1988-479 с.

37.           Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994.- 114 с.

38.           Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании [Текст] / Е.И.  Рогов— М., 1995.-476 с.

39.           Рабинович, Ф.М., Баллер, Э.Э., Голубенко, Е.С. и др.
Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. [Текст] / Ф.М. Рабинович, Э.Э. Баллер, Е.С. Голубенко, О.К.  Крылова. -ИЯ-
ИЯШ 1983. №6 – с.24-51.

40.           Рубинштейн, С.Л.  Основа общей психологии. Т. 2., [Текст] /  С.Л. Рубинштейн. -М.: изд-во "Педагогика", 1989. – 548 с.

41.           Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. [Текст] / А.Г.  Рузская -М.1989. – 314 с.

42.           Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.  Рубинштейн -М.1946. – 643 с.

43.           Столович, Л.Н., Искусство и игра // Эстетика[Текст]/ Столович Л.Н. М.: изд-во "Знание", 1987. – 117 с.

44.           Терский, В.Н. Игра. Творчество. Жизнь [Текст] /  В.Н. Терский - М., 1966.- 98 с.

45.           Усова, А.П. Игра [Текст] /  А.П. Усова. - М., 1962.- 98 с.

46.           Устименко, В.Ф., Место и роль игрового феномена в культуре [Текст]/ В.Ф.  Устименко. // Филосовские науки. 1980., №2, стр. 69 – 77.

47.           Фридман, Л.П.  Изучение личности учащегося и учениче­ских коллективов [Текст]/ Л.П. Фридман. — М., 1988.- 254 с.

48.           Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. «Психологический справочник  учителя» [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю.   Кулагина.- М.  Просвещение, 1991 - 161 с.

49.           Хейзинга, Й. В. тени завтрашнего дня, Homo Iudens. [Текст] / Й. В. Хейзинга  -М., 1992. -282 с.

50.            Чуракова, Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сболевых игр. [Текст] / Р.Г.  Чуракова. -М.,91. – 167 с.

51.           Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры  [Текст] / С.А.  Шмаков. М.: изд-во "Новая школа". 1994. – 318 с.

52.           Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - М.: "Педагогика", 1978. – 427 с.

53.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] /  Д.Б.   Эльконин - М.1960. – 540 с.

54.           Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.   Эльконин (Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко) - М.1989. - 643 с.

55.           Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - Воронеж.1995. – 486 с.

56.           Эпштейн Н.П., "Игра в жизни и искусстве [Текст] / Н.П. Эпштейн //    Советская драматургия.  М.,  1982. №2. – с 61-64.

57.           Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.