Актуальные аспекты  функционирования  Товарищества Собственников  Жилья в условиях жилищной реформы

дипломная работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ  СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТСЖ

1.1. Нормативно-правовая база создания и функционирования ТСЖ ……6

1.2.   Региональная   нормативно -  правовая  база   по  вопросам создания и функционирования ТСЖ в системе ЖКХ…………………………………..22

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

2.1. Формы управления Товариществ Собственников Жилья………………………………………………………………………..26

2.2.  Структура управления  Товарищества Собственников  Жилья.…32

 2.3. Система взаимодействия Товарищества Собственников  Жилья,  органов местного самоуправления,  производителей коммунальных услуг……42

2.4. Предоставление  земельных  участков  в  общую  долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме …………………..47

 2.5.  Анализ отечественного и зарубежного опыта создания и функционирования  Товариществ Собственников  Жилья ……………..54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………64

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………67

 

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время государственная политика в жилищной сфере направлена прежде всего на создание достойной среды проживания людей. В связи с этим, одной из основных экономических задач, принятой Правительством и реализуемой в настоящее время программой жилищной реформы, является переход жилищно-коммунального комплекса на экономически обоснованный безубыточный режим функционирования, в социальном плане - преодоление отчуждения у населения, иждивенчества в отношении управления жильём и качества обслуживания.

Начало проведения жилищно-коммунальной реформы, определившей общие направления преобразований, заложено в Государственной целевой программе  «Жилище»,  принятой Постановлением Правительства РФ  от 20.06.1993 № 595. В ней определена основная задача федеральной жилищной политики – всемерно способствовать росту доли жилищного фонда в частной собственности граждан или юридических лиц путем приватизации существующего государственного и муниципального жилищного фонда, а также развития частного коммерческого жилищного строительства. В связи с этим намечена реализация мер по всемерной поддержке центральными и местными  органами  власти  и  управления  граждан,   приватизировавших квартиры, в частности, по образованию товариществ или кондоминиумов с правами участия в эксплуатации и развитии жилищного фонда, контроля затрат на содержание и ремонт жилья, выбора эксплуатирующих организаций.

В связи с реформой в сфере  жилищно-коммунального  хозяйства,  введении  в  действие  нового Жилищного    кодекса    РФ,    проводимой    для    повышения надёжности коммунальных систем жизнеобеспечения, ликвидации убыточности ЖКХ и создания его устойчивого  финансирования, обеспечения комфортных и безопасных    условий    проживания    людей,    деятельность    Товариществ собственников жилья приобрело значительную актуальность и играет огромную роль в реализации вышеназванных реформ, их непосредственного внедрения в жизнь.

Практика реформирования  жилищно-коммунального хозяйства последних лет убедительно доказывает: развитие процессов демонополизации и конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг в значительной мере зависит не только от активности населения в управлении жилищным фондом, но и хорошо отлаженных законодательных механизмов.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) — достаточно новая форма объединения граждан, имеющих в собственности жилые помещения в многоквартирных домах. До принятия Жилищного кодекса (ЖК) РФ деятельность ТСЖ регулировал ФЗ «О товариществах собственников жилья», который утратил силу с 1 марта 2005 г. Теперь все вопросы, связанные с товариществами, регулирует новый ЖК РФ.

ТСЖ создают для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения его эксплуатации, владения, пользования и в некоторых случаях распоряжения общим имуществом в доме. Так как члены товарищества являются собственниками жилых помещений, то заинтересованности в рациональном и правильном управлении общим имуществом у них больше. Тем самым, способ управления по средством управления ТСЖ  является одним   из   инструментов качественного   и   плодотворного   управления многоквартирными домами.

Целью работы  является  анализ нормативно-правового материала действующего законодательства РФ, касающегося жилищной сферы, юридическая оценка организационных аспектов создания и функционирования ТСЖ в сложившейся системе ЖКХ, рассмотрение возможных  вариантов  сотрудничества  ТСЖ с органами    местного самоуправления, выявление имеющихся проблем и поиск возможных путей решения.

Задачи:

1.              Изучить нормативно-правовую базу функционирования Товариществ Собственников  Жилья

2.              Рассмотреть формы и структуру  управления Товарищества Собственников  Жилья  

3.              Выявить особенности системы взаимодействия Товарищества Собственников  Жилья,  органов местного самоуправления,  производителей коммунальных услуг

4.              Определить механизм предоставления  земельных  участков  в  общую  долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме

5.              Проанализировать отечественный и зарубежный опыт создания и функционирования  Товариществ Собственников Жилья

   Объект исследования: Товарищества Собственников  Жилья.

Предмет исследования: Аспекты функционирования Товарищества Собственников  Жилья в условиях жилищной реформы.

Методы исследования:   изучение и анализ научной литературы;  изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;  сравнение, анализ.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и литературы и приложений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В существующей системе управления жилищным фондом   субъектами управления (в большинстве случаев) являются муниципальные управляющие компании (службы  заказчика), ТСЖ и частные управляющие, с которыми заключают договоры ТСЖ, и непосредственно собственники. Одной из новелл Жилищного кодекса РФ является презумпция принадлежности общего имущества многоквартирного дома собственникам помещений. В связи с этим отпадает легитимность   управления   жилыми  домами  муниципальными  службами заказчика без волеизъявления граждан.

Основной идеей новой концепции системы управления  жилыми многоквартирными   домами, заложенной в ЖК РФ, пропагандируемой проводимой реформой жилищно-коммунального хозяйства, является ни изменение субъектов управления, ни смена взаимоотношений между ними, а именно стимулирование собственника, привлечение его к управлению и создание условий для его эффективного хозяйствования.  Жилищный кодекс РФ предусмотрел три формы управления жилым многоквартирным домом: непосредственное управление, создание ТСЖ,        ЖСК, ЖК и управление управляющей организацией.

Выбор формы управления возложен на собственников помещений в жилых многоквартирных домах. Теперь они являются основным субъектом управления.  Ранее привлечение собственников к управлению осуществлялось административными методами (штраф за не выбор способа управления и т.п.). Но, как показала практика, такие методы не работали.

Ключевое   место   должно   быть   отведено   созданию   Товариществ собственников жилья, как одной из наиболее эффективных форм управления многоквартирным   домом.   Более   того,   именно   ТСЖ   могут   оказать существенное влияние на процесс создания конкурентного рынка управления и обслуживания жилья, через востребование данного вида услуг. Благодаря объединению в Товарищество собственников жилья жители многоквартирных домов смогут самостоятельно решать:

-когда  и  в  каком  объёме  производить  необходимый  вид  ремонта многоквартирного дома;

-самостоятельно    собирать,    аккумулировать    на    своём    счёте    и распределять денежные средства на оплату жилищно-коммунальных услуг;

-заключать договоры с теми обслуживающими организациями, которые при минимальных ценах обеспечивают максимальное качество и количество жилищных услуг;

-непосредственно следить за исполнением контрагентом договорных условий, контролировать объём, качество предоставляемых ресурсоснабжающими организациями  коммунальных  услуг,   производить оплату только за оказанную услугу;

-при фиксировании факта недопоставки производить снижение оплаты потребителями услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий( установка приборов учёта и т. д.);

-использование общего имущества многоквартирного дома (сдача в аренду,  строительство и т.д.) с  последующим  использованием дополнительных денежных средств на нужды многоквартирного дома;

 -в зависимость от потребностей определять размер платы, необходимый на содержание общего имущества в надлежащем состоянии и т. д.;

-максимальная   прозрачность  движения  денежных  средств, осуществление полного контроля любым собственником;

-значительное улучшение качества обслуживания и содержания общего имущества многоквартирного дома.

Для решения проблемы создания и легитимного функционирования ТСЖ   является    целесообразным   разработать    и    принять    на   уровне муниципального образования программу реформирования системы управления жилищным фондом с учетом:

-   необходимости   пересмотра   системы   функций   соответствующего структурного подразделения администрации, в направлении по активизации собственников помещений как субъектов управления и их адаптации в системе управления жилищным фондом;

- необходимости   создания   условий   для   развития   различных   форм управления жилыми многоквартирными домами;

- необходимости  системного взаимодействия с общественными организациями (Ассоциациями ТСЖ);

- необходимости проведения РК-компаний по пропаганде основных форм управления жилыми многоквартирными домами. В этой части уклон на проведение РК-кампании будет нацелен на повышение информированности населения о формах управления жилыми зданиями, их преимуществах и возможностях, а также на  стимулирование населения к участию в управлении многоквартирными жилыми домами.

Реализация  на  практике  данных  условий   позволит   активизировать самоорганизацию собственников помещений для целей управления жилыми многоквартирными   домами   и   создать   для   них   условия   эффективного хозяйствования, что в дальнейшем позволит повысить качество предоставляемых ЖКУ населению, надежность и устойчивость функционирования предприятий  ЖКХ   на  территории   города,   области, страны, сформировать полноценные конкурентные отношения в отрасли, а как следствие- достижение поставленной Государством и Правительством РФ цели- по  полному,  безболезненному и планомерному претворению жилищно-коммунальной реформы в жизнь.

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1.    Конституция    Российской    Федерации    (принята    всенародным
голосованием 12.12.1993) в ред. от 14.10.2005 №6 ФКЗ//Российская газета.-№237,25.12.1993

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 в ред. От 31.12.2005 №119- Ф3//Собрание законодательства Российской Федерации.- 03.01.2005 №1 (часть 1).- Ст. 14

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ, часть   1   в  ред.   от   10.01.2006  №118-  Ф3//Собрание  законодательства Российской Федерации.- 05.12.1994 №32.- Ст. 3301

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14- ФЗ, часть   2,   в  ред.   от   02.02.2006   №19-   Ф3//Собрание   законодательства Российской Федерации.- 29.01.1996 №5.-Ст. 410

5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146- ФЗ, -часть   1,  в ред.  от  02.02.2006  №19-  ФЗ//  Собрание  законодательства Российской Федерации.- 03.08.1998 №31.- Ст. 3824

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145 ФЗ- в ред.  от 02.02.2006 №19-  ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.- 03.08.1998 №31.- Ст. 3823

7.  Градостроительный кодекс Российской  Федерации от 29.12.2004      №190- ФЗ, в ред. от 31.12.2005 №210- ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.- 03.01.2005 №1 (часть 1).- Ст. 16

8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136- ФЗ, в ред.  от 03.12.2005 №24- ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.- 25.10.2001 №36.- Ст. 251

9.  Российская  Федерация.  Законы.   О  Товариществе  собственников жилья: федер. закон от 15.06.1996 №72- ФЗ в ред. от 21.03.2002 №31- ФЗ//Собрание    законодательства   Российской    Федерации.-17.06.1996.-№25.-Ст.2963

10. Российская Федерация. Законы. Об основах Федеральной жилищной политики: федер. закон от 24.12.1992 № 4218-1- ФЗ в ред. от 20.10.1998 №9-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.- 25.12.1992.-№30.- Ст. 98

11. Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон от 21.12.2001 №178- ФЗ в ред. От 17.04.2006 №19-ФЗ// Парламентская газета.-26.01.2002.- №19

12. Российская Федерация. Законы. О разграничении государственной

собственности на землю: федер. закон от 17.07.2001 №101- ФЗ// Российская газета.- 20.07.2001.-№137

13.    Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учёте: федер. Закон от 21.11.1996 №129-  ФЗ в ред.  от 30.06.2003  №151-  ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.-25.11.1996.-№48.- Ст. 5369

14.    Российская  Федерация.  Президент. О  новом  этапе  реализации государственной целевой программы «Жилище»: Указ Президента РФ от 29.03.1996 №431// Собрание законодательства Российской Федерации.-01.04.1996.- №14.- Ст. 1431

15. Российская Федерация. Президент. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента от 28.04.1997 №425// Собрание законодательства Российской Федерации.-05.05.1997.- №18.- Ст. 2131

16. Российская  Федерация. Правительство. О  подпрограмме «Реформирования и модернизации жилищно- коммунального комплекса Российской Федерации», федеральной целевой программе «Жилище» на 2002- 2010 годы: постановление Правительства РФ от 17.11.2001 №797 с изм. от 21.10.2004// Собрание законодательства Российской Федерации.-18.11.2001.-№32.-Ст. 98

17. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах: постановление Правительства РФ от 26.09.1997 №1223//Собрание законодательства Российской Федерации.-06.10.1997.-№48.

18.Российская Федерация. Правительство. О программе соцально-экономического  развития Российской  Федерации  на  средне-  срочную перспективу  (2002-  2004  годы): распоряжение  Правительства  РФ   от10.07.2001 №910-р в ред. постановления Правительства РФ от 06.06.2002 №388// собрание законодательства РФ.- 30.07.2001 .-331.- Ст. 3295

19.    Российская Федерация. Государственный комитет Российской  Федерации по жилищной и строительной политике.  Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилишно- коммунального хозяйства в Российской Федерации: приказ Госстроя РФ от 11.12.1997  №17-32// Сборник действующих законодательных, директивных и организационно- методических документов по реформированию жилищно- коммунального хозяйства.-М.-1998

20.    Тюменская  область.  Законы. О регулировании жилищных     отношений в Тюменской области: закон Тюменской области от 05.07.2000 №197 в ред. от 06.10.2005 №409// Тюменские известия.-14.03.2003.-№132

21. Тюменская область. Законы. О порядке распоряжения и управления государственными  землями  в  Тюменской   области:   закон   Тюменской области от 05.10.2001 №411 в ред. от 23.09.2005// Тюменские известия. 06.10.2001.-№196

22. Тюменская область. Законы. Градостроительный Устав Тюменской области: закон Тюменской области от 06.04.1999 №107 в  ред.   От 03.06.2005// Тюменские известия.- 06.05.1999.- №73

23. Тюменская область. Губернатор. Об утверждении концепции социально- экономического развития Тюменской области на период до     2010 года: распоряжение Губернатора Тюменской области от 28.06.2003 №650-р// Сборник постановлений, распоряжений Губернатора Тюменской  области.-01.06.2003

24. Тюменская область. Губернатор. О мерах по социальной защите населения  при  оплате  жилья  и  коммунальных  услуг:   постановление          Губернатора Тюменской области от 25.02.2003 №46 в ред. от 04.04.2003//тюменские известия.-14.03.2003.- №47-48

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бессонов С.Э. Опыт социального партнерства в жилищной сфере/ С.Э.Бессонов//ЖКХ.-2000.-№ 11.- с 85-94

2.Бобович Р.Е.. Объединения жителей многоквартирных домов/Р.Е.Бобович//.- М.: Ассоциация ТСЖ «Центр».- 2004.-237 с.

3. Басаргин В.Ф. Реформа, без которой нам не жить/В.Ф. Басаргин//Строительный вестник Тюменской области.-2005.- №5.- с. 30-35

4. Василюк Ф.Н. У жильцов есть государственная «крыша»/ Ф.Н. Василюк// Строительный вестник.- 2005.- №4.- с. 45-47

5. Вишневский  Ю.А.  Выполнение  первого  этапа  программы реформирования ЖКХ Пятигорска/ Ю. А. Вишневский// ЖКХ.-2003.-№2.-с. 15-20

6. Голоус А.В. Преимущества ТСЖ неоспоримы/А.В. Голоус//Строительный вестник Тюменской области.- 2004.- №7.- с. 34-36

7. Долгушина О.В. Порядок формирования ТСЖ в период строительства /О. В. Долгушина// ЖКХ.-2005.-№ 1.- с. 32-40

8. Димиденко П.А. Кондоминиум и власть/П.А.  Димиденко//. - Мссоциация ТСЖ «Центр».- 2005.-209 с.

9. Жилищный альманах № 3. Правовые и организационные отношения в товариществах собственников жилья и кондоминиумах. - М: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК «Центр», Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, «Юго-Запад».- 1999.-264 с.

10. Жилищный альманах № 4. Жилищно-арендная кооперация. Опыт новой экономической   политики   и   возможность   его   применения   в современной России.- М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК «Центр», Институт развития Москвы - центр «Муниципалитет».- 1999.-181 с.

11. Кравченко А.В. ТСЖ- оптимальная форма управления жильем/А.В. Кравченко// ЖКХ. - 2005.-№ 6.- с. 15-19

12. Кутакова Т.Б.  Опыт Создания кондоминиумов за рубежом/Т.Б. Кутакова// ЖКХ.-2000.- № 4.- с. 18-25

13. Лащенко Н.Н. ТСЖ- «цивилизованный маленький капитализм»/ Н.Н. Лащенко// Строительный вестник Тюменской области.- 2005.-№6.- с.20-23

14. Ломтев Г.А. Что делать для создания системы самоуправления в жилищной сфере/Г.А. Ломтев// ЖКХ.- 2000.- № 3.- с. 40-47.

15.Ломтев   Г.А. Самоуправление  в многоквартирных домах/Г.А. Ломтев// ЖКХ.-2003.- № 7.- с. 45-50

16. Матеров Л.Н. Кондоминиум. Как зарегистрировать Товарищество собственников жилья в г. Москве/Л.Н. Матеров//.- М.: ГЦЖС-ПРЕСС- 1998.-268 с

17. Матеров Л.Н. Организация ТСЖ: советы практика/Л.Н. Матеров// ЖКХ.-2003. - № 3.- с. 52-69

18. Мукумов Р.Э. Перспективы развития ТСЖ на пути предстоящих  реформ// Р.Э. Мукумов, С.Н. Баев// Строительный вестник Тюменской  области.- 2005.- №4.- с. 45-47

19. Мычка Н.Н. Равнодушных стало меньше/ Н.Н. Мычка//Строительный вестник Тюменской области.- 2006.- №3.- с. 13-16

20. Новиков В.Г. Московское Правительство и ассоциация ТСЖ. Два подхода к самоуправлению в жилищной сфере/В .Г. Новиков//.- М.: Инфра-[М.- 2001.-282 с.

21. Носков П.П. О положительном опыте создания и деятельности товариществ  собственников жилья/П.П.  Носков//.-М.:  Фонд «Институт экономики города».- 2000.-63 с.

22. Плетнёва Е.В. В зеркале коммунальной реформы/ Е.В.Плетнёва//Строительный вестник Тюменской области.- 2006.- №6.- с. 8-10

23. Румянцева М.С. ТСЖ: опыт Новочеркасска/М.С. Новикова// ЖКХ.-2000.-№2.-с. 10-14

24. Скобелев С.Г. Взаимоотношения ТСЖ и расчётно- кассового центра /С.Г. Скобелев// Строительный вестник Тюменской области.- 2004.- №7.- с.

25. Тасенко Т.Н. Товарищество собственников жилья- практический опыт /Т. Н. Тасенко//ЖКХ.-2001.- № 3.- с 42-47

26. Терентьев В.Л. Самоуправление в жилищной сфере- ключевое звено в реформе ЖКХ/ В.Л.  Терентьев// Строительный вестник Тюменской области.- 2005.- №7.- с. 34- 37

27. Тренинг Б.Н. Первый курс: самоуправление в кондоминиуме/Б.Н.Тренинг//. - М.: Фонд жилищная палата.- 2000.-150 с.

28. Трусевич В.П.  Вовлечение населения  в управление жилищным фондом в Красноярском крае/В .П. Трусевич// ЖКХ - 2004.-№ 3.- с. 24-28

29. Филимонов С.Л. Правоотношения собственности в многоквартирном доме/С.Л. Филимонов// ЖКХ.-2000.-№ 7.- с. 15-22

30. Филимонов С.Л. Справочник по организации деятельности правления ЖСК, ЖК,   ТСЖ/С.Л.Филимонов//.- М.: ДИОЛОГ, МИФИ -2000, Ч.2.-208 с.

31.Филимонов С.Л. ТСЖ: практика правоотношений, и изменения в  законодательном регулировании/С.Л. Филимонов// ЖКХ.-2001.-№ 5.- с. 14-

32. Филимонов С.Л. ТСЖ: проблемы и перспективы/С.Л. Филимонов//  ЖКХ.-2000.-№ 11, с. 72-79

33. Филимонов С.Л. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу  Российской Федерации//С.Л.Филимонов//.-М.:НОРМА- ВДФРА.- 2006.-389

34. Чернышев Л.Н. О ходе и перспективах реформирования жилищно-коммунальной сферы /Л.Н. Чернышев//.- М.: Юристь, 2005.- 200 с.

35.  Ярцев  А.А.  Жилищное  право  России:  учебник  для  вузов/А.А. Ярцев//.-М.: НОРМА-ИНФРА.-2006.-600 с.

36. Яковенко В.П. Жилищное право Российской Федерации: учебник для вузов/В.П. Яковенко, М.Н. Мороз//.-М.: Знание.- 2005.- 389 с.

37. Ямпольский СВ. Профессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг- частные управляющие компании/ СВ. Ямпольский//Строительный вестник Тюменской области.- 2005.-№5.- с. 23-25

38. Ярмилина П.П. Жилищное право. Практическая книга адвоката/П.П. Ярмилина, В.Н. Волгорев//.-СПб.: Пресс.-2006.-508 с.

 

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА:

1. Российская Федерация. Высший Арбитражный суд. Президиум. В удовлетворении заявления о понуждении к заключению договора купли-продажи доли в  праве собственности на земельный участок отказано, поскольку спорный земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким  собственникам,  следовательно, обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением либо создание товарищества собственников  жилья  и регистрация кондоминиума: постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2004 №3934/4//Вестник ВАС РФ.- 2004.- №11

2. Российская  Федерация.  Высший  Арбитражный  суд. Президиум. Заявление  товарищества собственников жилья о признании недействительным решения налоговой инспекции об обязании уплатить недоимку по единому социальному налогу и пени удовлетворено, так как товарищества собственников жилья относятся  к  организациям, освобождённым от уплаты единого социального  налога с  сумм, выплачиваемых за счёт членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций: постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2004 №11281/03// Вестник ВАС РФ.- 2004.- №14

3.   Российская   Федерация.   Высший   Арбитражный   суд.   Президиум. Исковые требования товарищества домовладельцев к налоговой инспекции о возврате единого социального налога удовлетворены, так как товарищества собственников жилья относятся к организациям, освобождённым от уплаты единого социального налога с сумм, выплачиваемых за счёт членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций: постановление Президиума ВАС РФ от 14.04.2003 №19/3// Вестник ВАС РФ.-2003.-№5

4. Российская Федерация. Конституционный суд. Пункты 1, 3,4 статьи 32 пункты 2,3 статьи 49 Федерального закона «О товариществах собственников жилья» в той мере, в которой они допускают обязательность членства  в  товариществе собственников жилья, без добровольного волеизъявления домовладельца, не соответствуют Конституции РФ: постановление Конституционного суда РФ от 03.04.1998 № 10-п// Вестник Конституционного суда РФ.-1998.- №15.- ст. 1794