дипломная работа 

Формирование  коммуникативной компетентности  у детей младшего школьного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной компетентности  у детей младшего школьного возраста

1.1.    Формирование коммуникативной компетентности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………….…8

1.2.    Особенности проявления коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста……………………………………….23

1.3.    Средства формирования коммуникативной компетентности…..30

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию коммуникативной компетентности младших школьников

2.1. Экспериментальное исследование по определению  уровня сформированности коммуникативной компетентности  младших школьников………………………………………………………………………3

2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших  школьников…………………..41

2.3. Анализ и результаты  экспериментального исследования…...…..47

Заключение……………………………………………………………………….50

Библиография…………………………………………………………………….52

 

Введение

Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе. Согласно новым требованиям государственного стандарта образовании в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации задач межличностного взаимодействия, ее коммуникативной компетентности  входит в число ключевых задач современного образовательного процесса. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

во-первых, формирование коммуникативной компетентности это общественный запрос, «вызов времени» от взрослого профессионального делового мира, который остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях выпускников школы;

во–вторых, это запрос от современного гражданского общества. Стирание границ, перемешивание различных этнических и социальных групп приводит  к возникновению так называемого поликультурного общества, что требует развития компетентности в сфере межкультурной коммуникации;

 в-третьих, развитие массовой коммуникации, её тотальность, использование манипулятивных технологий требуют от современного человека умений ориентироваться и в этой сфере, осваивая роль «критического зрителя» и «критического читателя»;

в-четвёртых, - это потребность самой сферы образования, т.к. основной смысл образования – это развитие практических способностей, умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, значит одной из важнейших  ключевых компетентностей, является коммуникативная компетентность.

в-пятых, коммуникация, понятая как «обмен значениями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов (знаков)», не сводится только к вербальной коммуникации и является одновременно условием существования любого макро или микро – человеческого сообщества.

Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего поведения.

Исследования показали, что дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком, ребенком и его сверстниками. В то время как именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. Исходя из этого, мы видим, что именно в начальных классах закладываются основы коммуникативной компетенции.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте. 

Вопросам формирования коммуникативной компетентности  посвящены многие исследования психологов и педагогов, как: Р.С. Немов, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, Б.Ф.  Ломов,    Э. Дюркгейм и др.

Данной  проблеме посвящали работы выдающиеся педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская и другие.

Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта данного вопроса,  в практической деятельности  общеобразовательной  школы отсутствует систематическая работа по формированию  коммуникативной компетентности  учащихся  именно  младшего школьного возраста.  

Возникает определенное противоречие между необходимостью формирования  коммуникативной компетентности   учащихся и  отсутствием эффективной технологии ее формирования в условиях начального образования.   

Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление эффективных условий формирования коммуникативной компетентности   учащихся младшего школьного возраста.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств формирования коммуникативной компетентности  детей младшего школьного возраста. 

Возникшее противоречие и проблема  данного вопроса обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование  коммуникативной компетентности  у детей младшего школьного возраста»

Объектом исследования являются коммуникативная компетентность школьников.

Предметом исследования является процесс формирования коммуникативной компетентности  у детей младшего школьного возраста.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому  формирование коммуникативной компетентности  учащихся младшего школьного возраста  будет осуществляться более эффективно, при соблюдении следующих условий:

1.                               Планомерном осуществлении диагностики уровня сформированности  коммуникативной компетентности   школьников.

2.                               Разработке комплекса тренинговых занятий по формированию коммуникативной компетентности   у учащихся.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1)                Проанализировать  психолого – педагогическую литературу по теме исследования.

  2) Выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности  у детей младшего школьного  возраста.

3) Разработать и экспериментально апробировать комплекс  тренинговых занятий по формированию коммуникативной компетентности    у учащихся младшего школьного возраста.

Методологическая основой исследования послужили труды, посвященные проблеме исследования таких выдающихся психологов и  педагогов, как: А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов,   С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская, В.С. Мухина,  Е.И. Рогов, и др.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ  психолого–педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей;  эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование осуществлялось на базе \\\ средней общеобразовательной школы с включением двадцати учащихся первых классов.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий   эксперимент, с целью определения уровня сформированности  коммуникативной компетентности  у  детей младшего школьного возраста.

На втором этапе   нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс занятий, направленный на формирование коммуникативной компетентности  у детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе  были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная  работа.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам формирования коммуникативной компетентности  у  детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу учителями средних общеобразовательных школ, а также работа представляет практическую значимость для  практических  психологов.

Структура работы:  введение, первая, вторая глава,  заключение,  библиография.

 

Заключение

В проведенном нами исследовании по теме:  «Формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста учащихся» объектом исследования являлся процесс формирования коммуникативной компетентности  у детей младшего школьного возраста; предметом - условия эффективного формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста подтвердилась актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Результаты констатирующего эксперимента   показали   недостаточный уровень  сформированности  коммуникативной компетентности у    испытуемых  младших школьников.

В процессе формирующего эксперимента в работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс коррекционных занятий для формирования коммуникативной компетентности.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей контрольной группы, где не проводился формирующий эксперимент, результаты диагностики оказались практически идентичными результатам констатирующего эксперимента. В экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента уровень развития коммуникативных способностей  оказался значительно выше, чем на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам формирования коммуникативной компетентности  младших школьников.

Практическая значимость состоит в том, что школьные психологи и  учителя-практики могут использовать в своей работе разработанные тренинговые занятия.

 

Библиография

 

1.     Бодалева, А.А. Психологическое общение. [Текст] / А.А. Бодалева – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2006.- 256с.

2.    Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение,1988.-568 с.

3.    Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Л.С.  Выготский .: Просвещение,1934. – 469 с.

4.    Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С.  Выготский - М.: Психология,1960.- 523 с.

5.       Газман, О.С. Социальные аспекты развития. [Текст] / О.С.  Газман // Советская педагогика, 1988 ., №5. – С.87-94.

6.    Годовикова, Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками,  Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Д.Б.  Годовикова/под редакцией М.И. Лисиной .: Психология, 1980.-427 с.

7.    Галигузова, Л.Н. Ступени общения от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О.  Смирнова .: Альфа,1992. – 217 с.

8.       Давыдов, В.В. Принцип развития в психологии [Текст] /  В.В. Давыдов, В.П.  Зинченко. // Вопросы философии, 1980., №12. - С. 47 – 60.

9.    Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.

10.                       Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций.. Учебное пособие для студентов  педн-тов. [Текст]/  Т.А. Ильина – М.: Педагогика, 1984.-496 с.

11.  Игровое моделирование: методология и практика. Сб.пук. Ладенко И.С. [Текст] / И.С. Ладенко. овосибирск: Наука, 1987. -312 с.

12.         Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. [Текст]/ В. А.  Кан-Калик. - М.: Просвещение. 1987 - 190 с.

13.    Клюева, Н.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева,  Ю.В. Касаткина –Ярославль: Пресса. 1996. – 247 с.

14.         Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.

15.         Коломенский, Я. С. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. [Текст]/ Я. С. Коломенский, Е. А. Панько. - М.: Просвещение. 1988 - 190 с.

16.         Кривченко, Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании [Текст]/ Т. А.  Кривченко// Классный руководитель. – 2002. - № 5. – С.132-142.

17.  Ладенко, И.С. Игровое моделирование методологии и практики. [Текст] / И.С.  Ладенко –Новосибирск: Наука, 1987.- 249 с.

18.    Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] А.А. Леонтьев // Вопросы философии. -1979. - №1- с.64-69.

19.    Лисина, М.И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. .: Просвещение, 1980. – 314 с.

20.    Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И.  Лисина  - М.: Психология, 1986.- 362 с.

21.    Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /  Б.Ф. Ломов, .: Просвещение, 1975. -  280 с.

22.    Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е.  Мелибруда - Мрогресс,1986-174 с.

23.  Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / - Л.Ф. Обухова. -  М.: Психология, 1995.-146 с.

24.    Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск: Прима, 1994.- 114 с.

25.    Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании [Текст] / Е.И.  РоговМ.: Логос, 1995.-476 с.

26.    Рабинович, Ф.М. и др. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. [Текст] / Ф.М. Рабинович, Э.Э. Баллер, Е.С. Голубенко, О.К.  Крылова. //ИЯ-ИЯШ. - 1983. - №6 – С.24-51.

27.         Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.  Рубинштейн .: Просвещение, 1946. – 643 с.

28.    Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст] /  Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

29.    Урунтаева,  Г. Л. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст] / Г. Л. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., Просвещение. 1995 -291 с.

30.    Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности. [Текст] / Л.Крайнева // Дошкольное воспитание, 1984 № 10. – С. 86-89.

31.         Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. «Психологический справочник  учителя» [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю.   Кулагина.- М.  Просвещение, 1991 - 161 с.

32.   Чуракова, Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сболевых игр. [Текст] / Р.Г.  Чуракова. .,91. – 167 с.

33.  Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - М.: Педагогика, 1978. – 427 с.

34.    Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.   Эльконин (Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко) - М.1989. - 643 с.

35.    Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - Воронеж.1995. – 486 с.

36.    Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.