Курсовая работа

Изучение эмоциональной сферы ребенка через детский рисунок

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                Стр.

Введение………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Психологическая природа эмоций и средства их выражения

1.1.      Эмоции как форма психического отражения…………………..............5

1.2.      Эмоциональные механизмы и трудности психологического развития ребенка дошкольного возраста……23

1.3.        Выразительно - изобразительные средства отображения эмоций в рисунках  дошкольников……..26.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная часть. Изучение эмоциональной сферы ребенка через детский рисунок

2.1.Методологическая основа,  организация и проведение экспериментальной работы……………….39

2.2. Результаты экспериментального исследования……………………….46.

Заключение…………………………………………………………………...52

Список литературы...…………………………………………………………55

Приложение………….………………………………………………………..57

 

 

 

                                         Введение

   Эмоции это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам так как это сиюминутное явление. На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. Человек, по природе своей  эмоционален в большей или меньшей степени. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме – эмоции это предшествующее состояние. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу. Вначале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое-то чувство. Для разработки нашего исследования мы обратились к старшему дошкольному возрасту - это переходный период от состояния детскости к младшему подростковому возрасту, и в этом возрасте очень ярко обнажены все эмоциональные состояния. Значения проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли бы жизнь человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений. Преломиться, и закрепится в ней. Констатируя в человеке пристрастность, без которой немыслим не один шаг,  эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Такая универсальная значимость эмоций должна являться надежным залогом, как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности.

Поэтому тема нашей работы – «Изучение эмоциональной сферы ребенка через детский рисунок»  кажется нам актуальной.

Эмоции связаны с процессами познания, мотивации и поступков.
Способность эмоций участвовать во всех видах деятельности и вообще во всех состояниях человека, поставили перед нами цель изучить эти состояния, выявить особенности их проявления в старшем дошкольном возрасте непосредственно через детский рисунок.

Цель    исследования: теоретически     обосновать     и     экспериментально     проверить     проявление эмоциональной сферы ребенка через рисунок.

  В процессе исследования мы  попытались решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить более углубленно эмоции, причину их зарождения, протекания и особенности их выражения.

3. Изучить средства выражения ребенком эмоционального отношения к изображаемому объекту.

Предмет исследования: изучение эмоциональной сферы ребенка через детский рисунок.

Объект исследования: Изучение эмоциональной сферы ребенка через детский рисунок

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому  изучение выразительных средств, к которым прибегают дети в своих рисунках, позволяет дать представление о эмоциональной сфере каждого ребенка;   эмоциональное и эстетическое отношение к изображаемым предметам проявляется в детских рисунках, при использовании различных выразительных средств в них, таких как: линия, цвет, форма симметричное построение в качестве украшения изображения, а также гиперболизация- использование преувеличения отдельных частей изображения для подчёркивания их особой значимости.

Теоретической основой исследования являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Выгодского, Л.Сригорьевой,  Г. Г., Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л., Изард К.,  Комаровой Т. С. 

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: анализ литературы по теме исследования, метод наблюдения, психолого-педагогический эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных.

Исследование проходило на базе детского дошкольного учреждения «Елочка» в старшей группе.

Исследование проходило в три этапа: первый этап - подготовительный; второй - собственно экспериментальный; третий - обработка данных исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
   Личность человека необходимо рассматривать как субъекта практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир,  окружающую природу, общество и является движущей силой общественного развития. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействие от окружающего. Он переживает то, что с ним  происходит, им совершается, он относится  определенным чувственным образом к тому, что его окружает.  Переживание этого человека к окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий    Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.
Опосредованно, через отношение к другим людям у человека
устанавливается отношение к самому себе. На более высших проявлениях у человека формируются правильные и неправильные чувственные восприятия мира, преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в себе  или мнительность, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность, честолюбие и т.д.

     Существенным, определяющим, ведущим для человека в целом являются  не биологические, а общественные закономерности его развития. Изучая психику мы, прежде всего, изучаем эмоциональное состояние, сознание и самосознание личности, субъектов, в их реальной обусловленности. Человек является личностью, поскольку он выделяет себя из природы и отношение его к природе, и к другим людям, к обществу дано ему как отношение, поскольку у него есть сознание. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект, осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим миром. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении эмоционально-психологических свойств личности – ее эмоций, способностей, волевых проявлений, темперамента, характера; она завершается раскрытием самосознания личности. В развитии личности ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека субъектом  общественной  и личной жизни.  Каждое их личных событий имеет и свою внутреннюю эмоциональную сторону. Объективное, внешнее изменение человека с окружающим, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее эмоционально-психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение к самому себе и к другим людям. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а эмоционально прочувствовал, освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности.
    Для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании дошкольника, когда эмоциональная сфера претерпевает переходный период от детскости к взрослому  состоянию. Если в младенческом возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого, то в более поздний период  развития и становления личности дошкольник уже начинает самостоятельно контролировать свои эмоции. Изучая эту тему, в ходе исследовательской работы нами были выявлены средства эмоционального проявления детьми отношения к окружающему миру посредством детского рисунка.

    Таким образом, мы можем сказать, что изучение выразительных средств, к которым прибегают дети в своих рисунках, позволяет дать представление о эмоциональной сфере каждого ребенка.

 

 

Литература:

 

1.                     Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

2.                     Выгодский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте.  -  М.,  1991.

3.                     Григорьева Г. Г.  Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,  1999.

4.                     Григорьева Г.Г.  Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.  -  М.,  2000.

5.                     Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература, 1997. 432 с.

6.                     Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О. “Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте”.

7.                     Сакулина Н. П.,  Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду.  -  М.,  1973.

8.                     Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”

9.                     Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и  Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

10.                Журнал “Дошкольное воспитание”, 2002 , №10, статья Комаровой Т. С. “Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей”.

11.                Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А. А.  “Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности”.

12.                 Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2, статья Аюевой И.  “Воспитай личность!”.

13.                .Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.

14.                Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.

15.                Комарова Т. С.  Дети в мире творчества.  -  М.,  1995.

16.                Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью.  – М.,  2001.

17.                Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой.  -  М.,  1991.

18.                Мелик-Пашаев А.А..,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству.  -  М.,  1995.

19.                Мухина В. С.  Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.  -  М.,  1981.

20.                Саккулина Н. П.  Рисование в дошкольном детстве.  -  М.,  1965.

21.                Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.

22.                Обухова Л. Ф.  Возрастная психология.  -  М.,  1996.

23.                 Психология. Словарь /  Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

24.                Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  -  М.,  1962.

25.                Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.  -  М.,  1956.

26.                Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  -  М.,  1972.

27.                  Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  -  М.,  1978.