дипломная работа 

Влияние уровня адаптированности  дошкольников на их эмоциональное благополучие в условиях ДОУ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

           Введение…………………………………………………………...……….3

Глава 1. Теоретические основы адаптации и эмоционального благополучия  детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

1.1.         Сущность понятий «адаптация», «адаптированность», механизм  адаптационного процесса……………………………………..7

1.2.         Особенности адаптации детей дошкольного возраста  к условиям ДОУ……………………………………………………………..13

1.3.         Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………..24

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению влияния адаптированности на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

2.1. Организация и методики исследования………………………33

2.2. Результаты исследования и их анализ……………………….44

Заключение……………………………………………………………….…50

Библиография……………………………………………………………….51

Приложения

 

 

Введение

Актуальность. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Проблема социальной адаптированности в условиях дошкольного учреждения относится к числу важнейших для развития ребенка. Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах; в различных сферах учебной, трудовой, производственной деятельности; при различных психосоматических и невротических заболеваниях и др.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства — неврозы. Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации.

Вместе с тем, проблема влияния адаптации ребенка на его эмоциональное благополучие остается малоизученной.

Таким образом, возникает противоречие между актуальностью проблемы влияния адаптированности ребенка дошкольного возраста  на его эмоциональное благополучие и ее малоизученностью как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Возникшее противоречие и актуальность  данного вопроса обусловила выбор темы исследования: «Влияние уровня адаптированности  дошкольников на их эмоциональное благополучие в условиях ДОУ»

Объектом исследования является адаптация дошкольников в условиях ДОУ.

Предметом исследования является влияние адаптированности на благополучие эмоциональной сферы дошкольников.

 Цель работы: определить, каким образом адаптированность детей дошкольного возраста влияет на эмоциональное  их благополучие.

Гипотеза: мы предполагаем,  что уровень адаптированности детей дошкольного возраста  в условиях дошкольного учреждения влияет на эмоциональное благополучие дошкольника, а именно:

- при высоком уровне адаптированности эмоциональная сфера ребенка будет  благополучной;

- при низком уровне адаптированности будет выявлено неблагополучие эмоциональной сферы ребенка.

Задачи  исследования:

1)        Исследовать состояние проблемы адаптации детей дошкольного возраста и развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2)        Определить  особенности адаптированности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

3)                Выявить особенности развития эмоциональной сферы и показатели эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

4)           Экспериментально выявить влияние уровня адаптированности на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Методологической основой исследования послужили труды таких выдающихся психологов и  педагогов, как:  Л.С. Выготский,  А. А. Леонтьев, П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э. Дюркгейм, Е.И. Рогов, и др. посвященные проблеме исследования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ  психолого–педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей;  эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование осуществлялось на базе ДОУ № \\\\г. Ишима Тюменской области  с включением двенадцати детей старшего дошкольного возраста.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2008 г.) была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий   эксперимент, с целью определения уровня социальной адаптации детей  старшего дошкольного возраста.

На втором этапе (декабрь 2008 г. – март 2009 г.)  нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс игр и  занятий, направленный на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе (апрель – май 2009 г.)  были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная  работа.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам адаптации  детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и проблеме эмоционального благополучия дошкольников.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу воспитателями детских садов, а также работа представляет практическую значимость для  практических  психологов.

Структура работы:  введение, две главы,  заключение,  библиография, приложение.

 

 

Заключение

В ходе работы над темой выпускной квалификационной работы подтвердилась актуальность проблемы исследования.

Анализ литературы по проблеме исследования и экспериментальное исследование  позволило сделать следующие выводы:

Адаптированность — уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. Адаптированность можно определить как такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия.

Для эффективности процесса адаптированности необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Адаптированность проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Одним из основных  факторов поведенческой адаптации является эмоциональное состояние.

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения адаптированности ребенка к условиям ДОУ.

При проведении теоретического анализа и экспериментального исследования мы пришли к выводу, что успешная адаптация ребенка  сопровождается эмоциональным благополучием, и наоборот.

Результаты экспериментального исследования показали, что при высоком уровне адаптированности наблюдается благополучное эмоциональное состояние ребенка.

У дошкольников, характеризующихся средним уровнем адаптированности наблюдается  высокий, средний и низкий  уровни эмоционального благополучия.

У дошкольников, характеризующихся низким уровнем адаптированности эмоциональное неблагополучие детей проявляется в тревожности, агрессии, неуверенности, боязливости, напряженности и даже неврозах.

Таким образом, данные, полученные нами в ходе экспериментального исследования, служат подтверждением гипотезы о влиянии уровня адаптированности на  эмоциональное благополучие  дошкольников.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и особенностей эмоциональной сферы дошкольников.

 Практическая значимость представляется возможностью использовать методики диагностики уровня адаптации дошкольников, а также диагностики эмоционального благополучия дошкольников  воспитателями детских садов и практическими   психологами.

 

 

Библиография

1.                     Барлас, Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при соматических и невротических нарушениях [Текст] / Т.В. Барлас // Психолурн. 1994. Т.15.  № 6. С.114-122

2.                     Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л.В Белкина. -  Воронеж: Учитель. - 2004. – 217 с.

3.                     Бёрдов, В.И. Аннотированная программа по психологии человека: Методические рекомендации [Текст] / В.И.  Бёрдов.  -Ишим:ИГПИ, 1995.-29с.

4.                     Бёрдов, В.И., Кислицына, В.А. Лабораторный практикум по возрастной психологии.  [Текст] / В.И.  Бёрдов [Текст] / В.И.  Бёрдов, В.А. Кислицина.  – Ишим: ИГПИ, 1995. – 33с.

5.                     Белкина, В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2001.- 472 с.

6.                     Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] /Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 230с.

7.                     Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение,1988.-568 с.

8.                     Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Выготский Л.С.  -М.,1934. – 469 с.

9.                     Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

10.                Газман, О.С. Социальные аспекты развития. [Текст] / О.С.  Газман // Советская педагогика, 1988., №5. – с.87-94.

11.                Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии [Текст] /  В.В. Давыдов, В.П.  Зинченко. // Вопросы философии", 1980., №12. - с. 47 – 60.

12.                Детская психология. Учеб. Пособие. [Текст] /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.

13.                Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.

14.                Изард, К. Эмоции человека: Пер. с англ. [Текст] /К. Изард. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.

15.                Кон, И.С. Ребенок и общество. [Текст] / И.С. Кон. - М.:Логос, 1988. – 247 с.

16.                Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.

17.                Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. [Текст] / Н.Л. Кряжева. рославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

18.                Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] А.А. Леонтьев // Вопросы философии.1979. №1- С.64-69.

19.                Лисина, М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. .: ИНФРА, 1980. – 314 с.

20.                Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /  Б.Ф. Ломов, .: Логос, 1975. -  280 с.

21.                Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. [Текст] / А.В.  Мудрик. - М.: Просвещение, 1997. -325 с.

22.                Морозова, Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста [Текст] /Е.И. Морозова // «Альманах института коррекционной педагогики РАО. - №4/2001. – С. 32-38.

23.                Немов,  Р.С. Психология. Учеб. для студ. Высш. Пед. Заведений. В 3 кн.-4-е изд. [Текст] /Р.С. Немов. .: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн 1. Общие основы психологии. – 688 с.

24.                Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / - Л.Ф. Обухова. М.: Наука,1995.-146 с.

25.                Психология. Словарь [Текст] /Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

26.                Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. [Текст]  .: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 376с.

27.                Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск: Вега, 1994.- 114 с.

28.                Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании [Текст] / Е.И.  РоговМ.: Владос, 1995.-476 с.

29.                Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.  Рубинштейн .: Просвещение, 1946. – 643 с.

30.                Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / / Под ред. Р.В. Тонкой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. АтанасовойВуковой. –  М.: Изд-во МГУ, 1994.- 214 с.

31.                Урунтаева, Г. Л., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст] / Г. Л. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Просвещение. 1995 -291 с.

32.                Фридман, Л.И. Психологический справочник  учителя [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю.   Кулагина.- М.:  Просвещение, 1991 - 161 с.

1.     Хрипкова,  А.   Г.  Мир   детства.   Дошкольник  [Текст]/ А.   Г.   Хрипкова,  А.В.   Запорожец.   -   М.: Педагогика. - 1979. - 19с.

2.    Цукерман,  Г.А., Мастеров,  Б.М. Пси­хология саморазвития. [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров.  - М., 1995.- 347 с.

3.       Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.   Эльконин (Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко) - М.: Просвещение, 1989. - 643 с.

4.       Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б.   Эльконин – Воронеж: Прима, 1995. – 486 с.