Курсовая работа

Влияние особенностей памяти младших школьников на успеваемость

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ       

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕММЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.       

1.1. Виды памяти, механизмы и законы запоминания.     

1.2. Психологические особенности младших школьников. Особенности развития памяти.        

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ УСПЕВАЕМОСТЬ.     

2.1. Методика определения уровня развития памяти младших школьников       

2.2.Результаты исследования влияния уровня развития  памяти младших школьников на успеваемость     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА  

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоце¬нить. С ее помощью он усваивает знания об окру¬жающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навы¬ки. И делает он это в основном непроизвольно. Ре¬бенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запо¬минается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлека¬ет своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

В па¬мяти различают такие процессы как запоминание, сохра¬нение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в де-ятельности и не зависят от воли и сознания. Произ¬вольная память — это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запомина¬ния.

 В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также па¬мять образную и словесно-логическую. Образная па¬мять обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вку¬совой. Словесно - логическая память — это па¬мять на отдельные слова, понятия, мысли.

 По продолжительности запоминания и сохранения ма¬териала память подразделяется еще на кратковремен¬ную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосред¬ственно осуществляемую человеком деятельность и ис¬пользует информацию как кратковременной, так и дол¬говременной памяти. Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме неко¬торые промежуточные результаты (например, при ариф¬метических вычислениях, при чтении, списывании).

Над проблемой памяти работали такие ученые, как: Истомина З.М Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тихомирова Л.Ф. и др. Истомина З.М. считает, что младший школьный возраст является в среднем началом периода более или менее удовлетворитель¬ного запоминания, поскольку именно с этого возраста впечатления детства носят достаточно систематизи¬рованный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.(14. с22)

К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование — у него развивается про¬извольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необ¬ходимость возникает непосредственно в их деятель¬ности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыг¬рать наиболее важную роль в предстоящем обуче¬нии в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют по¬становки специальной цели запомнить. На перво¬классника обрушится лавина сведений, правил, за¬даний, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными. В связи с этим возникло противоречие между уровнем развития произвольной памяти, обусловленным возрастными психологическими особенностями младших школьников и ведущей роли этой памяти в процессе обучения в школе. В связи с возникшим противоречием  тема нашей курсовой работы «Влияние особенностей памяти младших школьников на успеваемость» представляется актуальной.

Цель исследования - изучить влияние особенностей памяти младших школьников на успеваемость

Объект исследования – память младших школьников.

Предмет исследования - влияние  особенностей памяти младших школьников на успеваемость.

Гипотеза, мы предполагаем, что уровень развития памяти ребенка является фактором, влияющим на его успеваемость.  У ребенка младшего школьного возраста можно и нужно развивать все виды памяти — образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент сле¬дует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку разви¬тие этих процессов, как и произвольных форм пси¬хики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую литературу по теме.

2. С помощью отобранных методик выявить индивидуальные особенности памяти у младших школьников.

3. Охаректеризовать учебную деятельность младших школьников экспериментальной группы

4. Выявить экспериментальным путем влияние особенностей памяти младшего школьника на его успеваемость.

Методы исследования

В процессе работы нами будут использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Психологическое исследование.

3. Метод обработки данных.

Организация исследования

Исследование будет проводиться на второго «Б» класса средней школы № 7 г. Ишима.

Этапы исследования

1 .Постановочный этап.

2. Исследование.

3.Обработка количественных и качественных результатов. 4.Формулировка выводов исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализированная научно-педагогическая литература и

проведенная опытно-экспериментальная работа показали, что, в

процессе  обучения младших школьников  на успеваемость оказывает большое влияние особенность памяти ребенка.

Таким образом, разработка данной проблемы привлекла

внимание многих ученых педагогов-психологов,

которые показывают, что в современных условиях

совершенствования обучения, усложнения учебных знаний,

увеличения их объема и глубины, важное значение имеет учет психологических особенностей каждого ребенка.

 Роль памяти в развитии ребенка трудно переоце¬нить. С ее помощью он усваивает знания об окру¬жающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навы¬ки. И делает он это в основном непроизвольно. Ре¬бенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запо¬минается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлека¬ет своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

Однако, следует отметить, что для повышения успеваемости учащихся младших классов  основной акцент сле¬дует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку разви¬тие этих процессов, как и произвольных форм пси¬хики вообще, является одной из самых важных предпосылок успешного к обучения детей в школе.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Аргинская И.И. Обучение по системе Л.В.Занкова 1 класс, 1994 г.

2.      Г.Ю. Айзенк. Проверьте свои способности.

3.      Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987 г.

4.      Варапников И.В. Русский язык в картинках М., 1987 г.

5.      В.В. Волина. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления на уроках математики в начальных классах.// Начальная школа 1991

6.      Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991

7.      Горецкий В.Г. Обучение в первом классе; М., 1973 г.

8.      Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. М, 1990 г.

9.      Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994

10.    Е.В. Сербина. Математика для малышей. М., 1992

11.    А.Г. Зак. Различия в мышлении детей. М., 1992

12.    А.М. Захарова. Развивающее обучение математике в начальной школе. Томск,1994

13.    Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

14.    М.А.Калугин, Н.В.Новотворцева. Развивающие игры для младших школьников.

15.    Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996

16.    Климанопа Л.Ф. Упражнения для работы над техникой чтения. М., 1975 г.

17.    Логинова В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду С-Пб, 1995 г.

18.    Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

19.    И.М.Никольская Р.М.Грановская "Психологическая защита у детей"

20.    Нечаепа Н.В. Обучение грамоте. М,1994 г.

21.    «Одарённые дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого., М., 1991

22.    Программа «Одарённый ребёнок». М., «Новая школа», 1995

23.    Резодубов С.П. Методика русского языка в начальной школе М., 1963 г.

24.    Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск, 1985 г.

25.    Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития», 1996

26.    Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. «Академия развития»,1996

27.    . Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994 г.

28.    В.Н. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М., 1980

29.    12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983 г.

30.    П.М. Эрдниев. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики. М., 1992