Влияние стиля общения педагога на продуктивность профессиональной деятельности

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I.  Психолого-педагогические основы проявления  стиля педагогического общения и его влияния на продуктивность профессиональной деятельности

1.1. Сущность и понятие стиля педагогического общения

1.2. Проблема выявления эффективности профессиональной деятельности педагога

1.3. Влияние стиля общения на продуктивность профессиональной деятельности

Глава II. Экспериментально - исследовательская работа по выявлению влияния стиля общения педагога на продуктивность его профессиональной деятельности

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Результаты и анализ исследования

Заключение

Библиография

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  В учебно-воспитательном  процессе безусловно большую роль играет личность педагога, его мастерство и умение. Искусство  общения с ребенком является сильнейшим  инструментом воздействия на ребенка и может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от личности педагога. Сфера педагогического труда, как известно, относится к так называемому социономическому типу, или такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Общение является основным средством, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Вместе с тем, если содержательные и методические аспекты педагогического процесса и деятельности педагога в настоящее время в значительной мере исследованы и исследуются, то социально - психологический срез обучения и воспитания и деятельности педагога, и проблема общения исследованы мало. И как справедливо заметил  А.Н. Леонтьев, «приходится констатировать, что проблема педагогического общения как органической части воспитания и обучения в школе еще не получила достаточно цельного и глубокого освещения» [12, с. 15]. Это высказывание в полной мере определяет актуальность  проблемы педагогического общения.

 Существует немало исследований, посвященных изучению влияния на психическое развитие ребенка его общения с взрослыми. Однако нерешенным остается вопрос о зависимости стилей общения педагогов на продуктивность его профессиональной деятельности. В настоящее время среди актуальных проблем реформирования образования наиболее острой является обеспечение педагогически целесообразных взаимоотношений, продуктивности педагогической деятельности. Анализ реальной практики показывает, что не везде актуальность этой проблемы осознана. В учреждениях переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в рамках утвердившегося деятельностного стереотипа достижение педагогически целесообразных взаимоотношений в профессиональной деятельности учителей остается проблемой малоизученной. Она не расценивается как одно из неразрешенных противоречий между малоэффективной практикой и растущими требованиями обновляющегося общества.

Результаты изучения содержания организации профессиональной деятельности учителей свидетельствует о том, что имеют место противоречия и недостатки следующего характера: живучесть административно - бюрократических подходов в управлении, оказывающих негативное влияние на функционирование системы образования; устойчивые стереотипы, препятствующие овладению, учителями, творческими и ин
новационными
моделями, технологиями; отсутствие системы связи с региональными инфраструктурами и преемственности в рамках непрерывных образовательных структур и другие.

Практическая потребность в достижениях высокого уровня продуктивности педагогической деятельности, достижение педагогически целесообразных взаимоотношений в системе «учитель-ученик», обусловлена также научным интересом целого ряда дисциплин - акмеологии, психологии, педагогики, социологии и др. Анализ же источников научной информации свидетельствует, что в такой постановке педагогически целесообразные отношения не рассматривалисьаучного решения требуют такие стороны проблемы, как выявление механизмов индивидуально-психологического развития субъекта, качественных и количественных изменений его потенциала, установление влияния индивидуально-психологических проявлений на педагогически целесообразные взаимоотношения в системе «учитель-ученик», на высокую продуктивность педагогической деятельности, определение акмеологических факторов оптимального задействования творческого потенциала и другие.

Таким образом, результаты анализа теоретико-методологических и эмпирических аспектов исследуемой проблемы дают основание сделать вывод существующем противоречии между достаточной теоретической разработанностью вопросов влияния общения на развитие ребенка и  недостаточной изученностью вопроса влияния стилей педагогического общения на продуктивность профессиональной деятельности.

Все это обуславливает актуальность выбранной темы: «Влияние стиля общения педагога на продуктивность профессиональной деятельности».

Проблема исследования  заключается в изучении зависимости стилей общения педагога и продуктивности его профессиональной деятельности.

 Цель: Установить взаимосвязь между продуктивностью профессиональной деятельности педагога и стилем педагогического общения.

Объект: Продуктивность педагогической деятельности.

Предмет: Влияние стиля общения педагога на продуктивность профессиональной деятельности.

Задачи:

 1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2) Выявить особенности стилей педагогического общения

3) Определить критерии оценки продуктивности профессиональной деятельности педагога.

4) Провести диагностику стилей педагогического общения и продуктивности профессиональной деятельности.

5) Экспериментально исследовать влияние стилей педагогического общения на продуктивность профессиональной деятельности учителя и провести анализ полученных экспериментальных данных.

 Гипотеза:  Мы предполагаем, что стиль общения педагога и особенности его педагогических коммуникаций являются фактором, влияющим на продуктивность его профессиональной деятельности. А именно при авторитарном, монологичном, конфликтном взаимодействии педагога  с детьми продуктивность его профессиональной деятельности  будет менее выражена, чем при доброжелательном, активном, диалогичном стиле педагогического общения.

 Методологической основой являются исследования известных педагогов и психологов:  А.А. Бондалева, Л.И. Божович, М. И.  Лисиной,  З.М. Богуславской, Л. С. Выготского, Н.В. Клюевой,  А. В.  Петровского и др.

Методы исследования:

 а) изучение и анализ литературы по теме исследования;

б) метод наблюдения;

в) методы исследования с использованием психолого-педагогических методик, анкетирование;

г) количественная и качественная   обработка данных исследования.

Исследование проводилось на базе  Шаблыкинской средней школы Ишимского района с включением четырех педагогов начальных классов (педагоги группы «А»,  «Б», «С» и «Д»).

Исследование проводилось в три этапа:

I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный: проведение  экспериментального исследования; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

III – заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление курсовой работы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в практике учителей  для  повышения эффективности учебно-воспитательной работы. 

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

 

 

 

Заключение

 

 

В нашей курсовой  работе  проводилось исследование на тему «Влияние стиля общения воспитателя на  продуктивность профессиональной деятельности».

В ходе исследования были выполнены поставленные задачи:  Изучена психолого-педагогическую литература по теме исследования. Проведено экспериментальное исследование по теме исследования.  Проведен анализ полученных экспериментальных данных.

Нами были изучены особенности стилей педагогического общения, иисследовано влияние стилей педагогического общения на продуктивность профессиональной деятельности учителя.

Результаты анализа показали, что наиболее продуктивной является профессиональная деятельность педагога группы «Б», где учитель весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью  преподносит им знания. В результате у учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.

И менее продуктивной является профессиональная деятельность педагога группы «А», где учитель настроен к детям авторитарно, требовательно, с собственной заинтересованностью  преподносит им знания.

Стиль педагога характеризуют определенные не­достатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не про­дуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

Таким образом, гипотеза, вдвинутая нами в начале работы о том, что стиль общения педагога и особенности его педагогических коммуникаций являются фактором, влияющим на продуктивность его профессиональной деятельности подтвердилась. В ходе исследования выявлено, что при  авторитарном, монологичном, конфликтном взаимодействии педагога  с детьми продуктивность его профессиональной деятельности  будет менее выражена, чем при доброжелательном, активном, диалогичном стиле педагогического общения.

В ходе работы над темой исследования подтвердилась его актуальность и практическая значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1.     Аванесов, С.В. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М.: Прогресс, 1982. – 214 с.

2.     Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М.: Наука, 1982.-287 с.

3.     Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст.Г. Ананьев.  — М.: Педа­гогика, 1980. – 478 с.

4.      Андреева, А.Н. и др. Методика измерения коммуникативной дистанции [Текст] / А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин. // Вопр. псих. – 1987. - №1. – С.23-37.

5.     Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева
Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984.- 96 с.

6.      Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр. тр. [Текст] /А.А. Бодалев – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.

7.     Божович, Л.И. Избранные психологические труды, [Текст] / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1995. – 357 с.

8.     Богуславская, З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста [Текст]/ З. М. Богуславская.|| Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.: Наука,1968.- 346 с.

9.     Брудный, А. А. Понимание и общение. – [Текст] / А.А. Брудный. - М.: Знание, 1989. – 214 с.

10.                       Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г.  Лидере.— М.: Изд. МГУ, 1990. – 415 с.

11.                       Ветрова, В.В. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. [Текст] / В.В. Ветрова.- М.: Просвещение, 1981. – 362 с.

12.                       Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1986. – 476 с.

13.                       Выготский,  Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1960. -482 с.

14.                       Венгер, Л.А. Психология. [Текст] / Л.А. Вегнер.- М.: Наука, 1988.- 574 с.

15.                        Гайда, В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П.  Захаров. — Л.: Знание, 1982. -98 с.

16.                       Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога. [Текст] / И, Дубровина.- М.: Логос, 1995.- 459 с.

17.                       Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-247 с.

18.                       Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.- Ярославль. 1996.- 109 с.

19.                       Коломинский, Я. Л. Психология общения. [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 1974. -103 с.

20.                       Леонтьев, А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. [Текст] / А.А. Леонтьев.- 1979. №1. - С. 17-21.

21.                       Лисина, М.И. и др. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии  [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова.- М.: Наука, 1980.- 96 с.

22.                       Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина. .: Наука, 1986. – 217 с.

23.                       Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /Б.Ф. Ломов.- М.: Просвещение, 1975. – 109 с.

24.                       Мелибруда, Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.А. Мелибруда // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А.Бодалева, А.Б. Добровича. – М. : Прогресс, 1986. -82 с.

25.                        Мухина, В.С. Психология. [Текст] /  В.С. Мухина.- М.: Прогресс, 1988.- 312 с.

26.                        Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст] / Р.С. Немов .: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-473 с.

27.                       Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М.: Просвещение, 1980.- 208 с.

28.                       Практикум по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов — Л.: Знание, 1987.- 104 с.

29.                       Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995. – 316 с.

30.                       Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990. – 268 с.

31.                        Реан, А. В. Психология педагогической деятельности.  [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994. – 243 с.

32.                       Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании. [Текст] / Е.И.  РоговМ. ВЛАДОС, 1995. – 479 с.

33.                       Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] /С.Л. Рубинштейн.- М.: Прогресс, 1946. – 486 с.

34.                       Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] /Д.Б. Эльконин.- М.: Наука, 1960. – 362 с.

35.                       Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин. (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.: Просвещение, ,1989. – 392 с.

36.           Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания.  [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991. – 104 с.