Коррекция эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

1.1.         Исследования эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами и педагогами….…………………………………………..………7

1.2.         Развитие эмоциональной сферы  у детей младшего  школьного возраста………………………………………………………………………….20

1.3.         Проблема коррекции эмоциональной сферы младших школьников……………………………………………………………………...30

Глава  2. Опытно-экспериментальная работа  коррекции эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе

2.1.    Диагностика эмоциональной сферы младших школьников…………..36

2.2. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников и ее результаты.............................................................................................................47

Заключение …………………………………………………………………….. 55

Библиография…………………………………………………………………....57

 

 

 

Введение

В последние годы в отечественном образовании все большее значение приобретает коррекционно-развивающий аспект. Наряду с увеличивающейся медико-психологической помощью школе современная наука предлагает и новые психолого-педагогические методы диагностики и коррекции нарушений развития, в которых сегодня нуждаются 35 - 45% детей от их общего контингента [7].

В соответствии с принципами современной государственной политики в области образования, предусматривающими «общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников», новый тип образования предполагает создание максимальных условий для обучения и развития детей с различными индивидуально-типологическими особенностями. Этот тип образования предполагает и усиленное внимание к их физическому и психическому здоровью, к коррекции имеющихся отклонений в развитии.

Исследования психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, В.В. Лебединский и др.) свидетельствуют, что одним из важных критериев психического здоровья является эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональная сфера, будучи значимой составляющей регуляторной системы в сложной структуре психики человека, обеспечивает активные формы его жизнедеятельности. Занимая центральное место в психическом развитии, эмоциональная сфера актуализирует потенциальные возможности, аккумулирует творческую энергию личности (Б.Л. Теплов, П.М. Якобсон), выполняет охранную - идиаторную функцию (Л.И. Божович).

 Оптимальное состояние эмоционального развития ребенка предопределяет успешность коррекции недостатков его интеллектуальной и волевой сфер. Аномалии в развитии эмоциональной сферы негативно сказываются на общем ходе развития личности, затрудняют все формы общения и деятельности человека.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Но, следует отметить, что в практической работе учителей, как правило, отсутствует целенаправленная систематизированная работа по коррекции недостатков и нарушений развития эмоциональной сферы младших школьников.

Данное обстоятельство свидетельствует о существующем противоречии между потребностями коррекционной работы в области эмоционального развития детей младшего школьного возраста как нового типа образовательной практики и слабой теоретико-педагогической разработанностью процесса психолого-педагогической коррекции недостатков эмоционального развития младших школьников, «традиционным», недостаточно эффективным его методическим обеспечением в условиях школьной практики.

Выявленное противоречие определило выбор темы курсовой работы: «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе».

Проблема исследования: каковы формы и методы коррекции недостатков эмоционального развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Объект - процесс психолого-педагогической коррекции недостатков эмоционального развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Предмет – коррекционная работа с эмоциональной сферой  детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Цель – теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия  коррекционной работы эмоционального развития для детей младшего школьного возраста.

Гипотеза - процесс коррекции  эмоциональной сферы младших школьников  окажется эффективным, если:

- коррекционная работа с эмоциональной сферой ребенка в учебно- воспитательном процессе будет проводиться в форме уроков  психологической разгрузки, направленных на  снижение эмоционального напряжения;

- в  программе  уроков психологической разгрузки будут  использованы  такие формы психокоррекционной работы, как: аутогенная тренировка, психогимнастика, элементы танцевальной терапии, музыкотерапии, проективного рисунка.

Задачи исследования:

2.                Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

2. Определить оптимальную форму организации процесса психолого-педагогической коррекции эмоционального развития младших школьников.

3. Обосновать и разработать содержание уроков психологической разгрузки и форм психологической  коррекции эмоциональной сферы  младших школьников.

4. Выявить эффективность проведенной коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Л.С. Выгодского, Л.С, Григорьевой,   Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л., Изарда К., В.С.Мухиной, Комаровой Т.С.  и др. 

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: анализ литературы по теме исследования, метод наблюдения, психологический эксперимент, интерпретация рисунков; количественная и качественная обработка результатов.

         Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что проблема коррекции эмоциональной сферы  рассматривалась с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. В работе обобщены подходы учёных к проблеме развития  эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Осуществлён отбор методов диагностики и коррекции эмоциональной сферы младших  школьников.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных  в практической деятельности учителей начальных классов, в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников, в консультативной работе с родителями.

Исследование проводилось на базе  \\\\\\\\\\\\\\ с включением 12 учащихся первого класса и их родителей.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.

 

 

Заключение

В ходе работы подтвердилась актуальность проблемы коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Нами было проведено исследование по изучению эмоциональной сферы младших школьников и ее коррекции. В ходе исследования были выявлены особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, которые позволили определить оптимальную форму организации процесса психолого-педагогической коррекции эмоционального развития младших школьников.

В ходе эксперимента была проведена диагностика эмоциональной сферы младших школьников и проведена коррекционная работа в форме уроков  психологической разгрузки.

данные, полученные нами в ходе контрольного эксперимента  служат подтверждением гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее учителями начальных классов и школьными психологами для коррекции эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

 

 

 

Библиография

     1.            Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1996. – ь346 с..

     2.            Андреева, А.Д. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. [Текст] /А.Д. Андреева, Т.В.  Вохмянина, А.П. Воронова,  Н.И. Чуткина (под ред. М.В.Дубровиной). -  М.: Альфа, 2005. – 327 с.

     3.            Бёрдов, В.И. Аннотированная программа по психологии человека: Методические рекомендации [Текст] / В.И.  Бёрдов.  шим: ИГПИ, 1995.-29с.

     4.            Бёрдов, В.И., Кислицына, В.А. Лабораторный практикум по возрастной психологии.  [Текст] / В.И.  Бёрдов, В.А. Кислицина.  – Ишим: ИГПИ, 1995. – 33с.

     5.            Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] /Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 230с.

     6.            Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. Уч-щ. [Текст] / Л.А. Вегнер, В.С. Мухина. .: Просвещение, 1988. – 298с.

     7.            Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1996. – 217 с.

     8.      Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С. Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.

           9.           Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/Л.С, Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.

  10.           Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

11.            Детская психология. Учеб. Пособие. [Текст] /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.

12.            Доскин, В., Печора, К. Рисунки детей. Психологический анализ[Текст] /В. Доскин, К. печора. //Дошкольное воспитание, №12, 2000. – С.78- 81.

13.            Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка. [Текст] /А.В. Запорожец. – М.: Психология, 1994. – 287 с.

14.            Изард, К. Эмоции человека: Пер. с англ. [Текст] /К. Изард. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.

15.            Крутетский, В.А. Психология. Учебля учащихся пед. Уч-щ. [Текст] / В.А. Крутетский. .: Просвещение, 1986. – 341с

16.            Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. [Текст] / Н.Л. Кряжева. рославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

17.            Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. [Текст] / Е.Н. Колодич.– Мн.ОО «ФУ Аинформ», 2002. – 128 с.

18.            Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.1[Текст] / А.Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. – 456 с.

19.            Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми. [Текст]/   Г.Б Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.

20.            Научно-методический подход к проблеме коррекции эмоциональной сферы младших школьников. // Сб. тезисов докладов к научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы» в Москве, 16-18 апреля 1997. -М.,1996,т.2, с.197-204.

21.            Немов,  Р.С. Психология. Учеб. для студ. Высш. Пед. Заведений. В 3 кн.-4-е изд. [Текст] /Р.С. Немов. .: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн 1. Общие основы психологии. – 688 с.

22.            Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] /Сост. Е.И. Рогов.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 547 с.

23.            Обухова, Л. Ф.  Возрастная психология. [Текст] / Л.Ф. Обухова.  -  М.,  1996.- 427 с.

24.             Психология. Словарь[Текст] /Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

25.            Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. [Текст]  .: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 376с.

26.            Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников. [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1997, № 2, с. 10-27.

27.             Психическое развитие младших школьников [Текст] /  Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. – 387 с.

28.            Рейковский,  Я. Экспериментальная психология эмоций. [Текст] / Я Рейковский . -  М.:Прогресс, 1999 . – 412 с.

29.            Рогов,  Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Е.И. Рогов –М.: ВЛАДОС , 1998.-Кн 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.

30.            Романова, Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. [Текст] /Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина. .: Дидакт, 1992. – 327 с.

31.            Развитие эмоциональной сферы детей риска. [Текст] // Педагогический поиск, 1995, № 3-4, с.6.

32.            Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. [Текст] /С.С. Степанов. –М.: Издательский центр «Академия»,  – 160с.

33.            Спиноза, Б.О происхождении и природе аффектов \ Психология эмоций: Тесты. [Текст] /Б.О. Спиноза. ., 1990 – 271 с.

34.            Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] /Л.Д. Столяренко. остов-на-Дону: Логос, 1995. – 646с.

35.            Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. [Текст].  М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.

36.            Учителю об эмоциональном развитии младших школьников. [Текст] / //Начальная школа, 1997, №3, с.21-24.

37.            Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Учебное   пособие   для студентов   и   слушателей   спецфакультетов:   [Текст]/ Сост.   В.Астапов.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1995. -  264 с.

38.            Хрипкова,  А.   Г.,   Запорожец,  А.В.   Мир   детства.   Дошкольник  [Текст]/ А.   Г.   Хрипкова,  А.В.   Запорожец.   -   М.: Педагогика. - 1979. - 19с.

39.            Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.-Воронеж.1995. - 458 с.

  40.            Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/ Д.Б. Эльконин.// Вестник Моск. Унив. Серия 14,  2000.  №2. - С 9.

41.            Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.,1960. – 457 с.

                                   42.                       Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. [Текст] / подед. В.В. Лебединского. – М.: Педагогика, 1990. -254 с.