Дипломная работа

              Индивидуальные различия и способы развития памяти младших школьников                                                                                                                                   

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………….. ………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы индивидуальных различий  и способов развития памяти младших школьников

1.1.         Понятие и виды памяти………………………………………..…..8

1.2.         Индивидуальные и возрастные особенности памяти младших школьников………………………………………………………..26

1.3.         Способы развития памяти детей младшего школьного возраста……………………………………………………………36

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование индивидуальных различий и способов  развития памяти детей младшего школьного возраста

2.1. Изучение индивидуальных различий в развитии памяти  у младших школьников………………………………………………………………………48

2.2. Организация работы по развитию памяти у младших школьников…………………………………………………………..…………..57

2.3. Анализ эффективности проведенных мероприятий……………….61

Заключение…..………………………………………………………………….66Библиография …………………………………………………………………..68

Приложения

 

Введение

На сегодняшний день проблема  развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой.  Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции немыслим.  От уровня развития  памяти зависит уровень образованности человека, наличие или отсутствие  свободного владения «материалом из различных областей человеческой культуры» [10, c. 8.]. 

Изучение возрастных и индивидуальных особенностей памяти является важной задачей в плане повышения эффективности и качества учебного процесса, ликвидации перегрузки в школьном обучении и осуществления индивидуального подхода к детям в процессе обучения.

Наряду с этим, существование индивидуальных различий в пределах определенного возрастного периода, устойчивость таких различий и степень влияния их на онтогенез высших психических функций - представляют собой важную, дискуссионную проблему теоретической психологии. Ряд ведущих отечественных психологов (М.С.  Бернштейн, А.А. Смирнов,   Ф.В. Ипполитов) развивает концепции, согласно которым формирование теоретического мышления у школьников не определяется индивидуальными особенностями мышления, памяти, речи и т.п. Наоборот, элиминация таких различий оказывается одним из критериев правильной постановки развивающего и формирующего обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин). Л.В. Занков, Н.А. Менчинская отстаивают точку зрения, согласно которой индивидуальные различия играют важную роль в формировании и темпе развития  мышления, памяти и других высших психических функций. Очевидно, немалую роль в решении этих дискуссионных проблем должны играть экспериментальные исследования возрастно-индивидуальных различий памяти.

 В связи с этим вопрос развития памяти младших школьников с учетом возрастных индивидуальных различий памяти представляется актуальным.

Актуальность обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Индивидуальные различия и способы развития памяти младших школьников».

К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными. В практической деятельности  школ развитие памяти учащихся осуществляется во многом стихийно, не целенаправленно. Возникает определенное противоречие между необходимостью формирования развития памяти у детей и отсутствием эффективной технологии организации данного процесса в учебных заведениях.

  Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении индивидуальных  особенностей развития памяти  у младших школьников.

Цель  исследования – теоретически обосновать и экспериментально изучить индивидуальные различия памяти  у младших школьников и выявить эффективные способы ее развития.

Объект исследования: память как психический процесс.

Предмет исследования:  индивидуальные различия и способы развития памяти младших школьников.

В основу исследования положено гипотетическое предположение  о том, что развитию памяти  детей младшего школьного возраста будет способствовать реализация системы  развивающих занятий  с учетом индивидуальных особенностей развития  памяти детей младшего школьного возраста.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать  психолого – педагогическую  литературу по данной проблеме

 2.Выявить индивидуальные особенности развития  памяти детей младшего школьного возраста.

  3. Разработать и экспериментально проверить эффективность системы  развивающих занятий  с учетом индивидуальных особенностей развития  памяти детей младшего школьного возраста.

 Теоретической основой исследования явились труды, посвященные вопросу развития памяти в контексте общепсихологической теорией деятельности, в которых исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемическои деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.); исследования филогенетического развития памяти П.П.Блонского; труды Л. С. Выготского, посвященные изучению памяти и ее развития в детском возрасте;  исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте А.Н. Леонтьев и др.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ, обобщение теоретических положений ученых по теме исследования); эмпирические методы (тестирование, беседа, психолого – педагогический эксперимент); методы количественной и качественной обработки результатов исследования; методы описания результатов исследования (графическое представление результатов); методы математической обработки результатов исследования.   

Исследование проводилось на базе 1 «А» класса МОУ \\\\\\\\\\\\ с участием 20 учащихся: 10 учащихся составили контрольную группу и 10 – экспериментальную.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап – поисково – теоретический.  Изучение и анализ философской, психологической  и педагогической литературы, определение проблемы, цели, объекта, предмета исследования, гипотезы. Разработка программы экспериментального  исследования.

 II этап – опытно – экспериментальный. Экспериментальная проверка гипотезы; реализация этапов психолого –педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного).

 III этап – заключительно – обобщающий. Обработка и систематизация материала, формулировка выводов и литературное оформление выпускной квалификационной  работы.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам развития памяти и изучении индивидуальных особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке комплекса занятий по развитию памяти младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей развития памяти, который может быть использован в работе педагогов и психологов общеобразовательной начальной школы.

 Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (36 источников), приложений. В работе  содержится 16 таблиц и 1 рисунок. Общий объем  работы составил 63 страницы печатного текста без приложений.

 

Заключение


            Проанализированная научно-педагогическая литература и
проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердили актуальность исследования,
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоце­нить. С ее помощью он усваивает знания об окру­жающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навы­ки.

В ходе работы были выявлены особенности развития памяти  у младших школьников и с учетом выявленных особенностей разработаны занятия по развитию памяти детей младшего школьного  возраста.

По результатам констатирующей диагностики выявлено, что индивидуальными особенностями развития памяти младших школьников является преобладание комбинированного типа памяти и смыслового  запоминания.

Результаты контрольного эксперимента по выявлению индивидуальных особенностей памяти показали, что у всех детей индивидуальные особенности памяти на контрольном этапе остались без изменений после проведения формирующего эксперимента.

Что же касается результатов исследования уровня развития памяти, то здесь контрольная диагностика показала следующее: В контрольной группе,  где не проводились занятия по развитию памяти, результаты контрольного эксперимента оказались практически идентичны результатам констатирующего. В  экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента  зафиксирована положительная динамика развития памяти: на контрольном  этапе эксперимента в экспериментальной группе результаты оказались гораздо выше, чем на констатирующем этапе.

Данный эксперимент позволил нам выделить следующие особенности памяти младших школьников:

В младшем школьном возрасте у ребенка появляется произвольная память, но к произвольному запоминанию и воспроизведению дети данного возраста обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необ­ходимость возникает непосредственно в их деятель­ности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этот вид памяти играет наиболее важную роль в обуче­нии в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют по­становки специальной цели запомнить.

У ребенка младшего школьного возраста можно и нужно развивать все виды памяти — образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент сле­дует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку разви­тие этих процессов, как и произвольных форм пси­хики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.

Таким образом, в результате проведенного исследования полностью подтвердилась наша гипотеза. Анализ результатов исследования показал, что специально разработанные занятия способствуют развитию памяти детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам развития памяти и изучении индивидуальных особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке комплекса занятий по развитию памяти младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей развития памяти, который может быть использован в работе педагогов и психологов общеобразовательной начальной школы.

 

Библиография

1.     Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы). [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина и др. – М. : Просвещение, 1962.- 347 с.

2.     Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Составители. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин - М., Академия, 2001.- 287 с.

3.     Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие [Текст] /  Под ред. М.В. Гомдо и др. - М: Педагогика, 2002. – 295с.

4.     Выгодский, Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выгодский. -  М.: Психология, 2001. – 317 с.

5.     Выгодский, Л.С. Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Психология, 2000. – 276 с.

6.     Горецкий, В.Г. Обучение в первом классе [Текст] /  Горецкий В.Г. - М.: Альфа, 2003. – 114 с.

7.     Голубева, И.Н. Индивидуальные особенности памяти человека [Текст] / И.Н. Голубева. -  М.: Логос, 2004. - 235 с.

8.     Данилова, И.В., Прихожан, А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. [Текст] / И.В. Данилова, А.М.Прихожан. - М.:  Академия, 2006. – 249 с.

9.     Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. [Текст] / Составитель Т.Д. Марцинковская– М.: Линка - Пресс, 2008. – 143 с.

10.                       Занков, Л.В. Память. [Текст] / Л.В.  Занков. –М.:  УЧПЕДГИЗ, 1949.- 376 с.

11.                       Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. [Текст] / П.И. Зинченко. -  М.: Просвещение, 1999. -  186 с.

12.                       Искусство помнить и забывать: Пер. с англ. [Текст] /  составитель Д. Лапп. – СПб.: Питер, 2005. – 167 с..

13.                       Клацки, Р. Память человека. Структуры и процессы. [Текст] / Клацки Р. М.: Мир, 2008. – 319 с.

14.                       Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, - М: Политиздат, 1985. – 431с.

15.                       Корсаков, И.А. Корсакова, Н.К. Наедине с памятью. [Текст] / И.А. Корсаков, Н.К.  Корсакова. – М: Знание, - 2004. – 80с.

16.                       Лезер, Ф. Тренировка памяти / Пер с нем. [Текст] / Ф.  Лезер.  Под ред. Н.К. Корсаковой. – М: Мир, 2009. – 166с.

17.                       Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. Институтов. 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / Н.Д. Левитов– М: Просвещение, 1994. – 478с.

18.                       Леотьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. [Текст] / Леотьев А.Н.. - М: Педагогика, 1983. – 342 с.

19.                       Лурия, А.Р. Внимание и память. [Текст] / А.Р. Лурия М.: Книга, 1995. – 147 с.

20.                       Лурия, А.Р. Маленькая книга о большой памяти. (Ум мнемониста). [Текст]/ А.Р. Лурия М.: Книга.  – М: МГУ, 2006. – 88с.

21.                       Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти. [Текст] / - М: Педагогика. – М.: Книга, 2005 – 191с.

22.                       Ляудис, В.Я. Память в процессе развития. [Текст] / В.Я. Ляудис. – М: МГУ, 2006. – 225с.

23.                       Немов, Р.С. Психология. Учебник для ВУЗов. Кн.1. Общие основы психологии. ­[Текст] / Р.С.  Немов М.: Владос, 2004. ­- 576 с.

24.                       Норман, Д.А. Память и научение / Пер с англ. [Текст] / Д.А. Норман Под ред. А.В. Симонова. – М: Мир, 2005. – 159с.

25.                       Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов [Текст] / сост.: В.В. Богословский, А.А.Степанов, А.Д. Виноградова,– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 217 с.

26.                       Психологический словарь. [Текст] / Под ред. Карпенко А.А. – М: Педагогика, 2001. – 780с.

27.                       Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. [Текст] / /Под ред. В.В. Давыдова. – М., Педагогика, 1990.

28.                       Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти. [Текст] / А.А.  Смирнов. – М.: Просвещение,  1966. – 243 с.

29.                       Смирнов , А.А.Возрастные и индивидуальные различия памяти. [Текст] / А.А.  Смирнов. – М.: Просвещение,  1969. – 217 с.

30.                       Смирнов,  А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти [Текст] / А.А.  Смирнов. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 2008.  816 с.

31.                       Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. [Текст] / Л.Д.  Столяренко– Ростов на Дону, Феникс, 2000.- 2007. – 287 с.

32.                       Столяренко, Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. [Текст] / Л.Д.  Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -498 с.

33.                       Тренируйте память: Техника быстрого чтения: Книга для учащихся. [Текст] / Составители Андреев О.А., Хромов Л.Н. – Екатеринбург, Несси - пресс 2001. – 112 с.

34.                       Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппарейонер, В.Я. Романова. – М: МГУ, 2009. – 272с.

35.                       Френсис Йейте. Искусство памяти. [Текст] / Й. Френсис. – СПб. : Университетская книга. 2007. – 481с.

36.                       Шадриков, В.Д., Черемошкина, Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. [Текст] / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина М: Педагогика, 2000. -176 с.