Развитие произвольного внимания  детей младшего школьного возраста в процессе игр с правилами

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические вопросы развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста в процессе игр с правилами

1.1.        Особенности развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста…………………………………………………….8

1.2.         Влияние игры на развитие младших школьников………………….19

Глава 2.  Опытно-экспериментальное исследование по  развитию произвольного внимания  детей младшего школьного возраста в процессе игр с правилами………………………………………………………………………28

    2.1. Диагностика внимания детей экспериментальной группы…………..28

    2.2. Коррекционная работа по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста и ее результаты……………………………..33

Заключение………………………………………………………………………42

Библиография……………………………………………………………………44

 

Введение

Важнейшей характеристикой и условием развития ученика как субъекта учебной деятельности, безусловно, является развитие у него произвольного внимания. Известно, что в процессе любой учебной деятельности от ребенка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями учителя, причем те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.

Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Слабость произвольного внимания — одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать.

Произвольное внимание полностью развивается к 12—16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

 Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, развивается внимание.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы развития  произвольного внимания детей младшего школьного возраста  в процессе игр.

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников.  Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [5].

Но, несмотря на это в практике учителей начальных классов зачастую использование игр, направленных на развитие произвольного внимания носит эпизодический характер. Таким образом, возникает противоречие между значимостью игры  как фактора развития младших школьников и отсутствием систематической целенаправленной работы учителей  по формированию произвольного внимания в процессе игр, включаемых в учебно-воспитательный процесс.

Существующее противоречие определило выбор темы курсовой работы – «Развитие произвольного внимания  детей младшего школьного возраста в процессе игр с правилами».

   Отсюда - сущность проблемы  исследования заключается в выявлении  влияния игры на развитие произвольного внимания младших школьников.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность                                                     

игровых средств для развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста.

  Объект исследования – процесс развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – игровые средства развития произвольного внимания  младших школьников.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:                                                       

 Развитие произвольного внимания  младших школьников средствами игры будет эффективно при условии  учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного  возраста и  систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1)    изучение специальной литературы по данной проблеме;

2)    характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

3)    разработка комплекса игровых средств, направленных на развитие произвольного внимания для учащихся начальных классов;

4)    проведение экспериментального исследования по выявлению влияния  разработанного комплекса игр на развитие произвольного внимания детей экспериментальной группы;             

5)    обобщение результатов исследования.                                                                                                                                  

В исследовании использовались следующие методы:

-         теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

-         наблюдение, беседа, тестирование;

-         констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

          Методологической основой работы являлись:

- Важнейшие принципы отечественной психологии: единство сознания и деятельности; формирование психики в деятельности; системный подход к изучению исходных понятий (важнейших свойств произвольного внимания, зон их актуального и потенциального развития у детей); дифференцированный подход к детям внутри возрастного периода, качественное своеобразие развития каждого ребенка как субъекта учебного труда; ключевые положения теории развития высших психических функций, в том числе внимания; концептуальные подходы в понимании связи развития психики ребенка с обучением и воспитанием, отраженные в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева. Большую помощь в осмыслении роли личности в собственном психическом развитии (роли субъективного фактора) оказали труды С.Л. Рубинштейна, а также исследования современных отечественных психологов, разрабатывающих концепцию учебной деятельности.

         -  Разные подходы к детской игре:  объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.), как источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» (Выготский Л.С.).

База исследования: МОУ общеобразовательная школа №2

Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография.

 

 

 

Заключение

     В процессе работы подтвердилась актуальность  проблемы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста в процессе игр с правилами.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Слабость произвольного внимания — одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать.

Младшим  школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

Участие младших школьников в играх способствует совершенствованию  мышления, развитию  внимания.

В процессе экспериментального исследования была разработана и апробирована  серия игр, направленных на развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста.

 В теоретической главе  было проведено исследование проблемы развития произвольного внимания и анализ современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста, сформулирована гипотеза исследования.

В ходе экспериментального исследования была проведена диагностика уровня развития произвольного внимания  детей младшего школьного возраста, разработана и апробирована система коррекционных игр, направленных на развитие произвольного внимания.

Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу, согласно которой развитие произвольного внимания  младших школьников средствами игры будет эффективно при условии  учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного  возраста и  систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в практике учителей начальных классов при организации учебного процесса, а также в коррекционной  работе школьных психологов по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста.

 

 

Библиография

1.      Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/ А.  Анастази/ Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

2.      Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. [Текст]/ Аникеева Н. П.  – М.: Просвещение, 1987.

3.      Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]/  Л.И. Божович/ – М., 1968.

4.      Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей [Текст]/ / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5.      Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. [Текст]/ Л. С.  Выготский. – М., 1966. – 541с.

6.      Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. [Текст]/ Л. С.  Выготский. – М., 1984.

7.      Гессен, С. И. Основы педагогики.   Введение в прикладную философию. [Текст]/ С. И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995.

8.      Гурин, В.Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. [Текст]/ В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова.  – Краснодар: Нимфа, 2001. 

9.      Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст]/ Н.И.  Гуткина. – М.: Образование, 1996.

10.    Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. [Текст]/ М.Доналдсон  / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.

11.    Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. [Текст]/ В.Н.  Дружинин. – С-Пб.: Питер,1999.

12.    Ермакова, Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте[Текст]/ Е.С.  Ермакова // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3.

13.    Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. [Текст]/ Е.Е.  Кравцова.– М., 1991.

14.    Краткий психологический словарь [Текст]/  Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.  

15.    Крупская, Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. [Текст]/ Н. К.  Крупская.– М., 1969.

16.    Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. [Текст]/ Л. В.  Кузнецова. – М., Просвещение, 1988.

17.    Макаренко, А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф. Дзержинского. – В кн.: Сочинения. [Текст]/ А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1958, т.Vll.

18.    Марцинковская, Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. [Текст]/ Г. Д. Марцинковская. – М.: Линка – Пресс, 1997.

19.    Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. / Ученые записки Пермского педагогического института. [Текст]/ В.С. Мерлин. – Пермь, 1970.-т.77.

20.    Мир детства: Младший школьник. [Текст]/ Под ред. А.Г. Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.

21.    Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. [Текст]/ Р. С.  Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

22.    Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. [Текст]/  / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.:Наука, 1988.

23.    Психологический словарь [Текст]/  Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.

24.    Российская педагогическая энциклопедия. [Текст]/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1993.

25.    Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст]/ С. Л.  Рубинштейн. – М., 1946.

26.    Страхов. И. В. Воспитание внимания у школьников. [Текст]/ И. В. Страхов/ - М.:Педагогика, 1958.

27.    Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно. – [Текст]/ А. С.Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981.

28.    Степанов, С. Поиск не закончен [Текст]/ С.  Степанов // Школьный психолог. – 1999.- №12.

29.    Стрекозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя. [Текст]/ В. П.   Стрекозин. – М.: Просвещение, 1976.

30.    Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. [Текст]/ В. А.  Сухомлинский– Киев: Радяньска школа, 1969.

31.    Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст]/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

32.    Фридман, Л. М. Психологическая наука – учителю. [Текст]/ Л. М.Фридман, К. М.  Волков. – М., 1985.

33.    Шардаков, М. Н. Очерки психологии школьника. [Текст]/ М. Н. Шардаков. – М., 1955.

34.    Черемошкина, Л.В. Популярное пособие для родителей и педагогов. Развития внимания детей. [Текст]/ Л.В.  Черемошкина. – Ярославль,  1998.

35.    Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст]/ Д. Б. Эльконин. - М.: Наука, 1989.

36.    Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/  Д. Б. Эльконин. – М.: НПО “Модек”, 1995.