Средства развития  речи глухих и слабослышащих детей в процессе обучения и воспитания

Дипломная работа

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Проблема развития  речи детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания

1.1.   Особенности психического развития глухих и слабослышащих детей..9

1.2.      Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей……………………………………………………………………………....23

1.3.      Средства развития  речи у слабослышащих и глухих детей в процессе  воспитания и обучения………………………………………………………….38

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по реализации средств развития речи детей с нарушениями слуха

2.1. Диагностика уровня развития речи у детей с нарушениями слуха………………………………......................................................................65

2.2.  Реализация средств развития речи глухих детей и ее результаты………………………………………………………………….…….73

Заключение…………………………………………………………….………….88

Библиография……………………………………………………………..............90

Приложения

 

 

Введение

Формирование и развитие устной речи глухих - одна из наиболее важных и одновременно сложных проблем в сурдопедагогике. Многочисленные исследования Ф.Ф. Рау, а также В.И. Бельтюкова, А.И.Гвоздева, А.Д.Салаховой, И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф и др. показывают невозможность овладения устной речью глухим ребенком обычным путем, на основе слухового ее восприятия и подражания. Без специального педагогического воздействия такой ребенок обречен на немоту. Глухие дети овладевают речью только в системе специального обучения, что происходит и значительно позднее и качественно иначе, чем у слышащих детей. Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.

Наукой и практикой доказана возможность обучения глухих устной речи, в условиях специального обучения (Ф.Ф.Рау, В.И.Бельтюков, К.А.Волкова, Е.П.Кузьмичева, Н.М.Назарова, а также Е.И.Андреева, Н.И.Белова, Э.И. Леонгард, Н.Ф.Слезина и др.).

Задача формирования у глухих устной речи решается почти всеми крупными деятелями в области как западноевропейской, так и российской сурдопедагогики с XVI в. (К.Амман, Х.Боннет, С.Гейнике, П.Д.Енько, С.А.Зыков, Джардано, Н.М.Лаговский, К.Малиш, В.В.Оппель, А.Ф. Остроградский, Ф.АРау, Ф.Ф.Рау, И.Я.Селезнев, И.Фатгер, В.И.Флери, М.Е.Хватцев и др.).

Сопоставление работ многих ученых, составляющих основу разных методических систем обучения глухих («мимическая» система - Ш.М.Эпе, Р.АСикар - Франция, Г.А.Гурцов - Россия, Т.Голлоде, Л.Кларк - США и др, система «чистый устный метод» - С.Гейнике, И.Фатгер, Ф.М.Гилль, Г.Гепферт, Р.Линднер, Г.Форхгаммер - Германия, А.Ф.Остроградский - Россия, АХелл -США и др, комбинированная система - М.Венус, И.Май, Ф.Шторк - Австрия, В.И.Флери - Россия, Э.Галлоде - США и др.) подтверждает значимость и эффективность обучения глухих устной речи.

До 40-х годов XX века в России отсутствует оригинальная, целостная, система обучения глухих устной речи, соответствующая требованиям современного уровня науки. Первые шаги в этом направлении предпринимаются Р.М.Боскис, И.А.Васильевым, Л.С.Выготским, Н.М.Лаговским, Н.А.Рау, Ф.А. Рау и др. Окончательное обоснование, структурное построение система обучения глухих устной речи получает в трудах Ф.Ф.Рау. Его ученики, преемники продолжают развивать идеи ученого, разрабатывая отдельные аспекты работы над устной речью и произношением глухих: работа над внятностью произношения (В.И.Бельтюков, К.А.Волкова, Э.И.Леогард, Л.В.Николаева, Н.Ф.Слезина и др.), использования и развития остаточного слуха (И.Г.Багрова, Т.А.Власова, Е.И.Кузьмичева), обучения произношению фонем (Р.А.Кошелявская, Э.И.Леонгард, М.Ф.Титова, О.А.Токарева, Н.И.Шелгунова и др.), словесному ударению (Е.И.Андреева, А.М.Суржикова, Л.Г.Шустрова и др.), темпу речи (Е.К.Марциновская, Л.Г.Шустрова и др.), ритму (Н.И.Белова, Н.М.Назарова и др.).

Изучение литературы по теме исследования позволило нам  выявить существующее противоречие между достаточной теоретической разработанности  вопроса овладения речью детьми с нарушениями слуха в процессе обучения, и тем, что наряду с этим, вопрос развития речи детей с нарушениями слуха в процессе воспитания является практически неизученным. Необходимость разработки данной проблемы обусловлена тем обстоятельством, что, как правило, дети с нарушениями слуха обучаются в специализированных учебных заведениях, зачастую достаточно далеко от дома и, за исключением каникул (а некоторые дети и включая каникулы),  постоянно проживают в интернатах. Не вызывает сомнений, что в данных условиях воспитание детей и обучение их словесной речи должно составлять единую систему. Наряду с оказанием педагогической помощи учащимся в  выполнении домашних задании важно наполнить содержание работы таких специальных школ-интернатов занятиями по интересам, способствующим развитию детей (в том числе и речевому). Успешное решение поставленных задач требует в свою очередь усовершенствования организационно-методической работы воспитателей.

Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности проблемы развития речи детей с нарушениями слуха в комплексном процессе обучения и воспитания.

Однако изучение состояния учебно-воспитательной работы в специальных общеобразовательных школ-интернатов для глухих детей позволило выявить ряд недостатков в построении учебно-воспитательного процесса, среди которых наиболее типичными являются следующие:

— слабая взаимосвязь воспитателей и учителей в деле обеспечения
единства учебно-воспитательной работы;

— слабое знание, а нередко и полное незнание специфических психолого-педагогических основ обучения и воспитания глухих детей, индивидуальных особенностей глухих воспитанников и учета их в учебно-воспитательной работе;

- отсутствие или недостаточность подбора единых средств развития речи в процессе обучения и воспитания.

Существующее противоречие определило выбор темы выпускной квалификационной  работы«Средства развития  речи глухих и слабослышащих детей в процессе обучения и воспитания».

   Сущность  проблемы  исследования заключается в  развитии звуковой речи  глухих и слабослышащих детей  в процессе обучения и воспитания в условиях специального обучения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать средства развития речи  у детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания в условиях специализированного интерната для глухих и слабослышащих детей.

Определение темы, проблемы и цели  исследования позволили определить объект исследования: процесс развития речи у детей с нарушениями слуха.

Предмет исследования - средства развития речи у глухих и слабослышащих детей.

  В процессе исследования была выдвинута гипотеза,  согласно которой,  овладение устной речью детей с нарушениями слуха будет осуществляться успешно  при условии использования  комплексного подбора средств развития речи в процессе воспитания и обучения, а именно, если работа по развитию речи будет проводиться в двух направлениях:

1.      работа по овладению лексикой на уроках развития речи

2.      работа по организации  творческо-художественной деятельности  детей.

Исходя из цели и гипотезы исследования можно выделить  следующие задачи исследования:

1.                      Изучить   состояние   проблемы исследования  в психолого-педагогической,  медицинской и сурдо-литературе.

2.                      Выявить специфику развития речи  у детей с нарушениями слуха.

3.                      Разработать       и       экспериментально       апробировать средства развития разговорной речи у детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической  и специальной литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  сбор анамнестических данных; эксперимент.

Методологической  основой исследования являются исследования о речевом развитии детей с нарушениями слуха Ф. А. Рау; исследования о дифференцированном обучении неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей Ф. Ф. Рау и Н. Ф.;  научно мотивированная концентрическая система формирования устной речи Н.Ф. Слезиной;  исследования С. А. Зыкова в области предметно – практического обучения. Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога – практика, доктора медицинских наук П. Д. Енько. Закономерности и этапы овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследовались Р. М. Боскис, К. Г. Коровиным. В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку неслышащих важную роль сыграли исследования таких психологов, как  Ж. И. Шиф, А. Ф. Лурия, И. М. Соловьева и другие, работы по слуховосприятию Е. П. Кузьмичева и др.

База исследования: школа-интернат для глухих и слабослышащих детей  г. \\\\\\\\. В эксперименте участвовало пятнадцать детей 1998 -1999 г.р.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап – экспериментальный  – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап  заключался в оформлении выпускной квалификационной  работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Научная  новизна  работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной сурдопедагогике по вопросам развития речи у детей с нарушениями слуха  и  особенностям организации  работы в процессе  обучения и воспитания в условиях специальной школы. В нашей работы уточнены средства развития речи у глухих и слабослышащих детей.

Практическая значимость  исследования заключается в возможности использовать результаты  данной работы в практике  педагогов специализированных школ-интернатов учителей и психологов при  работе над развитием разговорной речи у глухих и слабослышащих детей.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

 

Заключение

        Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что формирование речи глухого и слабослышащего ребенка должно строиться с учетом  специфики развития его речи на основе комплексного подбора средств в процессе обучения и воспитания.

 В процессе работы подтвердилась актуальность и практическая значимость проблемы речевого развития детей с нарушениями слуха.

          В ходе работы был проведен анализ состояния проблемы исследования в психолого-педагогической,  медицинской и сурдо-литературе; была выявлена специфика развития речи  у детей с нарушениями слуха. На основе изученной и проанализированной литературы были разработаны и экспериментально   апробированы средства развития разговорной речи у детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать средства развития речи  у детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания в условиях специализированного интерната для глухих и слабослышащих детей - достигнута.

Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу,   согласно которой,  овладение устной речью детей с нарушениями слуха будет происходить  наиболее эффективно  при условии использования  комплексного подбора средств развития речи в процессе воспитания и обучения.

Научная  новизна  работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной сурдопедагогике по вопросам развития речи у детей с нарушениями слуха  и  особенностям организации коррекционной работы в процессе  обучения и воспитания в условиях специальной школы.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике  учителей и психологов при  работе над развитием разговорной речи у глухих и слабослышащих детей в спецшколах и интернатах.

Полученные нами данные позволяют говорить о необходимости и практической значимости  более глубокой разработки  данной темы в дальнейшем.

 

 

 

Библиография

1.      Богрова, И. Г. Обучение Слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. [Текст] / И. Г.    Богрова– М.: Педагогика, 1989.

2.     Боскис, Р.Ф. Глухие и слабослышащие дети. [Текст] /  Р.Ф.  Боскис М.: Академия педагогических наук, 1963.

3.     Боскис Р. Ф. Учителю о детях с нарушениями слуха. [Текст] / Р.Ф. Боскис.– М.: Просвещение, 1988.

4.     Волкова, К.А. Обучение глухих учащихся 3-4 классов устной речи. [Текст] /К.А. Волкова. .: Просвещение, 1972.

5.     Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л. С.   Выготский.- М., 1934.

6.     Выготский, Л. С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. [Текст] /   Л. С.  Выготский.- М., 1924.

7.     Выготский Л. С., Принципы социального воспитания глухонемых детей. Собр. соч., т. 5 [Текст] /   Л. С.  Выготский.- М., 1983.

8.     Выгодская, Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетцо-ролевым играм. [Текст] /   Г. Л. Выготская. — М., 1975.

9.     Газзанига, М. Расщепленный человеческий мозг [Текст] / М. Газзанига  // Восприятие. Механизмы и модели. - М., 1974.

10.Гончарова, Е.Л. Программа целенаправленного формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. [Текст] /  Е.Л.  Гончарова //Дефектология 1996, № 5.

11.Заречнова, Е.А. Формирование коммуникативной деятельности у
слепоглухих детей как психолого-педагогическая проблема. [Текст] /  Е.А.  Заречнова. // брошюра «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме слепоглухих.» - Сергиев Посад 1998.

12.Зикеев, А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. [Текст] / А. Г.   Зикеев.– М.: Педагогика, 1986.

13.Зыков, С.С. Проблемы сурдопедагогики. [Текст] /С.С. Зыков. – М., 1977.

14.Зыкова, Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. [Текст]/ Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. - М.:Владос, 2003.

15.Исаев, Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. [Текст] / Д. Н. -Исаев Л., 1982.

16.Каффеманас, Р. Б. Исследование осязательного восприятия аномальных детей [Текст] / Р. Б.   Каффеманас // Дефектология. 1988 № 2.

17.Кузьмичева, Е. П. Развитие нарушенной слуховой функции [Текст] /  Е. П.   Кузьмичева // Современные ис­следования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. - М., 1990.

18.Козлов, М. Я., Левин, А. Л. Детская сурдоаудиология. [Текст] / М. Я. Козлов, А. Л.    Левин– Л.: Медицина, 1989.

19.Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей. [Текст] /  В. В. Лебединский.-  М., 1985.

20.Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. [Текст] /   В. И.  Лубовский.- М., 1989.

21.Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. [Текст] / А. Р.    Лурия.- М.: МГУ, 1969.

22.Лурия, А. Р. Нейропсихология памяти. Ч. 1. [Текст] /  А. Р.Лурия - М., 1974.

23.Матвеев, В. М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. [Текст] /  В. М.  Матвеев.- М., 1987.

24.Нейман, Л.В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. [Текст] / Л.В. Нейман. –М.: Просвещение, 1974.

25.Обучение русскому языку, чтению, произношению. [Текст] /     Под ред. К. Г. Коровина – М.: Просвещение, 1995.

26.Особенности усвоения учебного материала слабослышащими
учащимися. [Текст] /    Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.

27.Пташник. Организационно-методические условия работы по
«Программе формирования базовых компонентов читательской
деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха»
Е.Л.Гончаровой в подготовительном - первом классах школы для
слепоглухих детей. [Текст] /  Е.В.  Пташник //брошюра «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме слепоглухих.» - Сергиев Посад,1998.

28.Рау, Ф.Ф.  Формирование устной речи  у глухих детей. [Текст] /  Ф.Ф. Рау М, 1981.

29.Рау, Ф.Ф.  Устная речь глухих. [Текст] /  Ф.Ф. Рау М., 1973.

30.Розанова. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. [Текст] /  Т. В.  Розанова.- 1978.

31.Слезина, Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. [Текст] /  Н.Ф. Слезина.-М.,1984,

32.Соколянский, И.А. Обучение слепоглухонемых детей Текст] /   И.А. Соколянский //Обучение и воспитание слепоглухонемых детей.-М.: АПН РСФСР.-1962. /вып.121/.

33.Симерницкая, Э. Г. и др.  Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. [Текст] /   Э. Г. Симерницкая,  И. А. Скворцов, Л. И. Московичюте. – М.: Просвещение, 1991.

34.Тимохин, В. П. Сурдопедагогика. [Текст] /    В. П. Тимохин– М.: Просвещение, 1985.

35.Томилова, М.А. Развитие самостоятельной речи у глухонемых учащихся. [Текст] / М.А. Томилова. –М.: УЧПЕДГИЗ, 1952.

36.Тигранова, Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. [Текст] / Л. И.    Тигранова М.: Педагогика, 1978.

37.Методика адаптиро­ванного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. [Текст].-  М., 1988.

38.Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. [Текст] / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.- М.: Владос, 2004.

39.Фишман, М. Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. [Текст] /  М. Н.   Фишман. - М., 1989.

40.Хватцев, М. Е., Шабалин, С. Н. Особенности психологии глухого школьника. [Текст] /   М. Е. Хватцев, С. Н. Шабалин. - М., 1961.

41.Шевченко, С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации Детей с трудностями в обучении [Текст] /  С. Г.  Шевченко //Дефектология.- 1995. № 1.

42.Шипицына Л. М. и др. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией  [Текст] /  Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова,  Э. Г.  Крутикова -  Дефектология. 1991.

43.Шипицына, Л. М., Иванов, Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогатель­ной школы. [Текст] / Л. М. Шипицына, Е. С.   Иванов. - Великобритания: КолегЭлидир, 1992

44.Шипицына, Л. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии [Текст] /  Л. М.  Шипицына // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3.

             .