Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолого-педагогические основы социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

1.1.        Проблема  социальной адаптации дошкольников в психолого-педагогической литературе……………………………7

1.2.        Проблема социальной адаптации в условиях   дошкольного учреждения…………………………………………………………15

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

         2.1. Организация и методика исследования………………………19

  2.2. Опытно-экспериментальная работа по социальной адаптации дошкольников и анализ ее результатов……………………………………27

Заключение ………………………………………………….……………37

         Библиография…………………………………………………..………….39

        Приложение               

 

Введение

Современный Дошкольный образо­вательный контекст нуждается в но­вой целевой установке, более широ­кой, связанной с подготовкой ребенка к жизни, с эмоционально-ценностным отношением к себе и другим людям. Процесс модернизации дошкольного образования во многом связан с поиском и выбором методологической стратегии социального развития ребенка.

Первые наблюдения над социальным поведением зафиксированные еще в античности в философских трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотелям, позднее в период Просвещения - у Дидро, Руссо, Гельвеция, Монтескье. Психологи Г. Зиммель и Ч. Кули в своих работах впервые стали рассматривать личность не абстрактно, а связывали ее черты и особенности с процессами взаимодействия людей внутри групп и с группами.

Вопросам социализации личности посвящены многие исследования. И.С. Кон определяет процесс социализации как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная лич­ность[10]. Исследования П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э. Дюркгейма и дру­гих ученых показали, что превраще­ние человека из биологического суще­ства в социальное - специфический процесс, который имеет свои особен­ности и закономерности. Без учета ре­зультатов этих исследований наши представления об эволюции индивида в отрыве от социокультурных условий будут неполными. Если личность изо­лирована от среды, то не срабатывает даже самая продуманная система вос­питания дошкольника. Социокультур­ный подход предполагает ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследи­ем своего народа и культурным опы­том человечества.

Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта данного вопроса, в практической деятельности  дошкольных образовательных учреждений отсутствует систематическая работа по социальной адаптации детей дошкольного возраста с учетом возрастного  фактора.   Проблема социальной адаптации относится к числу важнейших для развития ребенка. Все психологи едины в признании значения социализации в формировании личности. Поэтому изучение проблем социальной адаптации становится весьма актуальным. Ее актуальность значительно возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Возникает определенное противоречие между необходимостью ранней социализации детей и  отсутствием эффективной технологии социальной адаптации ребенка  в условиях дошкольного образовательного учреждения.    Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление эффективной технологии социальной адаптации детей старшего  дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Возникшее противоречие и актуальность  данного вопроса обусловила выбор темы исследования: «Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Объектом исследования является социальная адаптация старших дошкольников.

Предметом исследования является технология социальной адаптации  детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Цель работы: изучить особенности социальной адаптации старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому  процесс социальной адаптации  детей дошкольного возраста  про­исходит успешно при соблюдении следующих условий:

1. его не­прерывного осуществления, т.е. включе­ния во все моменты образовательного процесса;

2. если личный опыт ребенка орга­низуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы по­знания, общения и деятельности, позво­ляющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуман­ное отношение к миру.

3. разработке комплекса игр и занятий, направленных на социальную адаптацию дошкольника с учетом  особенностей социально-эмоциональ­ного развития дошкольников.

 В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1)                Исследовать  психолого – педагогическую литературу по проблеме социальной адаптации детей дошкольного возраста.

2)                 Выявить особенности процесса социальной адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения.

3) Разработать и экспериментально апробировать комплекс  игр и  занятий, направленных на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования послужили труды таких выдающихся психологов и  педагогов, как: Р.С Немов, Л.С. Выготский,  А. А. Леонтьев, П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э. Дюркгейм, Е.И. Рогов, и др. посвященные проблеме исследования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ  психолого–педагогической литературы; наблюдения за деятельностью детей;  эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование осуществлялось на базе ДОУ № 10 г. Ишима Тюменской области  с включением двадцати детей старшего дошкольного возраста.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2007 г.) была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий   эксперимент, с целью определения уровня социальной адаптации детей  старшего дошкольного возраста.

На втором этапе (декабрь 2007 г. – март 2008 г.)  нами была организованна опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс игр и  занятий, направленный на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе (апрель – май 2008 г.)  были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена курсовая  работа.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам социальной адаптации  детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу воспитателями детских садов, а также работа представляет практическую значимость для  практических  психологов.

Структура работы:  введение, первая, вторая глава,  заключение,  библиография, приложение.

 

Заключение

В ходе работы над темой «Социальная  адаптация детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» подтвердилась актуальность проблемы исследования. Проблема социальной адаптации относится к числу важнейших для развития ребенка. Поэтому изучение проблем социальной адаптации становится весьма актуальным. Ее актуальность значительно возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Процесс модернизации дошкольного образования во многом связан с поиском и выбором методологической стратегии социального развития ребенка. В качестве методологической основы мы в нашем исследовании выделяем совокупность социокуль­турного, герменевтического, личностно ориентированного подходов.

При проведении теоретического анализа и экспериментального исследования мы пришли к выводу, что успешная социальная адаптация ребенка  возможна только при соблюдении следующих условий:

1. его не­прерывного осуществления, т.е. включе­ния во все моменты образовательного процесса;

2. если личный опыт ребенка орга­низуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы по­знания, общения и деятельности, позво­ляющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуман­ное отношение к миру.

3. разработке комплекса игр и занятий, направленных на социальную адаптацию дошкольника с учетом  особенностей социально-эмоциональ­ного развития дошкольников.

Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Практическая значимость представляется возможностью использовать методику диагностики уровня социальной адаптации дошкольников, а также разработанный нами комплекс игр и занятий, направленных на  социальную адаптацию воспитателями детских садов и практическими   психологами.

 

 

 

Библиография

1.    Американская    социологическая мысль [Текст] / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс и др.  - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 214 с.

2.     Белкина, В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия, 2001.- 472 с.

3.    Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение,1988.-568 с.

4.    Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Выготский Л.С.  -М.,1934. – 469 с.

5.    Газман, О.С. Социальные аспекты развития. [Текст] / О.С.  Газман // Советская педагогика, 1988., №5. – с.87-94.

6.    Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии [Текст] /  В.В. Давыдов, В.П.  Зинченко. // Вопросы философии", 1980., №12. - с. 47 – 60.

7.    Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.- 289 с.

8.    Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.

9.    Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций.. Учебное пособие для студентов  педн-тов. [Текст]/  Т.А. Ильина – М.: ИНФРА, 1984.-496 с.

10.                       Игровое моделирование: методология и практика. [Текст] /под ред. И.С. Ладенко. овосибирск: Наука, 1987. -312 с.

11.                       Кон, И.С. Ребенок и общество. [Текст] / И.С. Кон. - М.:Логос, 1988. – 247 с.

12.                       Крупенин, А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.

13.                       Коломенский, Я. С., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. [Текст]/ Я. С. Коломенский, Е. А. Панько. - М.: Просвещение. 1988 - 190 с

14.                       Ладенко, И.С. Игровое моделирование методологии и практики. [Текст] / И.С.  Ладенко овосибирск, изд-во Наука, 1987.- 249 с.

15.                       Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] А.А. Леонтьев // Вопросы философии.1979. №1- С.64-69.

16.                       Лисина, М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. .: ИНФРА, 1980. – 314 с.

17.                       Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /  Б.Ф. Ломов, .: Логос, 1975. -  280 с.

18. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. [Текст] / А.В.  Мудрик. - М.: Просвещение, 1997. -325 с.

19.  Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / - Л.Ф. Обухова. М.: Наука,1995.-146 с.

20.  Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск: Вега, 1994.- 114 с.

21.  Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании [Текст] / Е.И.  РоговМ.: Владос, 1995.-476 с.

22.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.  Рубинштейн .: Просвещение, 1946. – 643 с.

23.  Урунтаева, Г. Л., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст] / Г. Л. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Просвещение. 1995 -291 с.

24.  Фридман, Л.И., Кулагина, И.Ю. «Психологический справочник  учителя» [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю.   Кулагина.- М.:  Просвещение, 1991 - 161 с.

25.                       Цукерман,  Г.А., Мастеров,  Б.М. Пси­хология саморазвития. [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров.  - М., 1995.- 347 с.

26.  Чуракова, Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. Сболевых игр. [Текст] / Р.Г.  Чуракова. - М.: Просвещение,1991. – 167 с.

27.  Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст] / Д.Б.   Эльконин - М.: Педагогика, 1978. – 427 с.

28.  Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.   Эльконин (Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко) - М.: Просвещение, 1989. - 643 с.

29.  Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б.   Эльконин – Воронеж: Прима, 1995. – 486 с.